Интересный объект

Потаенное судно

Интересный объект. Потаенное судно.

Вот такой интересный экспонат попался мне на глаза в музее ВМФ, из скромного описания стало понятно, что так выглядела первая подводная лодка. Мне стало интересно, как могло плавать под водой это чудо.

 

Сначала немного о самом музейно-мемориальном комплексе, он расположен на берегу Химкинского водохранилища и включает в себя: подводную лодку = Новосибирский комсомолец =, экраноплан = Орленок =, десантно-штурмовой катер = скат =, ну и собственно сам музей истории ВМФ.

 

Экраноплан- это уникальное воплощение в жизнь творческих фантазий ученых и конструкторов, это некий симбиоз самолета и корабля. Главное отличие экраноплана от гидросамолета в том, что он имеет возможность посадки на суше, море, льду, мелководье, и при высоком волнении.

 

Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке = скат = проекта 1205. Было построено 29 единиц. Катер предназначался для транспортировки морем передовых подразделений десанта и высадки их на необорудованное побережье, а также использовались для поиска и спасения экипажей космоческих кораблей в случае их приводнения. На вооружении у него стояло четыре 30-мм гранатомета АП-30, а также 7.62-мм ручной пулемет, скорость хода- 50 узлов, экипаж 4 человека, при этом катер мог взять на борт до 40 десантников.

 

Подводная лодка = Новосибирский комсомолец =, её описывать не буду, так как ей посвящен целый отдельный блог.

 

Сам музей истории ВМФ. Несмотря на небольшой размер, музей располагает обширной коллекцией реликвий военно-морского флота, образцами вооружения, средств спасения и формы одежды. А также архивом документов, рассказывающих о разных периодах развития морского дела в России. Некоторые экспонаты музея:

 

  

Но вернемся к нашей  первой подводной лодке. Изобрел = потаенное судно =, так раньше называли подводные лодки, изобретатель-самоучка Ефим Прокопьевич Никонов. Ефим Никонов родился в 1690 году в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах,  был определен для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании = потаенного судна = для уничтожения вражеских кораблей. Его идеи значительно опережали технические возможности русской и любой зарубежной промышленности и науки тех лет. Но нелегко было простому крестьянину выполнить задуманное. Для осуществления своей идеи Ефиму Никонову не хватало знаний, грамотности, опыта. Свои мысли он часто высказывал односельчанам, однако встречал с их стороны лишь насмешки.

В 1718 году = за мзду небольшую = Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I ( так как сам грамоте был не обучен ), но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая до Петра I дошла. В челобитной он написал, что сделает = … к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли, хоть десять, или двадцать.

В январе 1720 года Ефима Никонова привезли в Петербург. После личной встречи с царем ( содержание беседы неизвестно ), он был отправлен на галерную верфь в распоряжение генерал-майора И.М. Головина. В сопроводительном письме значилось: = Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел =. Никонову присвоили звание = потаенного судна модели мастер = и назначили жалование 40 рублей в год.

Работу над уменьшенной моделью начали с сооружения сарая и подобия стапеля с уходящими под воду брусьями. Первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. А таиться было от кого. Соглядатаи-иностранцы, которых тогда было много в Петербурге, проявляли повышенный интерес к работе Никонова и не раз пытались выведать от него сведения о = потаенном судне =. В Адмиралтейств-коллегии было заведено отдельное дело = О строении крестьянином Ефимом Никоновым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных припасов и материалов =.  Петр часто заходил на участок строительства, интересовался ходом работ, подсказывал как и что лучше сделать.

Фото. Обложка дела = о постройке потаенного судна = Ефима Никонова. Взято с сайта moov-vmf.

В марте 1721 года модель была готова. Её испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра I, и Никонову было велено начать строительство = потаенного судна большого корпуса =.

Поскольку ни чертежей, ни описаний по данному судну не сохранилось, можно только предположить, что подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Основанием к такому выводу может служить привлечение к сборке судна плотников-бочаров. А также из дела № 54 = О постройке потаенного судна = можно предположить по выданным материалам размеры судна и принцип действия системы погружения и всплытия. Требование о выдаче = пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти =, возможно для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки. В данный перечень входили: доски пильные сосновые длиной 3 сажени ( 1 сажень- 2130 мм )- 60шт, сало говяжье для пропиток досок- 2 пуда (1 пуд- 16 кг ), холст- 40 аршин, медные котлы, проволока медная 3 фута, кожи юхотные, доски оловянные с 500 отверстиями шириной 1 фут и длиной 2 фута- 10шт, 4 пуда смолы. Исходя из этого можно предположить, что ширина (диаметр) судна составлял около 2.15 метра, длинна 6.4 метра. Носовая часть имела скорее всего архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе оборудовалась герметичными смотровыми стеклами. Движителем служили весла, экипаж состоял из 4-х человек.

