жила-была старица

Часть первая: О городе Старица.

Жила-  была старица.

О городе Старица Тверской области.

                                                                                                                                                                                   Воздух шпилями распорот,

                                                                               В каждой впадинке – века.

                  Если Старица – не город,

То и Волга – не река.

Сергей Островой

Притаившаяся в стороне от крупных магистралей, старица не избалована вниманием туристов. А жаль – в этот тихий тверской городок и в его окрестности есть за чем приехать.

Немного Истории.

  

Откуда название города Старица? От старого русла реки, как можно решить поначалу? А вот и нет, городская легенда гласит, городок- предок Старицы в 1292 году был погублен и дотла сожжен полчищами татаро-монголов. В живых осталась одна ветхая старушка, = старица с клюкой =, которую нашел Тверской князь Михаил Ярославич в старицких пещерах. Старуха клюкой указала место, на котором князь Михаил и закладывает новый город, назвав его Старица. Сегодня старушка красуется и на гербе города, и на одной из центральных площадей.

Рис. Мозаичная икона = Св. Михаил Ярославич Тверской =

 

Официальной датой основания города Михаилом Ярославичем Тверским считается 1297 год, хотя по последним данным исследователей он возник уже во второй половине XIV века. В старину это место являлось важнейшим пунктом защиты границ великого княжества Тверского. На протяжении XIII – XVIII веков здесь существовала крепость. Укрепление располагалось на мысу при впадении реки Старицы в Волгу. Сейчас это место называют старым городищем. В XIV веке оно представляло собой поселение ( Кремль), окруженное земляными валами, на которых возвышались деревянные стены с башнями. На территории Кремля тогда располагались деревянные постройки: церкви, княжеский терем, боярские палаты, дома знатных горожан. Вскоре рядом со старым городом образовалось новое укрепленное городище. Город входил в Тверское княжество, но вскоре стал яблоком раздора между Москвой, Тверью и Новгородом. В 1375 году городом завладел Дмитрий Донской, но через некоторое время Тверь вернула себе город. С 1485 года Старица вместе со всем Тверским княжеством постоянно входила в состав московского государства.

Фото Старица. Экспонат краеведческого музея.

В 1504 году Старица по духовной грамоте Иоанна III была отписана в удел его младшему сыну Андрею. В начале XVI века Андрей Старицкий отличается на военном поприще. В 1524 году он возвращается в свой удел. В Старице создается удельная Дума. В 1530 году Старицкий князь возрождает Успенский монастырь. В это время в городе было построено каменных зданий больше, чем за всю предыдущую историю города. 2 мая 1537 года Старицкий князь со своим войском двинулся в сторону Новгорода. Московские войска кинулись вдогонку за ним, опасаясь объединения Новгородского войска со Старицким. Но Новгород не поддержал Старицу. Оказавшись в безвыходном положении, окруженный со всех сторон, Андрей Старицкий сдался, и умер 10 декабря 1537 года в тюрьме. Единомышленники князя были казнены, и долгое время в назидание непокорным вдоль дорог стояли виселицы. Старица переходит к сыну Андрея Старицкого, Владимиру.

Рис. Казнь участников мятежа Андрея Старицкого, противника самодержавной власти 1537 год.

Старица отстраивается и укрепляется, продолжают развиваться торговля и ремесла. Владимир Старицкий строит на старом городище Борисоглебский собор. Город Старицу очень любил Иоанн Грозный. Фантастическая красота окрестных пейзажей и тихая уютная прелесть города Старицы настолько впечатлили одиозного государя, что он дает Старице ласковое прозвище Любим-город. Старицкий князь Владимир, кстати, двоюродный брат Иоанна, тоже полюбился грозному царю. Да так, что Владимир Старицкий становится любимейшим воеводой Иоанна. Владимир Старицкий освобождает Казань, в 1557-1559 вел войны на юге против Девлет- Гирея, участвовал в походе на Полоцк. В 1568 году он назначен командующим русскими войсками против турок.

Рис. Взятие Казани.

Но воистину = минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь… = заподозрив князя Владимира в заговоре, в припадке паранойи, Иоанн Грозный травит талантливого полководца, заодно с его семьей и матерью – будущей святой Ефросиньей Старицкой. Затем с великой помпой хоронит Владимира Старицкого в Архангельском соборе Москвы, а Старицу делает своей дворцовой резиденцией. Одна из дочерей Владимира чудом была спасена. Княжна Мария Старицкая – из числа выдающихся уроженцев Старицы. В будущем она станет королевой Ливонии. С тех пор Старица своих князей больше не имела.

