Подводная лодка Б-396
На вечной стоянке.
Подводная лодка Б-396.
Подводная лодка Б-396 является одной из самых больших дизельных подводных лодок в нашей стране, в мире она занимает почетное второе место. Длинна подводной лодки от носа до кормы составляет 90 метров ( что равняется длине футбольного поля, атомные лодки почти в два раза длинее), ширина 8 метров, общая высота с рубкой 14 метров. Экипаж подводной лодки состоял из 78 человек, в их числе 15 офицеров, 12 мичманов и 51 матрос. Максимальная глубина погружения 300 метров, рабочая глубина 200-250 метров, надводная скорость полного хода составляет 13 узлов (24 км. час), максимальная подводная 16 узлов (29 км.час). Автономность 80 суток.
Большая дизельная подводная лодка Б-396 проекта 641Б ( шифр =СОМ =) относится к лодкам 3-го поколения отечественного судостроения. Была спроектирована в ЦКБ МТ = Рубин =. Главный конструктор проекта- З.А. Дерибин, с 1974 года- Ю.Н. Кормилицин. Б-396 была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде на заводе = Красное Сормово =. Этот проект отличался более совершенным корпусом, лучшими условиями обитаемости и современным радиотехническим оборудованием. С 1980 по 1998 год несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного флота, выполняла задачи в Атлантическом океане, На Средиземном море, у западного побережья Африки, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в районе Баренцева и Норвежского морей.
Командиры Б-396
Маначинский М.Я. (1979-1983)
Полютов С.А. (1984)
Ишеков А.Н. (1984-1988)
Денисов В.И. (1988-1991)
Жук И.Ф. (1991-1992)
Сиротин В.П. (1993)
Гарматенко А.И. (1993-1995)
Маркин А.В (1995-1998)
В 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России. В 2001 году была доставлена в город Северодвинск на переоборудование. ; июля 2003 года подводная лодка Б-396 отправляется в свой последний переход к месту вечной стоянки по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско- Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, канал имени Москвы, она прибыла в пункт постоянной прописки музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище.
И так начнем
Подводная лодка установлена на надводное гидротехническое основание, она приподнята на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс. На фото хорошо видна ватерлиния- белая линия вдоль подводной лодки, именно она определяет предельную осадку судна с полной загрузкой.
Винты у подводных лодок совсем не маленькие.
= Крылышки = на носу- это рули, благодаря которым лодка маневрирует в вертикальной плоскости.
Отправляясь в поход, лодка забирает на борт определенный запас всего самого необходимого, что может понадобиться в походе. Топливо 500 тонн для дизельных моторов, воды 35 тонн из расчета 4-5 литра в сутки на одного человека, пищевых продуктов 9 тонн, запас красного сухого вина ( о меню подводников чуть позже ), необходимое количество комплектов одноразового белья, и еще много чего необходимого. Б-396 совершила не один автономный поход продолжительностью четыре месяца.
Немного о корпусе Б-396
Двухкорпусная система Б-396 состоит из так называемого = прочного корпуса = -1, и = легкого корпуса = – 2.
Прочный корпус содержит все системы и устройства внутри подводной лодки. Для обеспечения живучести он разделен водонепроницаемыми переборками на отсеки. Будь он сплошным, глухим, простой геометрической формы, этого хватило бы, чтобы обеспечить прочность, но на практике все обстоит иначе: в подводной лодке нужны горловины люков, шахты, валопроводы, клапаны, и прочее- есть масса мест, где однородность корпуса нарушается. Каждое из них слабое место, и их надо усиливать. От того, насколько прочен корпус, какое давление воды он может выдерживать, зависит и глубина погружения.
Легкий корпус. Обводы легкого корпуса обеспечивают оптимальное обтекание на расчетном ходу. В подводном положении внутри легкого корпуса находится вода, – внутри и снаружи него давление одинаковое и ему нет надобности быть прочным, отсюда его название. В легком корпусе располагают оборудование, не требующее изоляции от забортного давления, балластные и топливные цистерны, тяги рулевого устройства и др.
Водоизмещение лодки 3500 тонн, это вес воды которое она забирает при погружении. Вода поступает в балластные цистерны, которые располагаются по бокам между прочным и легким корпусом, всего 12 цистерн, 6 с левого борта и 6 с правого. Цистерны заполняются и лодка погружается, за счет этой тяжести лодка уходит на заданную глубину. Для всплытия цистерны продуваются, вода вытесняется сжатым воздухом и лодка всплывает.
