Таинственные пирамиды Львова

Первая пирамида. Никольское-Черенчицы.

И так сегодня отправляемся на поиски первой загадочной пирамиды созданной архитектором графом Н.А. Львовым, в его родовую усадьбу Никольское-Черенчицы, почему загадочной- объясню чуть позже. Известны три пирамиды, построенные Львовым в Тверской губернии: в его собственном имении Никольское-Черенчицы, в усадьбе его родственника в деревне Митино и усадьбе Ф.И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раёк.

Сначала  немного о самом архитекторе Николае Александровиче Львове.

Николай Александрович Львов среди блистательных имен екатерининской эпохи был фигурой первого ряда отечественной культуры, по масштабу творческих изысканий его сравнивают с Леонардо до Винчи: изобретатель, инженер, художник, поэт, архитектор.

  

На втором фото герб рода Львовых, существовал с древних времен. Данный герб утвержден во второй половине XIX в.

Родовое гнездо Львовых- село Арпачёво Новоторжского уезда Тверской губернии раскинулось на берегу речки Таложенки. Во второй половине XVII в. Сельцо Арпачёво с окрестными деревнями и пустошами было пожаловано за службу в вотчину стряпчему Борису Пименовичу Львову. Дед Н.А. Львова, капитан Петр Семенович, родовую усадьбу завещал сыновьям Николаю и Петру, а старший- Александр получил небольшую деревню Черенчицы, что в двух верстах от Арпачёва.

Фото. Карта 1887 года.

В феврале 1747 года Александр Петрович венчался в усадебной церкви Св. Николая Чудотворца с 22-летней Прасковьей Федоровной. Молодые поселились в Черенчицах. Жена дарила ему дочерей: Надежду, Марию, Евдокию. Прасковья Федоровна долго молила перед образом Николая Чудотворца послать ей сына. Молитвы были услышаны- перед Николиным днем- 4 мая 1753 года- появился наследник. Отец Александр Петрович был несказанно рад. Мальчика назвали Николаем.

Детские годы Николая прошли в Черенчицах. Дом был деревянным, несколько комнат: самая большая- для приема гостей, спальня, кладовые, летняя комната- отличались скромным убранством и простотой. Он рос необыкновенно бойким, озорным мальчиком. Отец и мать думали: = что не сносить ему головы своей. Надобна ли ему какая игрушка, он изломает стол, стул, что встретится, и игрушку своими руками сделает =, писал первый биограф. В 1769 году, в возрасте 50 лет, умер Александр Петрович, и Николай как-то сразу повзрослел: = горестное сие событие- новая забота об оставшихся в сиротстве матери с сестрами как будто возбудила дух его =. Николая решено было отправить в Петербург на действительную службу в Преображенский полк, к которому он был приписан с детства, по обычаю того времени. В столице юноше повезло, он попал к людям умным и доброжелательным: Михаил Федорович Соймонов- видный химик, геолог, возглавлявший Горное ведомство, Петр Васильевич Бакунин- член Коллегии иностранных дел, Алексей Афанасьевич Дьяков- крупный администратор петербургского градостроительства, возглавлял Сенатскую чертежную мастерскую. Возможно, именно под влиянием А.А.Дьякова сформировался интерес юного Николая Львова к архитектуре. Здесь он познакомился с профессиональными архитекторами, познал азы зодчества. Поддержка и участие этих людей облегчили пребывание Львова в столице. Но многое в жизни зависело только от него самого, от его трудолюбия и таланта.

Службу в Преображенском полку он совмещал с обязанностями курьера при Коллегии иностранных дел. Вскоре Львов весьма успешно овладел европейскими языками. Его часто посылали в европейские государства. В 1775 году ему пожаловали чин капитана, но военная служба не привлекала Львова, он вышел в отставку и был принят в штат Коллегии иностранных дел. Львов всегда был душою компании, говорил темпераментно, веселый и остроумный собеседник, он умел заражать бодростью: = Я, как бы пасмурен к тебе не приходил, всегда уходил веселее =, писал Иван Хемницер. В 1777 году Львову выпала возможность отправиться в восьмимесячное путешествие по Европе: Англия, Германия, Франция, Испания, Нидерланды. Он все впитывал, как губка, записывал, зарисовывал.