Во время Ливонской войны Иван Грозный провел переговоры с польским королем именно в Старице. Вокруг города было расставлено огромное войско. Которое показывало полякам силу русскую. Однако, в 1608 году поляки вернулись сюда и устроили осаду города. Жители Старицы не приняли Лжедмитрия II и дали серьезный отпор интервентам, но все же были побеждены. Старица была разгромлена и сожжена, крепостные укрепления были разрушены. В огне погибло большинство деревянных зданий Старицкого кремля, Успенского монастыря и посада. = И поднялся тут страшный грохот, аки грому подобный,- отмечал летописец,- и вздыбились к небесам вода, и поплыли по Волге во множестве тела супостатов=.

Справка: Ливонская война- это крупное военное столкновение второй половины XVI века, в котором приняли непосредственное участие многие североевропейские державы: Великое княжество Литовское, Датское королевство, Шведское королевство, Русское царство. Причина войны- попытка Ивана Грозного получить стратегически важный выход к Балтийскому побережью.

Рис. Стенд Ливонской войны в рижском музее истории города Риги.

В 1589 году уроженец Старицы Иов становится первым Патриархом Московским и Всея Руси.

Но поскольку Старица по-прежнему являлась важным стратегическим пунктом, царь Михаил Федорович приказал восстановить крепостные стены города, на большее средств не хватало, и соборы и здания долгое время стояли заброшенными. Большой пожар, истребивший многие постройки, довершил разруху. Во второй половине XVII века, после войны с Польшей, Россия отодвинула свои западные границы, и Старица как крепость утратила былое значение. Заброшенные укрепления разрушались, город с высокого холма переместился на открытые отлогие берега Волги.  В 1708 году Старица вошла в Смоленскую губернию, а в 1775 году стала уездным городом Тверского наместничества.

В 1780 году Екатерина II утверждает герб города Старицы.

В августе 1824 года в Старице побывал император Александр I. Тревожная переполошенность ворвалась в спокойную и размеренную жизнь уездной Старицы. Город встречал императора. Особо избранная депутация, состоящая из Дмитрия Федоровича Филиппова, строителя городских торговых рядов, Андрея Силантьевича Пирожникова, городского главы  и его помощника, городничего Невицкого. Городской глава обязан встречать императора верхом на лошади. = Так как он ездить верхом не умел, то был привязан к седлу веревками =, писал старицкий краевед Иван Петрович Крылов.

Рис. Император Александр I

Встреча была торжественная при большом стечении городского и сельского населения. Как только царь появился, раздался колокольный звон. Духовенство поднесло Александру I подарки. Потом был отслужен короткий молебен в Успенском соборе. После молебна государь переправился через реку Волгу на пароме, который был разукрашен и обтянут красным сукном. В городе царь остался ночевать в доме купца Д.Ф. Филиппова. Для жителей приезд царя было большое событие, так как еще со времени царствования Ивана Васильевича Грозного никто из царствующих особ так и не удосужился погостить в городе Старице.

В XVIII-XIX веках Старица была довольно крупной пристанью на пути из Москвы в Петербург. Сюда прибывали торговцы из Твери, Ярославля, Смоленска, Новгорода. Местное население торговало в основном воском, медом, стерлядью и белорыбицей, кувшинами, серпами, подковами. В городе оживилось строительство общественных зданий, церквей и городских домов. Строили из местного белого камня и кирпича, Старица стала нарядной и уютной. А в середине XIX века по частой для того времени причине – железная дорога миновала город и прошла, через Ржев – Старица потеряла свое значение и превратилась в тихий уездный городок.

В 1897 году в Старице насчитывается 5396 жителей. Имелось 10 церквей, 21 фабрика и завод, 124 торговых предприятий. В Старице широко были развиты кузнечное, сапожное, столярное и другие ремесла.

Советская власть в городе установлена 30 ноября 1917 года, при участии солдат 5 саперного полка расквартированного в Старице.

Фото. Центральная улица Старицы.

 

Фото. В городе закрыты монастыри и почти все церкви.

 

После введения продналога по всей Тверской губернии прокатилась волна крестьянских восстаний. Особенно крупное восстание произошло в марте 1918 в Старицком уезде.