Система погружения/всплытия вероятно, работала следующим образом. Во время открытия запора приемного кингстона, в нижнюю часть емкости- главный балласт, поступала забортная вода. По мере заполнения водой, воздух вытеснялся в отсек через вентиляционные патрубки, выполненные на крыше цистерны. Давление в отсеке при этом несколько повышалось, снижая разницу с забортным давлением. Небольшая суммарная площадь = волосяных = сквозных отверстий в оловянных досках давала возможность производить заполнение равномерно по длине при умеренной скорости. Приемный кингстон при переходе в подводное положение закрывался. После удаления воздушных пузырей из цистерны перекрывались вентиляционные патрубки. Судно, находясь во взвешенном состоянии под водой. Совершало движение при гребле веслами. Во время откачивания воды отливной помпой масса лодки уменьшалась и она всплывала.

В качестве оружия предполагалось использовать = огненные трубы = ( зажигательные ). Что подтверждает запрос сделанный Никоновым в = Главную артиллерию =, = Прошу выдать для потаенного судна десять труб медных начиненных порохом и селитрою вымазать =. Такие трубы предполагалось установить вдоль палубы подводной лодки и снабдить механизмом подъема. Тактика морской атаки предполагала, что подлодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его = огненным составом =.

Кроме подводной лодки Никонов придумал схему водолазного скафандра с кожаным костюмом, герметичным шлемом и грузами на спине, которая до сих пор используется на практике. Воздух должен был подаваться с судна через специальный шланг.  = А для хода под корабли необходимо сделать из бхотных кож на каждого человека по два камзола со штанами, а на голову по обивному или обшитому кожею деревянному бочонку, на котором напротив глаз сделать окошки. Кроме того, привязать к спине груза по пропорции песок или свинец. И если это будет сделано правильно то, для действия к зажиганию и провертке кораблей нужно сделать инструменты особые =. Водолаз должен был выйти через шлюзовую камеру из подводной лодки и нанести повреждения вражескому кораблю.

В конце 1721 года строительство судна было закончено, Никонов лично доложил об этом Петру I. Но испытания задержались и были проведены только весной 1724 года. На площадке испытаний, кроме царя, присутствовали ответственные чиновники и адмиралы. Ефим Никонов отвесил всем поклон, перекрестился и спустился в люк своего = потаенного судна =. С выстрелом пушки с пристани, подлодка отошла от берега и начала погружение. Неожиданно для всех, лодка быстро провалилась на глубину, от удара о грунт дала течь, и стала наполняться водой. Спасением первых подводников руководил лично государь. Веря в идею = потаенного судна = и понимая, что удача приходит не сразу, Петр объявил всем присутствующим, чтобы изобретателю = никто конфуза в вину не ставил =. Никонов приступил к укреплению корпуса лодки и подготовки новых испытаний, однако ремонт корпуса затянулся до зимы, Нева покрылась льдом, и спуск пришлось отложить до весны. А между тем здоровье Петра I ухудшилось, купание в ледяной воде в ноябре 1724 года близ Лахты, когда он вброд бросился на помощь к терпевшему бедствие боту с солдатами и матросами, не прошло бесследно. 28 января 1725 года Петр I скончался, так и не дождавшись вступления в строй = потаенного судна = и мастер лишился влиятельного покровителя и защитника.

После смерти Петра I недоброжилатели проекта стали обвинять Никонова в перерасходе материалов и средств, а чиновники Адмиралтейств-коллегии всячески притеснять его. = Крестьянина Ефима Никонова, который строил потаенное судно, отослать в Адмиралтейскую контору, где велеть ему, Никонову, оное судно совсем достроить и медные трубы сделать конечно с сего числа в месяц, и для того приставить к нему капрала или доброго солдата и велеть быть у того дела неотлучно. А имеющиеся у него припасы осмотреть и что к тому потребует. Отпускать от той же конторы по рассмотрению, а чего не имеется. То купить, а по окончании того дела представить его, Никонова, с рапортом в Коллегию =. Из этого документа видно, что чиновники Адмиралтейств-коллегии перевели Никонова на положение полуарестованного, при нем неотлучно находился солдат. Материалы для постройки судна теперь отпускались неохотно, после длительной и унизительной процедуры. Несмотря на все трудности Никонов проводит испытания трижды и трижды подводная лодка вынуждена была всплывать из-за возникающих течей.