В 1778 году Львов знакомится с Марией Алексеевной Дьяковой, у влюбленных начинается бурный роман. В то время Львов не был завидным женихом: беден ( одна деревня под Торжком ), молод, не в чинах. Согласия на брак родители невесты не дали. Но молодые любили друг друга и обвенчались тайно. Им помог В.В.Капнист, жених младшей сестры М.А.Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. Однажды в 1780 году их карета свернула ненадолго к маленькой деревянной церкви у галерной гавани на Васильевском острове. Здесь их ждали Львов и священник, а после венчания девушки в сопровождении Капниста продолжили путь на бал, а Львов уехал домой.

Фото. Мария Алексеевна Дьякова.

Почти четыре года молодые люди вынуждены были скрывать тайну брака. А за эти годы Львов стал известным и востребованным архитектором, и наконец получил согласие Дьяковых на брак с их дочерью. Львову 31 год, Дьяковой-28лет. Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных- лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.

Его зодческий дебют- проект собора Св. Иосифа в Могилеве. Предыстория его такова: Екатерина II пожелала увековечить память о дипломатической встрече с австрийским императором Иосифом II в Могилеве сооружением собора. Был объявлен конкурс. Ни один из представленных проектов не устроил заказчицу, тогда князь Безбородко предложил рассмотреть проект Львова. = Мысль молодого художника, нигде не учившегося, восхитила государыню =, проект, выдержанный = в правилах лучшей греческой архитектуры =, был одобрен Екатериной II.

Собор Св. Иосифа в Могилеве.

 

Вскоре были утверждены к строительству проекты Невских ворот Петропавловской крепости и здания = Почтового стана = Главпочтамта. В 1783 году Львов выбран почетным членом Академии художеств.

  

Фото. Невские ворота Петропавловской крепости.

 

После = обнародования тайны = Николай Александрович с женой жил в доме Безбородько, там 3 августа 1784 года родился первенец- Леонид. В то время Львов уже занялся обустройством родового поместья Черенчицы под Торжком. Близ деревни, у края заболоченной низины, стоял деревянный отцовский дом, рядом- пруд и старый сад, а вокруг- овраги да холмы. Все эти = неудобия = явились основой для свободной, живописной планировки парка. Львов провел дренаж, осушил болото, вел строительство хозяйственного комплекса, пора было возводить господский дом. Назвал Львов усадьбу своим именем и именем своего небесного покорителя Николая, – Никольское.

Наблюдать за строительством в Черенчицы приехала Мария Алексеевна с маленьким сыном Леонидом. Эта удивительная женщина органично соединяла в себе романтичность и мечтательность с независимым, решительным характером и была весьма хозяйственна. Как только появляется возможность, Львов спешит в деревню, к Марии Алексеевне.

Львов усовершенствовал доступный способ постройки зданий из земли, дешевого и огнестойкого материала, что было важно для вечно страдавших от пожаров деревень и сел. В 1797 году выходит указ императора Павла I об учреждении школы землебитного строительства в Никольском под управлением Н.А.Львова. За шесть лет более восьмисот присланных из разных губерний крестьян строить такие дома. Затем был открыт её филиал под Москвой, где будущие мастера строили образцовые землебитные дома. Окончив школу, ученики становились мастерами высокого класса, так как программа обучения давала универсальное строительное образование. Крестьян обучали не только основным строительным работам, но и искусству гидротехники: прокладыванию каналов, осушению болотистых мест, строительству мостов и дорог. Аттестат об окончании училища выдавался в том случае, если ученик мог доказать свое мастерство на практике, построив дом из земли.

Фото. Приоратский дворец в Гатчине.

Приоратский дворец- единственное землебитное здание, сохранившееся до настоящего времени. дворец не имеет аналогов в русской архитектуре. Необычное название дворца объясняется его назначением. По замыслу императора Павла I дворец строили для представителей ордена мальтийских рыцарей, по одной из версий- для влиятельного сановника этого ордена- Приора. Ведь главой и покровителем мальтийского ордена в конце XVIII века стал сам император Павел I.

Фото. В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена.

 

В письме к Державину, Львов пишет = … с утра до вечера учу мужиков из пыли строить палаты, а пыль и солнце- весьма дурные окулисты. У Львова начинают болеть глаза. Порой он не мог ни читать, ни писать.

