жила-была старица

Часть вторая. Заброшенная красота.

Жила была Старица.

Часть вторая. Заброшенная красота.

Сегодня решили посетить удивительный шедевр храмового зодчества и еще одну из культовых достопримечательностей Старицы- церковь Параскевы Пятницы.

Пятницкая церковь расположилась у подножия нового городища и от неё когда-то открывался вид на просторную торговую площадь и торговые ряды, шел спуск к паромной переправе и наплавному мосту. Сегодня мы можем все это увидеть только на старых фотографиях и открытках.

 

Фото. Пятницкая церковь, торговые ряды.

 

Кто же такая Параскева Пятница. Имя Параскева имеет древнегреческое происхождение, переводится как = канун субботнего праздника =. Пятница в христианстве имеет особое значение, это день распятия Христа. По преданиям родители Параскевы долго не могли зачать детей, и все пятницы просили Всевышнего послать им ребенка. И когда малышка родилась в пятый день недели, не раздумывая, назвали новорожденную в её честь. В юности девушка приняла решение вести праведный образ жизни и дала обет безбрачия. Её родители умерли, не дожив до преклонного возраста, и оставили хорошее наследство. Полученные средства Параскева стала тратить на благотворительность, покупая пищу и одежду нуждающимся. В те времена император прислал в город военачальника, задачей которого было уничтожить всех последователей христианской религии. Жители рассказали ему о девушке, исповедующий учение Христа, и она была предоставлена командующему.

Он был очарован её женской красотой и пытался уговорить Параскеву совершить обряд языческого жертвоприношения, однако безуспешно. В наказание за нежелание отречься от своего вероисповедания, она была прикована к дереву, подвергнута жестоким пыткам, после чего заключена в тюрьму. Там Бог излечил нанесенные увечья. Но это знамение не остановило палачей, и вскоре они отсекли ей голову. Жители похоронили Параскеву. Спустя много времени мощи святой были развезены по многим церквям и храмам. В нашей стране крупицы её мощей находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в московском храме воскресения Господня и в других местах. На Руси святую Параскеву почитали и обращались к ней с молитвами сохранить урожай и скот, помогала людям от телесных и душевных недугов. Она также считается покровительницей торговли.

Церковь построена в 1750 году и уникальна тем, что она как бы сдвоенная, 2 рядом стоящих церкви, объединенные общим входом. Теоретически её ансамбль можно отнести к русскому барокко, но на практике архитектура этой церкви не имеет аналогов нигде в России. Пятницкую церковь окружают следующие постройки: часовня, дом притча, две нарядные башни, завершенные куполом со шпилем, а также торжественная колоннада- галерея, украшенная спаренными колоннами и объединяющая постройки в одно целое. Башни –ротонды использовались под лавки.

 

Фото. При увеличении фото можно увидеть, что в здании церкви была булочная, на табличке надпись = Булочная Афанасьева =.

 

Так как Параскева Пятница была покровительницей торговли, то и торговая деятельность осуществлялась в непосредственной близости от Пятницкой церкви. Торговые ряды не сохранились. Они были частично снесены в 1930-х гг., частично разрушены во время войны, и окончательно были уничтожены в связи со строительством нового железобетонного моста через Волгу.

 

Фото. Церковь запущена, но даже сейчас поражает своей величественностью и красотой, несмотря на разруху.

 

Фото. Можно подняться по торжественной лестнице на внутренний церковный двор, выстланный белокаменными плитами, в швах между которыми густо колосятся травы.

 

Фото. В убранстве этих зданий нашел применение = старицкий мрамор =. Белый камень- это не дерево и не кирпич, он сопротивляется времени гораздо успешнее.

 

Фото. Позади церкви белокаменная стена частично обрушилась. Все заросло травой, и невольно возникают ощущения, что находишься среди каких-то руин в джунглях.

 

Фото. Некоторые окна заложены кирпичом, но сохранились старинные решетки, сделанные старицкими кузнецами. Видны красивые декоративные элементы украшающие окно.

 

  

Фото. Снаружи на стенах кое-где имеются ниши с росписью. Оригинальные элементы порталов. Железные кованные, почерневшие от времени врата.

Фото. Церковь возможно осмотреть как снаружи, так и внутри, вход свободный.

 

Фото. Сохранился до наших дней кованный засов.

 

Фото. Мы заходим внутрь церкви. Она явно больше, чем кажется снаружи, все залы связаны внутренними переходами.

 

Фото. Внутренние помещения шокируют сочетанием фресок и вандалистских надписей.

 

Фото. Купол церкви. В интерьере можно увидеть фрагменты фресок XIX века, они в очень плохом состоянии.

 

Фото. Краски поблекли, но роспись выполнена красиво и очень профессионально. Святой Матфей с ангелом.

 

Фото. Иоанн Богослов. За его спиной- орел.

 

Фото. Святой Лука с быком.

 

Фото. Пронзительный взгляд Спаса Нерукотворного.

 

Фото. В левой ротонде узнается = почерк = архитектора Львова.

 

Фото. Всевидящее Око на потолке.

 

Фото. Обходим церковь вокруг, с запада к ней примыкает колокольня.