С приходом к власти большевиков артели, добывающие белый камень Старицы, были = раскулачены = и ликвидированы, а промысел камня прекращен, город же, известный всей России и живший во многом за счет горных разработок, перешел в положение обычного города, каких были тысячи по Руси.

В 1924 году упразднили Старицкий уезд, который вошел в западную, а позднее – в Калининскую область.

Советское время внесло много нового в облик города. Появились такие предприятия, как льнозавод, овощесушильный завод, швейная фабрика, хлебокомбинат, комбинат бытового обслуживания. В разные годы открыты и ныне действуют средняя и восьмилетняя школы, педагогическое училище, два политехнических училища.

В ходе Великой Отечественной Войны Старица 12 октября 1941 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Фото. Переправа через Волгу.

 

Используемый фашистами как плацдарм для наступления на Тверь и Москву, город являлся и одной из основных баз снабжения немецких войск. На Старицкий аэродром регулярно садились самолеты с боеприпасами, горючим, продовольствием, и все это незамедлительно отправлялось в войска.

Фото. Старица вид на городище.

 

После разгрома немцев под Тверью старица и её окрестности стали опорным пунктом врага, перекрывавшим путь советских частей на Ржев. Фашисты приложили немало усилий, чтобы укрепить оборонительные подступы к городу. С этой целью были использованы естественные препятствия – высокие, крутые берега Волги, холмистый рельеф местности и различные сооружения: противотанковые рвы, минные поля и др.

Десятки патриотов ушли в партизанские отряды, храбро сражались с оккупантами. На Старицкой земле действовало четыре партизанских отряда.

В ночь на 1 января 1942 года в результате упорных боев советские войска прорвали вражескую оборону и овладели Старицей. За два с половиной месяца оккупации фашистские захватчики нанесли ущерб экономике Старицкого района: сожгли и разрушили жилые дома, хозяйственные постройки, десятки школ, культурно – просветительских и медицинских учреждений, разграбили имущество граждан, отобрали у населения большое количество скота и птицы.

Известные люди Старицкого района.

Святитель Иов (в  миру – Иван) 1533- 1607, первый патриарх московский и всея Руси.

 

Корнилов Владимир Алексеевич (1806-1854) русский вице – адмирал, герой обороны Севастополя.

 

Панафидин Павел Иванович (1784 – 1869) капитан – лейтенант флота, родоначальник династии мореплавателей, участник Афонского сражения, награжденный за доблесть орденом Святой Анны 3-й степени.

 

Октябрьский Филипп Сергеевич (1901-1983) один из организаторов обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов, адмирал, Герой Советского Союза.

Фото. Командующий флотом вице – адмирал Ф.С. Октябрьский выступает перед экипажем крейсера = Красный Крым =.

 

Захаров Матвей Васильевич (1898 – 1972) маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, начальник Генерального штаба Министерства Обороны СССР.

Фото. Командование Калининского фронта. Слева направо: И.С. Конев, М.В. Захаров. Зима 1941-1941 гг.

 

Крылов Иван Петрович (1856-1918) издатель книг, газет и журнала, основатель метеорологической станции в Старице, автор книг по археологии, меценат.

Сабакин Лев Федорович (1746-1813) выдающийся русский механик, коллежский асессор. Сконструировал сложные механизмы: астрономические часы, машину для измерения корабельного хода, создал дальномер и др.

Чернятин Матвей Алексеевич (1771-1846) городской архитектор. Построил в Старице кузнечный ряд, Борисоглебский собор, Троицкий собор в Успенском монастыре, Дворянские здания в Твери.

Румянцев Михаил Николаевич (1901-1983) артист цирка, клоун карандаш, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

Особое место в истории края занимает имя А.С. Пушкина. Поэту доводилось бывать как в Старице, так и в её окрестностях, например, в Бернове Старицкого уезда Тверской губернии. В XIX веке там располагалась усадьба Вульфов, друзей поэта, у которых он часто гостил. Сейчас в селе Бернове находится музей А.С. Пушкина.

Бывал в старице и современник Пушкина, родоначальник русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. В 6 километрах от города, в селе Коноплине, находилась усадьба писателя. Сюда в июле 1838 года к нему приезжал В.Г.Белинский. В июне 1856 года в Старицу приезжал Александр Николаевич Островский. Драматург слушал рассказы о местных каменоломнях, интересовался жизнью рыболовов, записывал от старожилов предания об Иване Грозном.

Как добраться.