В 1798 Львов назначен указом императора Павла I начальником всех угольных разработок в России в Горном корпусе. Он занимается поиском на Валдайской возвышенности каменного- или, как тогда говорили, земляного угля, желая сократить порубки драгоценного леса и освободить страну от привозного из Англии топлива, и обнаружил месторождение в Боровичах. С той же целью он разведал залежи торфа под Москвой. Опубликовал труд = О пользе и употреблении русского земляного угля = и в нем впервые указал на возможность получения из боровичского угля кокса. Он научился добывать из этого угля серу, а также целиком ввозимую тогда из-за границы, и особую смолу для корабельных снастей и покрытия днищ судов.

Он изобрел новый строительный материал = каменный картон = прообраз современного рубероида. Львов писал = Из сей материи можно делать не только всякие разные украшения и барельефы, столько же вечные, как бронза, но даже и круглые статуи =. Этот материал можно было употреблять на обшивку кораблей. Для его производства он сконструировал специальный механизм, соединявшийся с паровой машиной. Между прочим, машина Львова дала толчок для механизации бумажного производства, бывшего до того времени полностью ручным.

Фото. Портрет семьи Львовых. Слева направо: Леонид (старший сын), Николай Александрович, Александра, Елизавета, Марья Алексеевна, Прасковья (на руках) и Вера. Миниатюра, акварель 1790.

 

Некоторые считали его любимцем фортуны, счастливцем. На это Львов отвечал: = Счастья тот лишь цену знает, кто трудом его купил =. Но Львову пришлось пережить и немало тяжелых дней. = Черным годом = назвал Николай Александрович 1793-1794 гг. После рождения пятого ребенка, дочери Прасковьи, у Марии Алексеевны началась тяжелая форма горячки, которая осложнилась потерей памяти и длительным нервно-психологическим расстройством. В ноябре начались проблемы со здоровьем у Николая Александровича. В письме к С.Р. Воронцову Львов писал: = …Переломил руку, шесть месяцев глазами страдал, а теперь еще худо могу ими работать, а наконец, всего хуже, я чуть было не потерял Марию Алексеевну, я 10 лет в один год состарился =.

  

Фото. Усадьба Знаменское-Раек. Чертеж Н.А.Львова 1790г.

 

Фото. Троицкая церковь, прозванная народом = Кулич и Пасха =.

 

Исследователи насчитывают более ста архитектурных построек, созданных по его проектам. Зодчество- это лишь одна из граней его творчества, он был художником, графиком, изобретателем, гидротехником, геологом, поэтом, переводчиком, историком, археологом, дипломатом и педагогом.

Рубеж веков оказался для Николая Александровича трагичным. В 1799 году после смерти его покровителя А.А. Безбородко. Почт-директор граф Ф.В Растопчин отдал распоряжение о выселении Львова из ведомственной квартиры в Почтовом стане, им же построенном. В конце осени на барках привезли в Петербург добытый под Боровичами уголь, который нигде не приняли, сказав¸ то уголь выписали из Англии. Близилась зима. Опасаясь, чтобы барки с углем не сломило льдом, он решил выгрузить уголь на складе, но случился пожар и уголь горел почти целый месяц. Дальше на Львова завели дело по поводу чрезмерных расходов на землебитные постройки. Львов смог доказать свою невиновность, но длительное нервное напряжение подорвало здоровье Николая Александровича, на девять месяцев он оказался прикованным к постели. Мария Алексеевна все время была при нем. Львов умер в Москве в 1803 году, прожив всего 52 года. После смерти мужа жизнь Марии Алексеевны как будто утратила смысл. Единственное, что удерживало на этой земле- это незавершенная отделка церкви Воскресения и родовой усыпальницы в Никольском. Она писала = Боже мой! Когда мое желание исполнится, чтоб в Никольском была служба. Хлопотам моим конца нету. А я уже устала. Что богу угодно будет, то и будет =. Для этого необходимо было, чтобы земля под церковью была отведена епархии. Храм освятили в августе 1806 года, тогда и был перенесен прах Николая Александровича в мавзолей в Никольском. В 187 году умирает Мария Алексеевна, ей также было 52 года. Как будто судьба отмерила им почти равные сроки земного бытия. Прах её положили рядом с тем, кого она любила больше всех на свете.