 

Фото. Узкая лестница на колокольню.

 

Фото. Вид из окна колокольни, одна из луковиц церкви практически завалилась, кровля в аварийном состоянии.

 

Фото. К сожалению, лестница ведущая на самый верх, не уцелела.

 

  

Фото. Раньше Пятницкая церковь была соединена с Борисоглебским собором длинной чугунной лестницей. Решили её поискать в глухих зарослях. Лестницу не нашли, но яблок поели.

 

Оказалось лестницу разобрали немцы для строительства переправы в Великую Отечественную войну.

 

И в заключении о Пятницкой церкви: = В облике этого здания есть что-то удивительно уютное, камерное и располагающее = писала О.Д. Балдина в своей книге = От Валдая до Старицы = 1968г.

Дальше мы отправляемся городской сад Старицы, чтобы увидеть руины Вознесенской церкви XVIII века. Когда-то здесь располагался женский Вознесенский монастырь.

Прославилась обитель в связи с именем схимонахини Пелагии ( матери или сестры патриарха Иова ), как предполагают, была первой настоятельницей монастыря, мощи которой сейчас находятся в Успенском соборе.

 

Точных данных о времени создания создания обители не сохранилось. По преданию она была основана Иваном Грозным. Первое упоминание о монастыре относится к XVII веку.

В 1624 году в документах была упомянута деревянная Вознесенская церковь.

В писцовой книге 1686 года Вознесенская церковь уже названа каменной с двумя приделами.

В 1755 году наместница монастыря Марина Лукьянчикова обратилась к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину за благословением на строительство нового каменного храма взамен обветшавшего. Строительство превратилось в долгострой и закончилось лишь в 1763 году. В связи с этим строительством впервые в 1755 году упоминается часовня над гробницей Пелагии.

14 февраля 1764 года женский монастырь был упразднен во время церковной реформы Екатерины. Вознесенская церковь стала приходской. При этом насельницы и игуменья продолжали жить в кельях.

В 1779 году сильный пожар уничтожил деревянную колокольню.

В 1917 году жизнь Вознесенской церкви была прервана революционными событиями в России. Известно, что последним священником Вознесенской церкви был Александр Смирнов

В 1935 году церковь закрыта. Здание было передано во владение Заготзерно и детского дома.

Во время ВОВ церковь была частично разрушена. Немецкие фашисты два с половиной месяца хозяйничали в городе Старице. В здании средней школы немцами был организован военный госпиталь. А около Вознесенской церкви в городском парке устроили кладбище.

По свидетельству старицких старожилов после освобождения города старицы трупы захороненных немцев выкапывали и на машинах отправляли на противоположный берег Волги в овраг, куда сбрасывали в большую яму, образовавшуюся от авиабомбы.

В 1950-е годы горсовет пытался приспособить здание под клуб. Реконструкция здания не была доведена до конца, оно осталось без кровли и потолочных перекрытий. Затем в здании попытались открыть сельскохозяйственную выставку, но реконструкцию вновь не довели до конца.

В 1980-е годы проведен разбор белого камня, который пошел на фундамент гаража ДОСААФ. В итоге от церкви остались руины и строительный мусор.

В 2002 году здесь обнаружены останки схимонахини Пелагии.

Фото. Руины Вознесенской церкви. Наверху виден убийственный метод реставрации белокаменного храма силикатным кирпичом.

 

Фото. Нам известно имя устроительницы первой каменной церкви Вознесения- это игуменья Марина Исидоровна Лукьянчикова. На северной стене церкви до наших дней сохранилась надпись на белокаменной плите: = В лето от сотворения мира 7176 от воплощения же Бога слова 1668 апреля в 9 день преставися раба Божия игумения знамен… строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукьянчиковых строение же сея обители сей церковь каменная два престола в ней Вознесение Христово и Знамение Богородицы и вся святая обитель сея во граде Старице =.

Фото. Окно первого этажа, старинная кованная решетка.

 

Фото. Своды первого этажа.

 

  

Фото. Колонны нижнего этажа.

 

Фото. Остатки фресок на верхнем этаже. По ним можно сказать, что церковь расписывалась около 2 четверти XIX века.

 

Фото. Белокаменная кладка и поныне выглядит красивой, слитной и прочной.

 

 

Именно здесь было найдено захоронение схимонахини Пелагии. Вот как эти поиски описывает Морозов П.А. = В 2002 году мне посчастливилось принять участие в работе краеведческой экспедиции в городе Старица. Захоронение, по историческим данным, находилось во внутренней части центрального зала Вознесенской церкви. Здание церкви обветшало, своды совсем обрушились, и во внутренних помещениях образовалась городская свалка мусора. В ясное морозное январское утро мы получили благословение отца Гермогена и приступили к расчистке внутренних помещений. Смерзшиеся глыбы мусора и кирпичные обломки стен поддавались с трудом. Сменяя друг друга, не обращая внимания на 20-ти градусный мороз, мы к обеду расчистили и освободили от мусора центральный зал церкви. На этом участке необходимо было обнаружить белокаменную гробницу размером 180х70х50 на глубине от 1.5 метра до 2 метров под полом храма. Всех тревожил вопрос, сохранилось ли захоронение. Перед началом работ к нам подошел местный житель- пожилой полуслепой старик. Он рассказал нам, что в период своей = комсомольской = юности, он с группой комсомольцев, по поручению горкома комсомола, раскопал захоронение схимонахини Пелагии и разрушил его. По словам старика, он лично держал в руках череп из захоронения и забросил его далеко в кусты. Старик, во время рассказа, рыдал, речь его прерывалась приступами астмы. Своим рассказом старик приносил покояние, он устал жить с этими воспоминаниями, и было видно, что он говорит это первый раз вслух. Все замерли в ожидании, работал только георадар.