Б-396 имеет семь водонепроницаемых отсека с люками, через которые переходят из одного отсека в другой. Каждый отсек из семи имеет свое название и предназначение
1 Торпедный отсек
2 Жилой, аккумуляторный отсек
3 ЦПУ- центральный пост управления
4 Жилой, аккумуляторный отсек
5 Дизельный отсек
6 Электромоторный отсек
7 Кормовой, жилой отсек
Вход на подводную лодку начинается с носового отсека и заканчивается на корме. Вход и выход производится через специальные двери, которые разумеется установлены только на музейном экспонате- боевые лодки таких дверей не имеют, и вход и выход осуществляется через люки в верхней части корпуса и рубке, а также в экстренном случае, через торпедные аппараты. Стоит отметить, что лодка претерпела много изменений: в переборках сделаны проемы, чтобы можно было передвигаться спокойно, а не через люки, убраны спальные места моряков, иначе свободного пространства было бы совсем мало, также убрали два из трех дизельных двигателей и часть торпедных аппаратов.
Итак мы в торпедном отсеке. Еще при входе можно оценить общую толщину корпусов подводной лодки, она составляет порядка 80 см. , но при этом, на глубине даже такая мощь прогибается под действием давления воды.
На Б-396 расположено 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, боезапас 24 торпеды, из них шесть, помещены в торпедные аппараты, остальные торпеды размещены по бортам, девять с левого борта и девять с правого. Дополнительно можно разместить 12 торпед во втором отсеке, за счет ухудшения обитаемости. Боезаряд торпед составляет 300 кг в тротиловом эквиваленте. Длина торпеды 8 метров, вес 2 тонны, скорость выстрела 80 км/ч, дальность выстрела 20 км. Весь поход подводной лодки в торпедном отсеке находится 14 человек экипажа.
Фото. Устройство быстрого заряжания торпед. Это сейчас есть такой механизм, а на первых подлодках такого не было, заряжали вручную. Подводники должны были на руках поднимать и запихивать тяжеленные торпеды в шахту. Учитывая вес торпед, зарядка одной торпеды вручную занимала 40-45 минут.
Фото. Вот так выглядел торпедный отсек до модернизации. В реальности на лодке было очень тесно. Пространство между стеллажами с торпедами являлось матросским кубриком- здесь в три яруса крепились на цепях 14 коек для матросов. Моряки в буквальном смысле слова = спали на торпедах =.
Люк слева- находится под углом 35 градусов к ватерлинии лодки. Через него загружали торпеды с верху.
Фото. Справа виден винт торпеды в шахте, а между торпедными аппаратами хорошо виден пульт системы торпедной стрельбы = Ленинград-641Б =.
Спасательный гидрокостюм ССП-К1 предназначен для эвакуации экипажа в случае аварии. Если лодка затонула на глубине до 100 метров, то через торпедный аппарат можно выбраться на поверхность. Для этого нужно залезть вместо торпеды, после чего накачать туда воду под тем же давлением, что и снаружи, и уже потом открыть внешнюю заслонку торпедного аппарата. Это снаряжение позволяло находиться человеку на глубине до 100 метров на протяжении 3-4 часов. Его вес 40 кг.
Фото. Никакой красной подсветки как на фото в действующей торпедной шахте нет, ползти нужно в полной темноте. Не так просто протискиваться в спасательном костюме весом 40 кг в торпедной шахте длинной 12 метров.
Если же подлодка затонула на глубине больше 100 метров, остается ждать только помощи глубоководного аппарата, который может пристыковаться к аварийному люку сверху.
В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки. При экстренных ситуациях ( например пожаре или затоплении) поврежденный отсек блокируется с двух сторон, даже если из него не успели выйти люди, так как это необходимо для спасения подводной лодки в целом. Люк выдерживает давление в 10 кг на квадратный сантиметр ( это очень много ). После перехода в другой отсек люк за собой обязательно необходимо задраить. Переход из отсека в отсек, особенно в подводном положении, возможен только с разрешения вахтенного офицера или вахтенного механика. Если ты радист, нечего тебе делать в торпедном отделении.