Никольское находится в Тверской области в двадцати километрах от Торжка. Везти пассажиров туда соглашается не всякий таксист, называют её = военной =, но нам повезло с первого раза. И правда асфальт заканчивается в полукилометре от Торжка, и дорога стала напоминать стиральную доску. В целом поездка Торжок- Никольское (23км) заняла около 50 минут. Как ни странно никаких указателей к усадьбе нет, да и зачем они, ведь туристов по таким дорогам катать не будешь. Раньше при въезде в усадьбу со стороны Торжка находился фонтан.

Фото. Фонтан в Никольском, рисунок М.Н.Воробьева 1812 год.

Фото. Так раньше выглядела усадьба Львова.

 

Львов провел дренаж, осушил болото и превратил Никольское в живописный усадебный ансамбль с огромным хозяйственным комплексом: скотный двор, риги, зернохранилище, ветряная мельница, конюшня, погреба, кузница. Очень профессионально была разработана гидротехническая система, которая включала: пять искусственных прудов, плотины, дренажную сеть, деревянный подземный водопровод, несколько ключевых колодцев. Был распланирован парк и произведены посадки берез, лип, тополей, ив и лиственниц, а также был разбит фруктовый сад.

Первая наша остановка Воскресенский храм (мавзолей). = Я всегда думал выстроить храм Солнцу,- писал Николай Александрович,- чтоб в лучшую часть лета солнце сходило в дом свой покоиться…=

Храм-мавзолей архитектор поставил на искусственном холме. Рядом находится церковный пруд, вынутая при рытье его земля и послужила материалом для холма. Храм это ротонада римско-дорического ордера. С древнейших времен ротондальная форма храма считалась = совершеннейшей = самая простая, прочная и вместительная. Шестнадцать колонн образуют галерею, поставленную на цокольный этаж, который сложен из крупных темных блоков колотого валуна.

Львовский мавзолей представляет трехуровневое сооружение: в цокольном этаже находится теплый храм С.В. Николая, под ним усыпальница, над ним летний храм Воскресения.

 

Проект этой церкви-ротонды был выполнен в 1783 году, 8 января 1784 года Н.А.Львов подает прошение о выдаче храмозданной грамоты. Закладка нижней церкви состоялась только в 1789 году.

 

Под лестницей. Ведущей наверх, расположен вход в цокольный этаж, в подземной части которого находилась родовая усыпальница.

 

Фото. Здесь были похоронены Н.А.Львов и его жена М.А.Львова.

 

К сожалению после революции 1917 года вечный покой архитектора и членов его семьи был варварски потревожен. Большевики извлекли их останки из склепов и надругавшись выбросили их из усыпальницы. Вскоре останки и обломки убранства иконостасов храма были вновь брошены в крипту, а то что не поместилось было сожжено там же. В 1918 году И.М.Митрофанов посетил Никольское и не узнал его: = точно передо мной был какой-то двойник, отдаленно напоминавший минувшее время. Все было разгромлено, даже мавзолей, в котором находился фамильный склеп Львовых с гробами. Даже камни разворочены. Тут же валялись туфли покойников. Изорваны 22 иконы кисти Боровиковского в церкви, изломан в куски великолепный иконостас. Все разрушено и поругано. В доме тоже свалка, беспорядочно разбросаны бумаги, книги, письма. Нашел старую учительницу, и она рассказала, как жгли иконы и прочие церковные вещи.

Фото. Стены просторного и светлого храма были расписаны под мрамор.

 

Фото. В арочных нишах изображались библейские сюжеты.

 

Храм венчает купол с проемом, закрытым толстым граненым стеклом сиреневатого оттенка. Над ним на кольце крепятся три стержня, на которых установлен позолоченный шар с крестом, поэтому в храм попадает не дневной прямой солнечный свет, а рассеянный вечерний.

 

Кстати, крест на храме не вполне обычный- с полумесяцем ( цатой ). Такие кресты можно встретить в России и на других храмах. Мне стало интересно, что он означает? Все-таки мы привыкли, что месяц это символ скорее мусульманский. Оказывается не совсем так. Цата использовалась в основании креста ещё на древних русских храмах. Есть множество теорий, обосновывающих её значение ( люлька младенца Христа, чаша в которую стекала кровь распятого спасителя и др. ), однако одно можно сказать с уверенностью- символ этот пришел из Древней Византии и уже оттуда был заимствован и Русью, и Османской империей ( турками ).