На личном транспорте. На машине в Старицу можно ехать как по Ленинградскому шоссе (поворот на Старицу в Твери), так и по Новорижскому шоссе (поворот на Старицу в Зубцове).

На общественном транспорте. Железнодорожного сообщения с городом считай нет, потому что вокзал находится в 12 км к северо-западу от города. Да и проходит через него 2-3 пары местных поездов Торжок-Ржев. Проще добраться электричкой Москва-Тверь (1.20-2 часа), от Твери полтора часа автобусом до Старицы. Есть и прямые автобусы из Москвы, которые 2 раза в день (10.00 и 16.10) отправляются от автостанции у метро = Тушинская = (время в пути 4 часа 20 мин.). Отправление из Старицы в Москву в 10.20 и 16.25. Надо иметь в виду, что автобус приписан к Волоколамску, и если из Старицы едет мало пассажиров, в Волоколамске их пересаживают на другой автобус.

Где остановиться.

В Старице всего одна гостиница, это = Волга = на улице Володарского 11, в двух шагах от Успенского монастыря, правда отзывы о ней не очень хорошие: гостиница советского типа, перебои с горячей водой, мебель 70-х годов, отсутствие вайфай. Можно остановиться и в самом монастыре, но жить придется в многоместных = кельях = с двухъярусными кроватями. В селе Чукавино под Старицей открылся гостевой дом = Маша и медведи =. Остановиться можно и в 5 км от Старицы в фермерском хозяйстве = Сенавиан = деревня Рыблово. Мы выбрали по отзывам = Особняк на Карла Маркса = ул. Карла Маркса 59, о чем не чуть не пожалели. Большой уютный номер, везде очень чисто, персонал очень приветливый, на территории бесплатная парковка, шустрый вайфай. В номере фен, телевизор, тапочки, чайник, бутилированная вода, чай. Завтрак входит в стоимость номера. Мы не ожидали сервиса такого уровня в таком тихом месте. Внутри особняка, которому уже более 100 лет, царит атмосфера доброжелательности. Словно ты не в отеле, а в гостях у добрых старых друзей.

  

Фото. = Особняк на Карла Маркса =.

Где покушать.

Старица – городок небольшой, заведений общепита здесь немного. Центральным в городе можно назвать кафе = Светлана = на улице Ленина. На Коммунистической 27 есть ресторан = Атлантида =, на улице Чернозерского 14 кафе = Березка =. Кроме того, пообедать можно в трапезной Успенского монастыря. Нам очень понравился ресторан при нашем отеле, завтракали обедали и ужинали в нем, каждый раз еда была очень вкусной, порции большие, цены умеренные.

Фото. Ресторан в отеле.

 

Немного отдохнув в отеле, мы заказали частного экскурсовода по городу на вечер, а пока решили сами отправиться на старое городище.

Фото. Валы старого городища.

Из древних построек на старом городище ничего не сохранилось, Сейчас это просто холм, с которого открывается замечательный вид на город Старицу.

Фото. Вот здесь и находился старицкий Кремль. Именно здесь в 1297 году, тверской князь Михаил Ярославич заложил = городок на Волге ко Зубцову на Старице = для защиты своих юго – западных границ от набегов татаро- монголов, новгородцев и соседствующих княжеств.

Как же выглядела крепость на старом городище. Узкий и длинный мыс, омываемый рекой Старицей и Волгой, опоясан с юга и запада мощным земляным валом. Крутые до 70 градусов склоны 24 метрового холма упираются в глубокие рвы. Кремль являлся центральной частью крепости.

Первоначально его окружал земляной вал длинной 178 метров. Затем для защиты посада был насыпан второй вал длиною 350 метров, кроме того, кремль был обнесен деревянной стеной протяженностью 1300 метров, около четырех метров высоты и около трех ширины.

 

В стене 13 башен, 11 глухих и 2 с воротами. На некоторых из них возвышались = сторожни = для дозорных. Ворота, над одними из которых висел сплошной колокол, извещавший горожан о приближающей беде, вели внутрь Кремля, к княжескому дворцу. Кроме дворца были здесь дома бояр, дом воеводы, сьезжая изба, острог, государевы житницы, дома стрельцов и прочих горожан, и несколько храмов. Обороне служил и = тайнишний = ход длиною 54 метра, который уходил в землю у подножия башни и вел к речке Старице. Стены этого подземного хода были укреплены дубовыми бревнами, свод белым камнем и кирпичом пирамидальной формы.