В сентябре 1725 года императрица Екатерина I дала указание сделать новую модель = потаенного судна без всякого промедления =. В осеннее наводнение 1726 года подводная лодка получила повреждения, а недруги Никонова продолжали затруднять его работы и добились уменьшения жалования мастера с 10 до 3 копеек. Испытания = потаенного судна = Адмиралтейств-коллегию не удовлетворили и работы были прекращены, а изобретатель был отправлен на Астраханскую верфь рядовым плотником. После отправки Ефима Никонова = потаенное судно = было закрыто в сарае, где и разрушилось от времени.

Тем не менее, имя Ефима Никонова, замысел которого на многие годы обогнал технические возможности его осуществления и не уступал проектам более образованных зарубежных изобретателей, чтут в России.

Недалеко от того места где было первое погружение подлодки Никонова, в Сестрорецке, возле собора Петра и Павла стоит копия = потаенного судна =, а также установлена памятная доска.

Идеи и все творчество неграмотного, но талантливого крестьянина-умельца сыграли огромную роль в развитии подводного плавания:

– впервые в истории подводного плавания Никонов выдвинул идею использования подводного судна для военных целей, т.е. стал инициатором создания подводного оружия;

– он изобрел и построил первое судно, в котором погружался под воду. Ему первому принадлежала идея о возможности вооружить подводное судно артиллерией, кроме того, он рассчитывал применить на подводном судне новое оружие- = огненные трубы =.

– Никонов создал оригинальную систему погружения и всплытия, основанную на использовании принципа изменения веса подводного судна, а также выдвинул идею о возможности выхода водолаза из погруженной подводной лодки и даже пытался осуществить её.

Ну а что же было дальше? А дальше прошли годы, и на российский престол взошел Николай I. Этот Император, как известно, получил блестящее инженерное образование. Николай, время от времени. лично проверял проекты студентов-инженеров. Среди прочего Император проявлял интерес к проекту американца Роберта Фултона, который предложил свой метод построения подводной лодки еще в начале XIX-го столетия.

  

Фото. Николай I                         Фото. Подводная лодка Фултона = Наутилус = в музее.

 

К моменту вступления Николая I на престол, Фултона уже не было в живых ( он умер в 1815-м году ), но российский Император, узнав о его проекте, захотел создать в России собственное судно, которое могло бы ходить под водой. И в стране нашелся человек, сумевший воплотить эту идею в жизнь. Звали его Карл Андреевич Шильдер генерал-адъютант и выдающийся военный инженер и изобретатель.

  

Фото. Карл Шильдер.                                              Фото. Проект его подводной лодки.

 

Фото. Испытания подводной лодки конструкции К.А.Шильдера в присутствии императора Николая I, 29 августа 1834 года.

Шильдер изучил зарубежный опыт, и на основе проектов Дреббеля и Фултона создал свою подводную лодку. Эта субмарина имела небольшие размеры, не могла опускаться на большие глубины, но была отлично вооружена. Лодка несла мину и ракеты. Первые испытания состоялись в 1834-м году. Именно с лодки Шильдера был осуществлен первый в истории пуск ракет из-под воды. Строительство обошлось казне в 23 тысячи рублей, проект был признан удачным, а Шильдер получил разрешение на строительство новых подводных лодок. Однако у проекта был и очень серьезный противник- военный министр Александр Чернышев.

  

Фото. Князь Александр Чернышев.          Фото. Макет подводной лодки Шильдера.

 

Он в конце концов, своего добился, и в 1847-м году работы по строительству подлодок Шильдера прекратились и больше уже не возобновились никогда.

Александр II проявлял к инженерному делу не меньший интерес, чем его отец, в особенности, если речь шла о новых военных разработках. Проект Шильдера был закрыт. Но от идеи строительства субмарины никто не отказался. В результате, в России первая работающая подводная лодка появилась раньше, чем у большинства государств мира. Произошло это в 1866-м году, на Балтийском заводе по проекту инженера и изобретателя Ивана Александровского. Это был прорыв. Лодка Александровского имела механический привод и носила принципиально новый тип вооружения- торпеду.