На фото хорошо виден церковный пруд, вынутая при рытье его земля и послужила материалом для холма.

 

Сейчас все заросло, а раньше был целый каскад прудов, островки с беседками, мостики, гроты, водопады, устроены купальни. Дно прудов было выстлано лещадью, откосы облицованы камнем.

 

1812 год М.Н.Воробьев. Вид села Никольского. На фото хорошо виден Воскресенский храм.

 

Для очистки прудов был сооружен деревянный подземный водовод, верхний конец которого, закрытый деревянной пробкой, находится у дна пруда. Во время чистки пробка вынималась, и вода спускалась в отводную канаву.

Каскад, рисунок Н.А.Львова

 

Красивое и оригинальное сооружение в виде грота, декорированного камнем-валуном и маской льва, из пасти которого вода попадала в каменные чаши.

На картине- слева вид главного господского дома, справа- Воскресенский храм. На переднем плане водоподъёмная машина с медведем в колесе. Эта машина существовала там в 1790-х годах для подачи воды из пруда на скотный двор. Колодцы с медведями устраивались в России в XVIII веке не только в селах, но и в городах.

Двигаемся дальше по остаткам дубовой аллеи к главному дому.

 

Эти деревья возможно помнят хозяев дома.

 

К сожалению до наших дней от усадебного дома сохранился лишь флигель. А раньше это был трехэтажный дом с бельведером. Потом к центральному дому было решено пристроить два флигеля, но пристроен был только левый, справа только заложили фундамент.

Основные утраты усадебный дом понес еще до революции, когда правнуки Львова не имея средств содержать главный дом разобрали его, оставив лишь западное крыло.

 

С некоторой опаской мы зашли в дом.

 

  

А это и есть система по-нашему = умный дом =. Весь дом как бы пронизан системой внутренних полостей, Львов оснастил свое жилище передовыми изобретениями. Из колодца, находившегося внутри здания, водоподъёмная машина подавала воду в бельэтаж. Отапливался дом по воздушной системе, которую Львов сконструировал и описал в книге = Пиростатика воздушных печей =. Камины были особого устройства- своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, наполненные розовой водой, и через решетки ваз свежий, теплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты.

Львов также изобрел = паровую кухню = -пар варил кушанья, мыл посуду, вращал вертела.

 

На втором этаже сохранились фрагменты трехцветного паркета.

 

Штукатурная сетка XVIII века.

 

  

Довольно необычная узкая деревянная трехпролётная лестница, ведущая на второй этаж.

 

На чердаке дерево сохранилось идеально.

 

Как жаль, что сейчас это находится в таком состоянии. Когда-то эти стены украшали великолепные обои сделанные женой архитектора, Марией Алексеевной, которая, видимо не желая уступать в изобретательности своему мужу, придумала и исполнила необычные обои, расшитые разноцветной шерстью по соломе. Ну а сейчас дом находится в аварийном состоянии, а от внутреннего убранства не осталось и следа.

Раньше из окна дома был виден английский парк, а с другой стороны, так как дом строился на холме, открывался вид на окрестные владения, луга в низине, возделанные поля, лес.

  

Вероятно остатки погребов.

 

Двигаемся дальше к пирамиде.

 

Теперь самая интересная постройка, пирамида-погреб. Удивительная штуковина, не зря Львова называют = гением вкуса =. По прошествии двухсот лет пирамида отлично сохранилась, двери распахнуты, можно спокойно все посмотреть. Чтобы увидеть такое чудо, стоило трястись по проселочным дорогам.

Высота пирамиды- 7,35 м, основание грани- 8,96 м. Облицовочные плиты толщиной около 8 см соединены между собой в шпунт.

 

Вход в пирамиду украшен аркой из необработанного камня-известняка, что контрастировало с гладкой поверхностью стен пирамиды. По обе стороны входа расположены полукруглые ниши. На замковом камне была изображена львиная маска.

Пирамида имеет три яруса, верхний ярус- световентиляционная камера, второй- наземный, своего рода павильон, нижний ярус- подвал.