Моряки-подводники проходили люки следующим образом: левая нога, рука, голова. Правило прохода в три этапа: прошел, закрыл, задраил. Никто не прыгал через эти люки как в цирке, как показано в некоторых фильмах про подводников. Есть еще правило- никогда настоящий подводник не наступает на порог люка- комингс. Это нельзя делать потому, что грязь на обуви и сама обувь может действовать на металл как абразив. При многократном воздействии на комингс происходит изнашивание металла. Значительный износ не позволит задраить переборочную дверь, что может привести к гибели личного состава и всей подводной лодки в случае аварийной ситуации.
В торпедном отсеке также находится рында. Это название пришло из английского языка. Еще во времена Петра процветало развитие мореходства, и опыт кораблестроения и навигации перенимался у англичан. Многие команды в морском деле долгое время оставались английскими, таким образом команда = ring the bell =, обрела русскую интерпретацию = в рынду бей =. Так корабельный колокол получил название рында. В рынду каждые полчаса отбивают склянки, так как под водой нет ни дня, ни ночи по склянкам матросы ориентируются во времени, когда пришло время обеда или время заступать на вахту. А еще морской закон гласит = рында всегда должна блестеть, как лысина у боцмана =.
Фото. Шпиль- электрическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря.
Фото. Так выглядит внутренняя телефонная связь.
Фото. На случай отказа внутренней телефонной связи, здесь предусмотрена специальная система сигналов перестукиванием. Чтобы, к примеру, обозначить букву =В =, нужно было стукнуть один раз, затем выдержать паузу, стукнуть еще три раза.
Фото. Это не просто ящик с красной звездой- это регенератор кислорода. В случае аварии он поглощал углекислый газ и выделял кислород. Рядом сигнальный колокол-ревун.
Фото. Эх бахнуть бы по нашим врагам.
Переходим во второй отсек.
Второй отсек- жилой, аккумуляторный. Здесь находятся аккумуляторные ямы, расположенные в два яруса. Аккумуляторы являются источником энергии для обеспечения хода подводной лодке.
Фото. Коридор между каютами жилого отсека. К сожалению, входы внутрь закрыты стеклом. На самом деле внутри подлодки никаких стеклянных дверей естественно не было, это сделано специально для удобства осмотра.
Фото. Каюта капитана подводной лодки. На все подлодке всего две одиночные каюты- это каюта капитана и каюта врача. Каюта капитана по размерам значительно меньше традиционных кают морских судов, обстановка строгая, никаких излишеств, большая привилегия- личный умывальник.
Дальше идут двухместные каюты офицеров.
По левому борту расположена офицерская кают-компания. Она служила не только местом приема пищи, отдыха и общения офицеров, но и в случае необходимости, она могла превращаться в операционную. На потолке не просто светильник, а бестеневой софит для освещения при хирургических операциях, а сам обеденный стол трансформировался в хирургический.
Фото. Каюта начальника медицинской службы. В ней же производились медосмотры экипажа.
Рядом с каютой начальника медчасти расположен изолятор- помещение для размещения больных и раненых. На фото видны = средства борьбы за живучесть = висящие на щите.
В конце второго отсека расположен гальюн ( туалет ) для офицерского и мичманского состава, а внизу по правому борту располагался душ. Для остального личного состава предназначался душ, совмещенный с гальюном в 6 отсеке. Пользование гальюном в подводном положении- весьма непростое и ответственное дело. При несоблюдении инструкций чревато оказаться с ног до головы в дерьме, в самом прямом смысле слова. Откуда пошло слово гальюн, раньше гальюном назывался свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение, на этом свесе по бортам устанавливались отхожие места для экипажа.
Переходим в 3 отсек ЦПУ Центральный пост управления.
Здесь находится мозг подводной лодки и все элементы управления. Все оборудование исключительно аналоговое. В этом кресле сидел командир. При помощи трех джойстиков похожих на джойстики для плейстейшн с права, происходило управление все лодкой( погружение, всплытие, дифферент на нос и др.)
Машинные телеграфы. Работают они так, на мостике капитан устанавливает положение в соответствии необходимой мощностью двигателя. Положение стрелки передается в машинное отделение, звучит сигнал, чтобы привлечь внимание матроса. Матрос включает выбранную капитаном мощность и устанавливает свой телеграф в соответствующее положение. На мостике стрелка переходит туда, куда её установил матрос, сигнализируя о выполнении приказа.