Тем, кто штурмовал крепость, надо было в начале преодолеть заполненный водой, снабженный железными ловушками и утыканный острыми кольями 20 метровый ров, затем взобраться на выложенные камнем откосы холма, и лишь после этого идти на приступ крепости, встречавшей неприятеля градом ядер и камней.

 

За свое существование крепость была несколько раз сожжена и разорена, но каждый раз её восстанавливали, при этом вели строительство уже из белого камня.

 

Первые археологические раскопки на территории старого городища проведены И.П. Крыловым в 1903 году. Вскрыты остатки Борисоглебского и Михаило- Архангельского соборов, церкви Николы, трапезной и белокаменного подвала.

Самыми значимыми находками являются остатки шатрового Борисоглебского собора, который был построен в 1558 году князем Владимиром Старицким. Собор отличался великолепно спланированным положением и формой. Был назван именами Бориса и Глеба- покровителей русского воинства, был возведен на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. Этот собор считался самым красивым собором Тверской земли и даже = соперником = по красоте московского собора Василия Блаженного. Если принять во внимание еще и высоту городища, то картина крепости с Борисоглебским собором, который возвышался на нем как огромный, невиданный храм-город, представляется действительно потрясающей.

Он был богато декорирован, в том числе керамическими иконами. Храм сильно пострадал во время Ливонского нашествия 1609 года. = … Приидоша ко граду тому сопостатнии Литовствии вои и Русские воры, град Старицу обступиша и пожжгоша, и люди в нем мечю подклониша, и пожжигоша соборную церковь святых мучеников Бориса и Глеба, разориша, и в них множества людей посекоша и пожжгоша… =. Даже страшно представить ужас людей, которые бежали от воинов, прятались в храмах, а там их сжигали заживо. После пожаров в XVII веке собор обветшал и постепенно разрушился, так как город не имел средств на его восстановление. Собор был разобран в 1802 году, о чем выразил сожаление император Александр Первый побывавший в Старице в 1824 году.

Вот что написал И.П.Крылов о археологических раскопках Борисоглебского собора: = Собор, как показали раскопанные остатки стен, были размером: длины 31, ширины 24 аршина. Стены толщиной были в 3 аршина. Судя по трем алтарным полукружиям, собор имел три придела. Пол в соборе состоял из ромбообразных плит. Под которыми обнаружены погребения умерших.

Керамическая икона Спаса Нерукотворного из Борисоглебского собора.

 

До войны существовала небольшая часовня-столб в память о соборе. Сейчас нет и её.

 

Фото. Эх умели же наши предки выбирать места для  постройки городов.

 

Поднятая над уровнем Волги более чем на 60 метров, Старица главенствовала над её водным пространством и позволяла вести за ним постоянное наблюдение. Проплыть судам по Волге мимо Старицы незамеченными было невозможно.

Дальше спускаемся с высокого вала старого городища и выходим на так называемое новое городище.

 

  

Фото. Валы нового городища.

 

На вершине нового городища возвышается новый Борисоглебский собор построенный в 1820 году из остатков разобранного старого собора.

Фото. Борисоглебский собор.

 

В 1797 году был издан указ = О построении в Вышнем Волочке, как равно и в городах  Старице и Зубцове на место ветхих, новых соборов, и посему на построение Старицкого собора выдано 7000 рублей =. В 1805 году был утвержден план нового собора.

Храм решили возводить на новом городище, недалеко от торговой площади. Дорога к нему шла мимо кузниц, это облегчало подвоз камня и других строительных материалов.

 

Проект собора был заказан Луиджи Руска, но непосредственное воплощение проекта осуществлял талантливый архитектор Матвей Чернятин. Матвей Чернятин- уроженец Старицы родился в семье купцов, учился на архитектора в Твери. Он перенял у Н.А. Львова многие архитектурные приемы.

 

Фото. Борисоглебский собор в Торжке. Архитектор Н.А. Львов.

Сейчас Старицкий Борисоглебский собор не действует и потихоньку разрушается.

Фото. Собор впечатляет даже в таком состоянии.

 

Фото. Наружние белокаменные лестницы.

 

Вовнутрь собора попасть нельзя, но если заглянуть можно увидеть, что внутри он сохранился намного хуже чем снаружи.

Фото. Скорее всего собор расписывался дважды или трижды. Видна более ранняя роспись под насечками.

 

В советское время здесь был автосервис. Хоть фрески и сохранились, но выглядят они сейчас просто ужасно и требуют немедленной реставрации.