 

Внутреннее помещение имеет полусферическую форму.

 

В центре пирамиды находится колодец. Кирпичи пола уложены по кругу вокруг отверстия колодца, аккуратно подогнаны друг другу, и в них чувствуется фундаментальная прочность.

 

В потолке центральной части пирамиды также имеется цилиндрическое отверстие, имеющее больший, чем у колодца в полу, диаметр. Там расположена верхняя. Третья полость пирамиды, которая позволяет, с одной стороны, обеспечить правильную вентиляцию ( в четырех гранях пирамиды в верхнем ярусе сделаны вентиляционные отверстия ), а также организовать естественное освещение: свет, проникающий через отверстия. Отражается от купола и заливает ровным тусклым светом центральную часть пирамиды. По сути, здесь царит полумрак, но все же освещение достаточно, чтобы заметить дыру в полу и не упасть вниз. Кстати, такой способ освещения Николай Александрович Львов применял и в строительстве храмов. Двойной купол-это своеобразная = визитная карточка = архитектора.

  

Сохранились фрагменты росписи интерьера, выполненные в технике гризайль. Свод украшает розетка и орнамент в бордово-серебристых тонах, по верхней части стен проходит гирлянда из цветов и лент, внизу стены по периметру, изображена балюстрада.

В нижний ярус пирамиды, ведет отдельный арочный подземный вход.

 

  

Вид с нижнего яруса.

 

Сделан еще один колодец.

 

Эта пирамида в родовой усадьбе Львова оказалась самой прочной постройкой, она стоит вот уже более 100 лет. Здесь вспоминается древняя поговорка: = Мир боится времени, а время боится пирамид =.

Почему все-таки пирамида?

Все говорит о том, что Н.А.Львов был прекрасно осведомлен о волшебных свойствах пирамид и умело применял их на практике. К примеру его вина, выдерживаемые и хранимые в погребе-пирамиде, славились своим прекрасным качеством не только в Тверской, но и в соседних губерниях, а семенное зерно, хранившееся там, давало необычайно большие урожаи.

Есть версия, что на постройку пирамид Львова подтолкнула гробница Цестия, она сильно впечатлила его во время путешествия по Италии. Действительно это точная пирамида Цестия, но уменьшенная примерно в 7 раз.

Многие ученые у нас и за рубежом пришли к выводу, что пирамида- особая геометрическая форма, способная аккумулировать положительную энергию, и поэтому пирамиды могут творить невероятные чудеса:

– Выявлено мощное иммуномодулирующее воздействие пирамиды ( сопротивляемость организма инфекции).

– Воздействие пирамиды несет ярко выраженное антистрессовое воздействие.

– Пирамида значительно увеличивает жизнеспособность клеток организма.

– любая кристаллическая структура ( минералы, вода, камни ) хорошо запоминает информацию о благоприятном воздействии пирамиды и становится носителем её положительного воздействия.

– Скоропортящиеся продукты совсем не портятся, не разлагаются, а только усыхают, как будто мумифицируются.

– Загрязненная вода не только не тухнет, а наоборот очищается, как после фильтрации.

– Радиоволны не проникают внутрь пирамиды.

– ученый Габи Бреннен обнаружил еще одно замечательное физическое свойство: пирамида может генерировать статическое электричество и периодически сбрасывать его через вершину в атмосферу.

– Растения внутри пирамиды растут быстрее и цветут чаще тех, что находятся вне пирамиды.

– Молоко в пирамиде не киснет.

– Лезвия сами затачиваются.

И правда, первые цветы распустились только у пирамиды. А ведь даже в засушливые годы в усадьбе собирали богатый урожай, и очень хорошо рос даже виноград.

Версия первая. Утилитарная.

Пирамида-погреб использовалась для хранения продуктов и вина. В нижний ярус ледник по весне приносили вырубленный на речке лед и укладывали в круглый колодец. Благодаря правильной вентиляции лед мог сохраняться даже летом. Пирамида использовалась и как место отдыха в жаркий летний день.

Есть версия, что вокруг колодца стояли лавочки, а снизу через это отверстие поднимался сервированный стол с охлажденными фруктами и напитками.

Версия вторая. Мистическая.