3 рычага управления – по одному на каждый двигатель, соответственно у подлодки три винта.
На фото станция поиска мин = Арфа = и рубка радиолокации, благодаря этому оборудованию лодка ориентируется под водой. Практически каждая деталь находится в рабочем состоянии.
Штурманская рубка. Весь мировой океан поделен на квадраты, штурман в поход брал с собой примерно 300 карт квадратов.
Гидроакустическая рубка для прослушки океана, специально обученные моряки с хорошим слухом могли с достаточно большого расстояния по звуку определить тип корабля и его водоизмещение.
Центральный вход из верхней рубки.
Щит сигнализации состояния клапанов вентиляции и кингстонов цистерн главного балласта.
Датчик глубины.
Из отсека в отсек проложены многочисленные кабели, местами они срезаны, можно оценить все их разнообразие.
Такие маленькие светильники красного и белого цвета при несении боевого дежурства были единственными источниками света на мостике, так что в помещении царил полумрак.
Переход в четвертый отсек.
Четвертый отсек- жилой, аккумуляторный.
Сейчас он переоборудован под экспозиционный зал истории развития дизельных подводных лодок.
Оказывается что…
Единственной на планете подводной лодкой, которая выдержала три войны (Первую мировую, Вторую мировую и Отечественную), стала “Пантера”, построенная в 1916-м. За годы Первой мировой совершила несколько походов, а в годы гражданской войны она неоднократно выходила в Финский залив для разведки, атаковала вражеские субмарины Великобритании.
По наблюдениям российских подводников (со слов вице-адмирала А. Ф. Смелкова) плывущий белый медведь, преследуемый субмариной, способен развивать скорость до 3-3,5 узлов.
Фото. Спящий морж на русской подводной лодке.
Фото. Кто только не забирается отдохнуть на всплывшую подводную лодку.
Рассказы о том, как кто-то «случайно открыл люк» в лодке под водой и затопил её — чистая фантастика. Уже на глубине 10 м на люк давит с полтонны. Слон не откроет.
Первый в мире подводный минный заградитель, названный «Краб» был построен в России инженером-железнодорожником М. П. Налётовым.
Существует проект вертолёта, разработанный специально для оснащения подводных лодок и помещающийся в торпедном аппарате калибра 533 мм.
В отличие от одноимённых автомобилей, дизельные подлодки типа «Лада» превосходят зарубежные аналоги по многим параметрам.
Потопление крейсера = Генерал Бельграно = было первым потоплением надводного корабля атомной подводной лодкой. Кроме того, это второй случай потопления корабля подводной лодкой после Второй мировой войны. = Генерал Бельгано = крейсер военно-морских сил Аргентины потопленный в мае 1982 года британской подводной лодкой в ходе Фолклендской войны, погибло 323 человека.
Здесь представлен макет ДПЛ 641Б в масштабе 1:40 ( в разрезе ).
По левому борту расположена радиорубка, которая предназначена для оперативной связи командира со штабом флота, а также с надводными кораблями и другими подводными лодками.
По правому борту расположен камбуз ( кухня ), обеспечивающий питанием экипаж лодки. Питание в походе организовано одинаково для всех. Без привилегий. Приготовление пищи для всего экипажа производилось из одних и тех же продуктов и в одинаковом количестве для каждого члена экипажа.
Питание на подводной лодке было очень хорошим, в рацион включались как стандартные продукты так и деликатесы: икра, балык, колбасы твердого копчения, консервированный язык, мясо, рыба в том числе красная, яйца, свежие овощи и фрукты, сметана, мед, сгущенное молоко, варенье и джемы, вобла. Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительный паек за обедом 20 граммов черного шоколада и 50 граммов сухого красного вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови, улучшения пищеварения и повышения тонуса организма в условиях замкнутого пространства, обедненного кислородом воздуха, наличием вредных примесей и малоподвижного образа жизни. Питание было организовано по сменам и с учетом вечернего чая было четырехразовое.
Дальше переходим в пятый отсек- дизельный.
Здесь можно увидеть дизель правого борта ( он покрашен в зеленый цвет ) с обслуживающими системами. Два остальных двигателя были демонтированы, для удобства осмотра. Все механизмы и устройства в отсеке- реальные, которые работали во время службы лодки.