 

Рядом с Борисоглебским собором возвышается многоярусная Спасская церковь-колокольня возведенная в 1827 году. Проект колокольни был выполнен также Матвеем Александровичем Чернятиным.

 

Колокольня это редкий пример древнейшего типа = иже под колоколы =. Колокольня находится над куполом церкви. От здания Борисоглебского собора её отличает легкость, она кажется более светлой и праздничной. В 1870 году к колокольне пристроили трапезную, что несколько утяжелило силуэт здания.

 

Фото. Самые насыщенные и богатые- верхние ярусы, в отделке которых обильно использован белый камень.

 

Фото. На фронтоне видна фреска. Какими же красками их создавали, что спустя пару веков роспись сохранилась.

 

Фото. Во время Великой Отечественной войны на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора. А также утрачена сень над входом.

Фото. На самом верху церкви-колокольни, словно показывая заброшенность, растут две березки.

 

Собор и колокольня составляет прекрасный пример архитектуры XIX века. Такая архитектура не должна просто так стоять в запустении. Очень обидно и жалко эту красоту.

 

Фото. Дорога ведущая к собору была вымощена камнем.

 

Спускаясь с городища, нельзя не обратить внимание на встроенные в вал кузницы.

Фото. Старинные кузнецы выполнены из белого тесаного камня. Они были построены из остатков стен и башен Старицкого кремля прямо в земле городского вала.

Вторым после добычи известняка, в Старице было кузнечное дело. Местные кузнецы в XVIII веке изготовляли серпы, косы, топоры, вилы, ножи и т.д. В XIX веке они ковали подковы, осуществляли оковку телег, тарантасов, карет, плели = железные кружева = (оконные решетки, ограды с орнаментом). Добывали местное кричное железо- из болотной руды.

 

Некогда здесь стояло, как минимум, 30 кузниц. До настоящего времени уцелело только 7 из них.

 

На одной из кузнец была обнаружена дата 1798, которая свидетельствовала о годе постройке самой последней кузнецы. Наиболее древние кузницы стояли в конце восточной стороны вала. Каждая кузнеца была украшена зубчатой аркой.

 

Хозяевами кузниц были семейные династии. Так, например, Дерягины были лучшими медниками. Они лудили, ставили заклепки, паяли, отливали по церковным заказам нательные крестики, складни с ликами святых, чеканили оклады для икон серебряные и золотые. Ковали Чернятины были известны на всю Россию. Только у них был секрет отливки стали особенной упругости и крепости. Эту сталь так и называли Чернятинской. Василий Чернятин считался лучшим серповником, его серпы не тупились годами. Каждый год в Старице производилось до 25 тысяч серпов. Сюда за ними приезжали со всех концов России. Яков Чернятин славился плетением = железных кружев =. По заказам он изготавливал металлические козырьки для домов, ажурные просечки для ворот, князьки на крыши. Его брат Михаил Чернятин ковал кровати с узорчатыми боковинами и скамейки с кружевными спинками. Церковь и владельцы домов заказывали Петру Чернятину оконные решетки с диковинными орнаментами.

Фото. Печная дверца. Старицкий краеведческий музей.

 

До 1920 года кузни были частными, потом мастерам было предложено создать артель промысловиков. Одни продолжали свое дело, другие пошли работать на заводы. После начала индустриализации на рынке появились товары, более дешевые, чем выходившие из кузниц и кузнечное дело было свернуто.

Так и представляется картина- белые кузнецы, в них черные, как уголь, кузнецы с черными бородами, большими черными руками и белый огонь, неистово гудящий в горнах.

  

Фото. Кузнецы давно заброшены, обветшали, с ржавыми воротами и в них уже никто ничего не кует.

Неужели в старице все так плохо? Все разрушено и запущено. Нет не всё, доказательство тому Свято- Успенский мужской монастырь. Туда то мы и направляемся с экскурсоводом.

Фото. Вид на Свято- Успенский мужской монастырь с валов городища.

 

Свято- Успенский монастырь- древнейшая достопримечательность Старицы. По приданию монастырь был основан в 1110 году, когда сюда приплыли два инока Киево- Печерской лавры Трифон и Никандр. Они срубили себе небольшую часовню, а уже их преемники построили Успенскую церковь. В это время монастырь находился не на берегу Волги, а выше, в глухом лесу, примерно где сейчас находится гостиница = Волга =. Вероятно, монастырь был разрушен татаро- монголами и возродился на новом месте (ближе к реке) лишь в первой четверти XVII века при князе Андрее Ивановиче Старицком в 1530 году.