Справка: георадар предназначен для зондирования недр до глубины в несколько десятков метров, локализация в грунте с высокой точностью обьектов и предметов искусственного и естественного происхождения, определения глубины и характера их залегания.

На втором- третьем проходе на экране георадара отчетливо прорисовалась гипербола. После обработки данных стало понятно что размер обьекта чуть меньше 2 метров, и находится он на глубине полутора метров, и насколько можно было судить по картинке с экрана, имел правильную ненарушенную форму. Мы приступили к раскопкам на глубине 1 метра были обнаружены останки мужского, женского и двух детских скелетов. Останки были погребены прямо в грунт без гробов. Примерный возраст захоронения этих останков 100-200 лет. На глубине около полутора метров, была обнаружена плита из белого камня, закрывающая гробницу. После обнаружения плиты, раскопки были приостановлены и продолжены только с приездом профессиональных археологов из Твери. Останки, обнаруженные в грунте над плитой гробницы, вероятно, были приняты = комсомольцами = за погребение схимонахини Пелагии. Заключение археологов и судебно-медицинских экспертов- под плитой в гробнице обнаружено захоронение пожилой женщины ( свыше 60-70 лет ) небольшого роста и субтильного телосложения. Давность захоронения 300-400 лет. На черепе схимонахини были обнаружены повреждения от пули диаметром 15-16 мм без следов зарастания. Но главное с помощью компьютерной реставрации удалось восстановить лицо Пелагии.

Скорее всего, пожилая схимонахиня могла быть застреляна в Смутное время, в период польско-литовской интервенции. Логика рисует следующую картину: схимонахиня Пелагия, стоя на высоком крыльце вознесенской церкви, обличает и пытается уговорить вооруженную толпу. И в это время снизу и немного сбоку ( заключение экспертов ) раздается роковой выстрел. Оставшиеся чудом старичане смогли похоронить матушку Пелагию у церковной стены.

Фото. Это самое крыльцо.

11 января 2003 года в Старицу вернулись останки схимонахини Пелагии.

  

Фото. Деревянный саркофаг с мощами схимонахини пелагии в Свято-Успенском монастыре.

В разрушенном храме даже сняли эпизоды знаменитого фильма = Чучело = с Юрием Никулиным и тогдашней школьницей Кристиной Орбакайте.

  

Покинув городской сад, по улице адмирала Октябрьского проследовали в сторону Волги и через 3-4 минуты оказались около заброшенной Никольской ( Преображенской ) церкви конца XIX- начала ХХ веков.

Эта церковь некогда представляла собой пятиглавое здание. В настоящее время она обезглавлена, она лишилась куполов вовремя немецкой оккупации.  Два фасада Никольской (Преображенской) церкви завершены фронтонами. Рядом с церковью располагается четырехъярусная колокольня.

 

Никольская ( Преображенская ) церковь имеет несколько названий из-за того, что в церкви были престолы- Спаса Преображения, Николая Чудотворца. Церковь была построена на средства прихожан вместо прежней деревянной Никольской, строилась с 1784 по 1814 годы, а колокольня 1843 года постройки.

Фото. Сейчас от Никольской церкви остались только стены, поросшие травой и сорняком метровой высоты.

 

  

Фото. Входы заложены кирпичом, но попасть внутрь не составляет труда.

 

Фото. Внутри тоже разруха. От внутреннего убранства- настенная живопись, фрески ничего не сохранилось.

 

Из церковной летописи известно, что стены церкви были расписаны известными русскими художниками времен постройки здания. Внутренняя отделка поражала наличием старинных икон и древней православной литературы. Из клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год упоминаются великолепные иконы: икона Иверской Божией Матери, икона святаго евангелиста Иоанна Богослова, икона Господа Вседержателя, а также замечательные по ценности сосуды и одежда на престоле и жертвеннике главного придела.

Фото. Внутренний вид церкви, разоренной немцами.

 

  

В 1934 году церковь отдали под хлебопекарню, произвели реконструкцию внутри, и она окончательно потеряла свой облик. Так и стоит до сих пор эта изуродованная церковь- обезглавленная, без куполов на берегу Волги.

Вот такое вышло красивое и грустное путешествие по заброшенным местам Старицы. Хочется верить, что  все изменится к лучшему, засияют золотом купола этих церквей, разольется звон колоколов. А пока они напоминают фантастические фильмы о том, что происходит с городами, если вдруг исчезнут все люди.