Дизельный двигатель используется только в надводном положении. На глубине лодка двигается исключительно за счет электрических моторов, поскольку для работы дизеля требуется забор воздуха. Также во время всплытия дизельные двигатели заряжали аккумуляторные батареи примерно 10 часов, их хватало на 10 суток хода на электромоторах, после чего необходимо всплывать и снова заряжать аккумуляторы.
Манекен стоит в шумовой выгородке. Из этого герметичного подотсека вахта управляла дизелями. Мощность каждого двигателя 1900 лошадиных сил, и при его работе стоял такой грохот. Что мотористы использовали специальные средства защиты.
А еще дизели при работе раскалялись и нагревали воздух в отсеке до 50-60 градусов. Его охлаждали с помощью вот такого = кондиционера =.
На дизель-электрических подводных лодках используется дизельное топливо-соляр. Обьем хранимого топлива составляет до 30 % водоизмещения. Причем это переменный запас, а значит он представляет серьезную задачу при расчете дифферентовки. Соляр достаточно легко отделяется от морской воды отстаиванием, при этом практически не смешивается, поэтому топливные цистерны располагаются в нижней части легкого корпуса. По мере расходования топлива оно замещается забортной водой.
Фото. Образцы твердого балласта.
Переходим в шестой отсек- электромоторный.
На первом фото виден электродвигатель правого борта, а над ним- управляющие и обслуживающие системы. На втором фото в центре видны машинные телеграфы, связанные с телеграфами на капитанском мостике. При помощи большого = руля = матрос управлял тягой двигателей. Управление производится методом механической коммутации, никакой электроники.
На подводной лодке было установлено два бортовых электродвигателя ( 1350 л.с. ), средний электродвигатель ( 2700 л.с. ) и электродвигатель экономичного хода ( 140 л.с. ), питание всех двигателей от четырех аккумуляторных батарей по 112 элементов.
Также в этом отсеке находились душевые комнаты. В них использовалась только забортная морская вода. Её температура в северных широтах могла быть очень холодной, поэтому для мытья личного состава в душевой вода подогревалась в водяных теплообменниках системы охлаждения дизелей, и температуру воды можно было регулировать перед подачей. Помывка производилась в основном 1 раз в неделю по субботам, строго по сменам. Чтобы привести себя в порядок, каждому отпускалось 10-15 минут, специальное мыло и шампунь позволяли мыться в соленой забортной воде. После помывки выдавалось одноразовое постельное и нижнее бельё на ( = разуха =). Использованное белье не стиралось, а удалялось за борт, так как хлопок полностью разлагается в морской воде буквально за несколько дней, никакого вреда окружающей среде.
И наконец 7 отсек- жилой кормовой.
Здесь располагаются спальные места матросов. Надо отметить, что из-за нехватки пространства в реальной подлодке койки находятся везде, где только есть место их разместить. Раньше в этом отсеке было не шесть, а 18 коек, располагались они в 3 яруса, длина каждой койки- 1м 80 см. На Б-396 у каждого из 78 членов экипажа была своя койка, на более старых лодках спали по очереди.
ВИПС- устройство выстреливания имитаторов и патронов сигнальных.
Фото. Аварийный выход, таких на лодке два- в первом и в седьмом отсеках.
Пусковая установка- аппарата ВИПС, для постановки сигнальных средств и других приборов.
ДУК ( донное удаление контейнеров )- устройство для отстрела в подводном положении мусора и отходов.
Баллоны со сжатым воздухом ( 40 атмосфер ), они обеспечивают всплытие лодки.
Дублирующие приборы в отсеке где спали подводники, чтобы владеть ситуацией.
Телефонный аппарат обязательно в каждом отсеке.
Ну и конечно легендарный плафон, он оказывается использовался не только по прямому назначению, но и для посвящения новичков в подводники. Когда лодка погружалась на 100 метров. То снаружи забирали холодную морскую воду. Наливали в плафон и давали выпить новичку.
В заключении хотелось бы сказать, что в России не так много подобных экспонатов. Только здесь понимаешь, что условия жизни и работы на подводной лодке весьма тяжелые, и проходят в редкой тесноте и с постоянным напряжением, так что служба у моряков подводников поистине героическая.
А еще хочется верить что проект будущего музейного комплекса обязательно осуществится.