В монастыре любил молиться Иван Грозный. Он сделал большие вклады в монастырскую ризницу: книги, церковные сосуды, шитые пелены. Предание говорит, что по велению царя под Успенским собором был устроен подземный ход, прорытый под Волгой с выходом к Борисоглебскому собору. Поиски потайного хода в XIX веке местным любителем древностей И.П. Крыловым не увенчались успехом. Большинство первоначальных построек Успенского монастыря не сохранилось. Основной ансамбль обители сложился в XVI- XX веках. В конце августа 1824 года в Успенском мужском монастыре побывал император Александр I.

28 октября 1918 года в докладе коммунотдела, считавшего монастырь контрреволюционным гнездом, предлагалось ликвидировать Старицкий мужской монастырь для устроительства в стенах его гостиницы и столовой. Но ликвидация монастыря произошла только в 1923 году. Монахи были изгнаны из монастыря, богослужение прекращено. Вскоре были сброшены и разбиты все монастырские колокола. Варварски уничтожена и монастырская стена, сооруженная в XVI веке. Кладка не поддавалась и в некоторых местах её просто взрывали.

Во время Великой Отечественной Войны немцы устроили здесь лагерь для военнопленных.

Фото. Святые южные ворота монастыря.

 

Фото. Ворота на старых фотографиях.

 

Фото. Территория монастыря.

 

Главная и старейшая монастырская постройка- Успенский собор. Он был возведен при Андрее Старицком в 1530 году. Успенский собор пятиглавый. Уникальность этого собора заключается в том, что его обьемная центральная глава венчает более высокую среднюю часть здания, а четыре малые главы завершают пониженные угловые части строения.

 

Фото. Собор построен из белого тесаного камня. Очень красивый резной (портал) вход в собор, отличительная особенность архитектуры XVI-XVII веков.

 

  

Фото. Надо отдать должное строителям храма- они были искусными каменщиками, прекрасно владевшими своим материалом.

 

Фото. Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пилагии.

 

Фото. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии- матери патриарха Иова. Когда нашли её захоронение, то в ногах лежал небольшой комочек кожи, когда же его расправили, то увидели лик Пелагии.

 

Особого внимания заслуживает шатровая Введенская церковь с трапезной. Эту церковь заложил сам Грозный в 1570 году.

 

Фото. Введенская церковь, интерьер, придел Введения Богородицы.

 

Фото. В нижнем ярусе доступна для осмотра монастырская костница.

 

Фото. Именно в этом подвале во время Великой Отечественной войны были заморожены 78 пленных красноармейца.

 

Фото. С  двух сторон лежат останки Старицких монахов. Вот уж не думал, что что-то подобное увижу в России.

 

Фото. Имеется на территории монастыря и свой каменный крест- с очень интересным изображением, напоминающим скандинавскую руну Альгиз ( ALGIZ)

 

  

К успенскому собору пристроена шатровая колокольня ( 1686 года ) сооруженная над местом погребения патриарха Иова ( позднее останки патриарха были перенесены в Москву).

 

Справка. Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси ( в миру Иоанн, Иван) родился около 1525 году в Старице, в семье посадских людей. С юных лет был отдан родителями на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где был обучен грамоте, получил воспитание и = Божию добре обучен = настоятелем обители архимандритом Германом. Обучение в монастыре содержало в себе чтение по церковным книгам, переписывание текстов Священных книг, пение, чтение молитв. Большое внимание уделялось развитию памяти. Целые разделы из библии, церковные молитвы, священные песни были заучены наизусть. К тому же природа наделила юношу звучным и приятным голосом. Монастырское воспитание родило в сердце Иоанна желание принять монашеский постриг в успенской обители. Это произошло около 1553 года. Через некоторое время он был рукоположен в священники. Царь Иван Васильевич решает приблизить Иова к себе и в 1571 году переводит его в Москву настоятелем Симонова монастыря. Спустя четыре года царь поставил его настоятелем Московского Новоспасского монастыря. В апреле 1581 года Иов становится епископом Коломенским, а с января 1586 года- архиепископом Ростовским. В этом же году Иов становится митрополитом Московским и всея Руси. Патриарх Иов почти два десятилетия нес бремя управления русской церковью и принимал деятельное участие в государственных делах. В Смутное время он делал все от него зависящее для спасения церкви и отечества от самозванца и сам пал жертвой мятежников. Отказавшись признать в Лжедмитрии государя Московского. 10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли Патриарха Иова из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца = в железе и всяческом озлоблении = . Преподобный Дионисий не внял строгому приказу и принял старца как патриарха. 19 июня 1607 года Святейший Патриарх Иов скончался в Старице и был погребен в монастыре. В 1652 году мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля, где они покоятся и поныне. В 1989 году святитель Иов был причислен к лику святых. Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения. В Успенском монастыре в память о Патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.