Некоторые исследователи считают, что у этой пирамиды предназначение было несколько иным, чем просто хранение продуктов. Возможно, эта пирамида была секретной лабораторией, в которой масоны проводили свои эксперименты, по управлению потоками невидимой энергии.

Справка.

Масонство- движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. С точки зрения организационной структуры представляет собой совокупность автономных = великих лож =, состоящих из = малых лож =. Идейное учение базируется на символах-инструментах средневековых каменщиков и легенде о строительстве храма Соломона, главные символы- треугольник ( пирамида ) внутри которого изображен открытый глаз 9 всевидящее око), а также мастерок, циркуль, отвес, линейка. Из истории масонства известно, это общество придерживалось принципа о том, что образованное меньшинство может и должно регулировать и направлять менее образованное большинство. Масоны экспериментировали и исследовали мир с целью приобретения новых знаний и технологий, находящихся в том числе за пределами консервативного сознания обывателя, ограниченного такими понятиями как наука, религия или традиции. Это вовсе не значит, что масоны не были патриотами и хотели эгоистично манипулировать остальным миром ради наживы, власти и прочих низменных устремлений. Как все люди, масоны были разными и ставили перед собой разные цели. Главным условием всегда оставалась тайна- никто и никогда не должен был знать об алхимических процессах, происходящих внутри храмов и лабораторий масонов.

Даже масоны 32 градуса не знают что творят масоны с 33 градуса ( Степень или градус- уровень членства в масонстве ).

  1. Ученик
  2. Подмастерье
  3. Мастер-каменщик
  4. Тайный Мастер
  5. Совершенный Мастер
  6. Ближний Секретарь
  7. Судья
  8. Хранитель Зданий
  9. Мастер Девяти Избранных
  10. Славный избранник Пятнадцати
  11. Прекрасный Рыцарь Избранник
  12. Мастер-Архитектор
  13. Рыцарь Царственного Свода или Венчанный каменщик
  14. Совершенный Вольный Каменщик или Великий Избранник
  15. Рыцарь Востока или Меча
  16. Князь Иерусалимский
  17. Рыцарь Востока и Запада
  18. Рыцарь Розы и Креста ( Розенкрейцер )
  19. Великий понтифик Небесного Иерусалима
  20. Достопочтенный Великий Мастер
  21. Великий Ноевский Патриарх или Прусский рыцарь
  22. Рыцарь Королевского Топора или Князь Ливана
  23. Хранитель Скинии
  24. Князь Скинии
  25. Рыцарь Медного Змея
  26. Князь Милосердия
  27. Великий Командор Храма
  28. Рыцарь Солнца
  29. Великий Рыцарь Святого Андрея
  30. Великий Избранник
  31. Великий Командор
  32. Прекрасный Рыцарь Королевского Секрета
  33. Державный Великий Верховный Инспектор

Немного о посвящении в масоны. Кандидата в масоны в начале обряда заводят в комнату. Выкрашенную в черный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку. Побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат пишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Перед вводом в храм, где проходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат = ни одет, ни раздет = (частично раздевают, левая грудь обнажена в знак открытости сердца), а на шею надевают веревку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Дальше следуют ритуальные испытания, в конце церемонии кандидат приносит торжественное обязательство перед священной книгой, обычно это библия, на неё кладется циркуль и наугольник.

Но вернёмся к нашей пирамиде, считалось, что 13 членов ложи, произносящие особые заклинания во время ритуала внутри пирамиды, могут ни много ни мало влиять на сознание людей. На фото хорошо видны ниши, где по три человека располагались масоны. Трудно сказать, насколько успешными были эти эксперименты, но сам архитектор пользовался немалым авторитетом в масонской среде. Не зря ведь именно ему самый мистически настроенный из российских венценосцев Павел I  поручил воздвигнуть в Гатчине дворец для приора Мальтийского ордена.

  

При должном воображении пирамида-погреб Львова смахивает на известный масонский символ, олицетворяющий божественное провидение = Всевидящее Око =.

Ну и заканчивая, хотелось бы привлечь внимание к трагической судьбе архитектурного наследия Николая Львова. Львов едва ли не лучшее, что есть в русской архитектуре, но уже через несколько лет этому придется верить на слово. Его усадьба исчезает на глазах, гниет и рушится, процесс все ближе подходит к точке невозврата.