  

Фото. Иван Александровский.             Фото. Рисунок его лодки.

 

Тогда, правда, этот снаряд назывался не торпедой. А самодвижущейся подводной миной. Существует версия, что подводную лодку Александровский стал строить только для того, чтобы испытать свой снаряд. Но в любом случае важно, что никто из чиновников не препятствовал проекту, а морской министр Николай Краббе лично следил за ходом работ. Лодка Александрова не была единственным проектом. В 1878-м в Одессе прошла испытание субмарина, построенная Степаном Джевецким. Этот изобретатель посвятил конструированию подводных лодок несколько десятков лет своей жизни. Позднее он сконструировал субмарины на гребных винтах и паровой тяги, а в 1885-м году создал лодку с электрическим двигателем.

Джевецкий получает от морского министерства заказ на 50 лодок для защиты прибрежных крепостей. Проект был выполнен, вот только лодкам так и не нашли применения.

Успехи Александровского и Джевецкого дали большой толчок к развитию подводного флота в России. Субмарины были приняты на вооружение, хотя их создание оказалось делом затратным и трудоемким. Главным корабельным инженером рубежа веков был Иван Григорьевич Бубнов. В начале ХХ века он предложил семь различных проектов субмарин. Самой успешной из них, в итоге, была подводная лодка типа = барс =.

  

Фото. Иван Бубнов.                          Фото. Подводная лодка = барс =.

 

Лодка использовала дизельное топливо, могла вместить до 33 человек экипажа и развивала скорость в 9 узлов. К началу Первой мировой у Российской Империи было 24 таких подводных лодок. Эта серия была самой многочисленной, так как на вооружении стояло 68 субмарин. Что любопытно. Большинство = барсов = пережили войну. За время боевых действий Россия потеряла 34 подводных лодки, из которыми = барсами = являлись только 4, остальные прослужили еще почти двадцать лет после окончания войны. Последняя такая субмарина была разобрана в 1937-году.

Фото. Закладка зданий отдела Подводного плавания. На первом плане морской министр адмирал И.К.Григорович.

 

Фото. Вид стапелей отдела Подводного плавания.

 

Фото. Подводные лодки = барс = и = гепард =.

 

Фото. Подводная лодка = акула = на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов.

 

Фото. Подводная лодка = акула =.

 

Фото. Подводная лодка = Аллигатор =.

 

Фото. Подводная лодка = судак =.

 

Фото. Подводная лодка = Форель =.

В Советской России подводный флот также развивался довольно интенсивно. На правительство, по крайней мере на первых порах, работали те же инженеры, что строили подводные лодки для Российской Империи.

За время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот имел 267 подводных лодок, из которых 170 участвовали в боевых действиях. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. Декабрист. Серия ( кроме титульной единицы еще две- Народоволец и Красногвардеец ) заложена в 1931 году. Полное водоизмещение- 980 тонн.
  2. Серия Л ( Ленинец ). Проект 1936 года, водоизмещение- 1400 тонн, вооружен шестью торпедными аппаратами, в боезапасе 12 торпед и 20 морских мин, два орудия ( носовое- 100 мм и кормовое- 45 мм ).
  3. Серия Л-XIII водоизмещением 1200 тонн
  4. Серия Щ ( Щука ) водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия С ( Средняя ) водоизмещением 780 тонн, вооружена шестью торпедными аппаратами и двумя орудиями- 100мм и 45мм.
  6. Серия К ( Катюша ), водоизмещением 2100 тонн. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла ( надводное положение ) и 10 узлов ( подводное положение ). Лодка океанского класса, вооружена шестью торпедными аппаратами ( 6 носовых и 4 кормовых ).
  7. Серия М ( Малютка ) водоизмещением- от 200 до 250 тонн ( в зависимости от модификации ). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 торпедных аппарата, автономность 2 недели.

Серия К ( Катюша )

Лодка типа К ( Катюша ).

Количество построенных субмарин- 11

Водоизмещение надводное 1500 тонн, подводное 2100 тонн

Экипаж 65 человек

Рабочая глубина погружения 80 метров, предельная 100 метров

Скорость в надводном положении 22,5 узлов, в подводном 10 узлов

Дальность плавания в надводном положении 16500 миль, в подводном 175 миль

Вооружение: 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект 24 торпеды, 2х100мм орудий, 2х45мм зенитных полуавтоматов, 20 мин заграждения.