Надгробие Патриарха Иова представляет собой плиту с красивым орнаментом. Еще в XIX веке сложился обычай брать песок с него и сыпать на голову и на учебник. Считается, что это помогает успешно сдать экзамены.

Фото. Памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову.

 

К числу интересных обьектов на территории монастыря относится и маленькая надвратная церковь Иоанна Богослова которая как будто соткана из каменного кружева. Церковь была возведена в 1694 году вместо сгоревшей деревянной церкви Василия Анкирского. Здесь был вход в монастырь со стороны Волги. В XIX веке, после сильного весеннего разлива Волги, затопившей монастырский двор, арка ворот была заложена камнем, а вход перенесли на более высокую западную сторону.

Другой достопримечательностью является Троицкий храм. Этот храм не уступающий в размере Успенскому собору, построен в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. Он выполнен в формах позднего классицизма и пристроен вплотную к северной стороне Успенского собора. Нижняя часть храма стала усыпальницей дворянского рода Тутолминых.

Сразу при входе в храм через арку открывается вид на высокий гранитный обелиск с двумя саркофагами- надгробие Тутолминых.

Раньше здесь же стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (в настоящее время они находятся в Тверской областной картинной галереи).

Фото. До реставрации.

 

От входной двери двумя лестничными маршами можно подняться на второй ярус.

 

Вид на усыпальницу с верхнего яруса.

 

Фото. Купол Троицкого храма.

 

Фото. Потолочная роспись.

 

Фото. Кованная ограда.

 

Фото. Троицкий храм является единственным храмом Успенского монастыря, имеющим роспись на стенах.

 

  

Фото. Отчетливо видно фрагменты фасада Успенского собора в месте примыкания к нему Троицкого храма.

 

Очень интересная история вышла с этой часовней-усыпальницей. В 1774 году близ Успенского собора была построена небольшая надгробная часовня, четырехугольная с двумя окнами и дверью, стены из белого камня. Внутри часовни надгробный камень без надписи.

 

С наружной стороны на стене надпись = И.Ф.Г. Здесь почивает вечным сном родившийся лета 1717 месяца февраля 20 дня, представивший лета 1774 месяца июня 13 дня генерал- аншефом, сенатором, святых Апостола Андрея Первозванного и Александра Невского кавалером =.

 

Долгое время не могли узнать кому принадлежат таинственные инициалы = И.Ф.Г. = . Был сделан запрос в императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербург. Через некоторое время был получен ответ, что = в списке генералов с такими инициалами со времен Петра I до Екатерины II включительно по 1762 год значится генерал-аншеф Иван Федорович Глебов =.  Дальше из архивов было установлено что, Иван Федорович Глебов- крупный артиллерийский военачальник, участник Семилетней войны 1756-1763 годов, сенатор, киевский генерал-губернатор, кавалер орденов святого апостола Андрея Первозванного и святого Александра Невского.

Многие русские монастыри предоставляли свои территории для строительства часовен-усыпальниц известным людям. Но для такого уникального явления мало было быть влиятельным человеком, надо было иметь заслуги перед Отечеством, а таких заслуг у одного из первых обладателей ордена святого Андрея Первозванного, Ивана Федоровича Глебова было предостаточно.

Позади центральной площади с церквями, по правую руку от главного входа находится монастырский некрополь.

 

На надгробной плите знак, очень похожий на масонский символ- всевидящее око.

 

Фото. Настоятельский и Братский корпус.

 

Подводя итог скажу, что монастырь в очень хорошем состоянии, чисто, уютно, народу мало. Приятно, что на территории монастыря и внутри всех церквей разрешена фотосъемка. Очень большой контраст с заброшенными и безлюдными храмами на другом берегу Волги, но в них какая-то особенная подлинность и историчность, которую не всегда чувствуешь в недавно отреставрированных и восстановленных зданиях.