Вот описание одного боя К-3. Днем 3 декабря на выходе из пролива Бустад-Сунд, К-3 выпустила 4 торпеды по транспорту = Альткирх = под охраной охотников = Uj-1403 =, = Uj-1416 = и = Uj-1708 =. После залпа подлодка не удержалась на глубине и показала над водой рубку. Сторожевики обнаружили атаковавшую субмарину и ответили глубинными бомбами. При уклонении от них К-3 три раза сильно ударилась о грунт, а учитывая точность бомбометания ( всего было сброшено порядка полусотни бомб), комдив и командир субмарины предположили, что местоположение подлодки выдают пятна соляра, вытекшего из поврежденных в результате ударов о дно топливных цистерн. Было принято решение всплыть, и уйти от преследующих подводную лодку кораблей противника пользуясь преимуществом надводного хода.

– Ганс, ты слышишь эту тварь?

– Нет. После серии взрывов русские залегли на дно, я засек три удара о грунт

– Сможешь определить, где они сейчас?

– Конечно! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошибались. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР- обрушивший на противника шквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить = Uj-1708 =. Второй охотник = Uj-1416 =, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону- его 20мм зенитки не могли конкурировать с = сотками = советского подводного крейсера. Также был поврежден = Uj-1403 =. За 17 минут артиллерийского боя подводная лодка израсходовала 39-100мм и 47-45мм снарядов. Ответным огнем противника К-3 нанесены легкие повреждения корпуса.

Советская = Катюша = была феноменальной лодкой для своего времени: сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели ( 2х4200л.с. ), высокая надводная скорость, огромная автономность по запасам топлива, мощная радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток, оснащение лендлизовскими гидролокаторами. Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали = Катюши = эффективным оружием. За годы войны на лодки серии К приходится 27 тысяч тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок. Причина неудач лежат в тактике применения = Катюш =- могучим подводным крейсерам, созданным для просторов тихого океана, пришлось = топтаться = в мелководной Балтийской = луже =. При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время её корма все еще торчала на поверхности. Эффективность боевого применения = Катюш = осложнялась слабой подготовкой личного состава.

Серия М ( Малютка ).

М серия VI и VI-бис построено 50

М серия XII- построено 46

М серия XV- построено 57 ( в боевых действиях приняли участие 4 )

Водоизмещение надводное- 206 тонн, подводное 258

Автономность- 10 суток

Рабочая глубина погружения 50м, предельная 60м

Скорость в надводном положении 14 узлов, в подводном 8 узлов

Дальность плавания в надводном положении 3380 миль, в подводном положении 108 миль

Вооружение: 2 торпедных аппарата калибра 533мм, боекомплект всего 2 торпеды, 1х45мм зенитный полуавтомат.

Проект мини-субмарин для быстрого усиления флота, главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по железной дороге в полностью собранном виде. В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим- служба на = Малютке = превратилась в изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия. Сильная = болтанка =, волны безжалостно швыряли 200-тонную подводную лодку. Малая глубина погружения и слабое оружие, а также ненадежность подлодки- один вал, один дизель, один электродвигатель, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины. Правда = малыши = быстро эволюционировали, ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность, количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы эти серии появились слишком поздно- основную тяжесть войны вынесли на себе = Малютки = первых серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались хорошей = прожорливостью =, всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч. Уничтожили 10 военных кораблей и 8 транспортов. Эти лодки изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать и в открытых морских районах. Они резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней.

Серия С ( Средняя ),( Эска ).

  

Подводная лодка типа С ( Средняя )

Количество построенных субмарин- 41

Водоизмещение надводное- 840 тонн, подводное 1070 тонн.

Экипаж 36-46 человек

Рабочая глубина погружения 80 метров, предельная 100 метров

Скорость в надводном положении 19,5 узлов, в подводном 8,8 узлов

Дальность плавания в надводном положении 8000 миль, в подводном положении 148 миль

Как её обрисовал командир С-56, герой Советского Союза Г.И.Щедрин = Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника отличная… =. = Эски = отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Проблемы боевого применения лодок типа С, в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К- запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. С-56 под командованием Г.И.Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став в последствии самой результативной лодкой. Не менее фантастическая история связана с С-101, за годы войны на лодку немцами было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз лодка благополучно возвращалась в Полярный.

Ну а подводным лодкам = Щука = постараюсь сделать отдельный блог.