Часть четвертая. Музей ретро-автомобилей Гараж.
Рядом с музеем узкоколейных железных дорог находится музей = Гараж =, с небольшой но интересной экспозицией авто и мототехники. Как добраться, адрес и часы работы можно найти в предыдущем посте о железнодорожном музее. Среди автомобилей встречаются настоящие раритеты- американский Форд Т, легендарная = полуторка =, ГАЗ-ММ =Эмка =, Willys MB и многие другие.
Многие экспонаты этого музея на ходу и даже зарегистрированы в ГИБДД.
Немного расскажу о понравившихся мне автомобилях.
ГАЗ 67Б
ГАЗ 67Б Советский военный полноприводный автомобиль. Представляет собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ 64. Этот автомобиль является одним из символов Великой Отечественной войны. В Красной Армии его ласково называли = козликом =, = блохой-воином =, = Иван-Виллис =, = ХБВ = ( хочу быть виллисом ).
Обьемы производства ГАЗ 67Б в годы войны сравнительно невелики- 4851 ед., что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и FORD GPW. Всего же до конца выпуска в 1953 году было выпущено 92843 единицы.
В Великой Отечественной войне использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач.
После войны ГАЗ 67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве.
ТТХ автомобиля
Годы производства: 1943-1953
Тип кузова: фаэтон, открытый универсального назначения
Компоновка: подключаемый полный привод
Колесная формула: 4 Х 4
Двигатель: ГАЗ-64-6004
Трансмиссия: механическая 4-ступенчатая
Длинна: 3350 мм
Ширина: 1685 мм
Высота: 1700 мм
Масса: 1320 кг
Грузоподьемность: 450 кг
Обьем бака: 40 л
Запас хода: 465 км
Максимальная скорость: 90 км/ч
Willys MB
Willys MB ( Виллис )- американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году. Поступив в войска союзников, Willys MB быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию = Виллисы = массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысячи машин.
Откуда именно взялось прозвище джип ( JEEP ), доподлинно неизвестно до сих пор. По одной из наиболее популярных версий, это обычное сокращение от военного обозначения автомобилей GENERAL PORPOSE, GP, звучит как джи-пи, или джип. По другой версии, все сводится к американскому военному сленгу, на котором слово JEEP обозначались не протестированные средства передвижения. В любом случае, все = Виллисы = начали называть джипами. А сама компания Willys Overland Motors в феврале 1943 года в разгар войны зарегистрировала торговую марку JEEP.
После победы тысячи оставшихся на ходу автомобилей были переданы в народное хозяйство страны, где возили уже не военных. А председателей колхозов, директоров совхозов и различных руководителей среднего и низшего звена.
ТТХ автомобиля
Годы производства: 1941-1945
Компоновка: переднемоторная, полноприводная.
Силовая установка: 4 цилиндровый двигатель обьемом 2,2 литра и мощностью 60 л.с.
Трансмиссия: 3-ступенчатая, механическая
Длинна: 3335 мм
Ширина: 1585 мм
Высота: 1830 мм
Клиренс: 220 мм
Масса: 1220 кг
Обьем бака: 57 л.
Максимальная скорость: по шоссе 105 км/ч
Запас хода: 480 км
ГАЗ-ММ
ГАЗ-ММ ( полуторка )- грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподьемностью 1,5 т ( 1500 кг ), отсюда и прозвище = полуторка =. ГАЗ-ММ представлял собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА.
В годы Великой отечественной войны из-за недостатка ресурсов инженеры перешли на выпуск упрощенной версии. Кабину в те годы делали из древесины, а на крышу устанавливали брезент. В 42-м году несколько крупных партий лишили дверей, заменив их брезентовыми защитными клапанами. Угловые крылья делали из любого подходящего железа, просто сгибая его до нужной формы. Также у автомобиля для упрощения конструкции нет передних тормозов и глушителя. Из-за дефицита фар один комплект делили на две машины.
За всю историю производства выпустили более 200 тысяч ГАЗ-ММ. Его ценили за простоту конструкций, благодаря чему водители могли проводить оперативный ремонт в полевых условиях. Качество многих силовых агрегатов оставляло желать лучшего, поэтому случались частые поломки.
Наибольший вклад ГАЗ-ММ вложил в прохождение блокады Ленинграда. Обогрев в этой машине не был предусмотрен. Зимой приходилось брать ведро, бросать в него несколько камней и разжигать костер нагревая камни, затем ставить ведро между ногами и сиденьем.
Газогенераторная версия ГАЗ-ММ, в ней 50-сильный мотор заменен газогенераторным. В качестве топлива использовались деревянные чурки, что позволяло развивать мощность до 38 лошадиных сил. Грузовик перевозил до 1000 килограмм груза, 150-200 кг грузоподьемности отнимались запасом чурок. Также была версия с уменьшенным габаритом двигателя, и использующая уголь.
Полугусеничная версия ГАЗ-ММ.
ТТХ автомобиля
Годы производства: 1938-1949
Колесная формула: 4 Х 2
Двигатель: ГАЗ-ММ
Трансмиссия: 4-ст. механическая
Длина: 5250 мм
Ширина: 2040 мм
Высота: 1900 мм
Масса: 1750 кг
Максимальная скорость: 70 км/ч
Грузоподьемность: 1500кг
Расход топлива: 19,5л/ 100км
Studebeker
А это Студебекер, но на шасси ГАЗ-51.
Studebeker в Красной армии имел прозвище = Студер =- трехосный грузовой американский армейский грузовой автомобиль выпускавшийся с 1941 по 1945 год, был самым массовым грузовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподьемностью ( по сравнению с советскими грузовиками того времени ). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод на все три оси. Всего было выпущено 219882 грузовиков, 152000 доставлены в СССР по ленд-лизу.
Studebeker стал основным средством перевозки реактивных установок = Катюша =, БМ-8-48, БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12- самых мощных установок того времени.
После окончания ВОВ часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались еще какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.
Недостатком автомобиля ( по сравнению с техникой СССР ) являлся тот факт, что Студебеккер требовал качественные смазку и горючее с октановым числом не меньше 62.
ТТХ автомобиля.
Годы производства: 1941-1945
Класс: грузовой
Колесная формула: 6 х 6, 6 Х 4
Двигатель: HERCULES JXD
Трансмиссия: механическая 5-ступенчатая
Длинна: 6366 мм
Ширина: 2235 мм
Высота: 2210 мм ( по кабине ), 2694 мм ( по тенту )
Клиренс: 248 мм
Масса: 4480 кг
Грузоподьемность: 2268
Обьем бака: 151,4 л
Dodge WC52
Dodge WC52, он же по прозвищу ¾ ( три четверти). Американский армейский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.
Автомобиль серии WC ( от англ. WEAPONS GARRIER = носитель оружия, оруженосец = ) отличался простотой и технологичностью в производстве, а также высокой степенью унификации. В Красной армии получил прозвище = додж три четверти = из-за своей грузоподьемности 750 кг ( ¾ тонны ).
Dodge WC52 выпускался во множестве модификаций и в массовых количествах, он считается большим братом виллиса и дедушкой хаммера. Легендарная машина воевавшая на всех фронтах Второй Мировой, от Заполярья до Сицилии, и от Иводзимы до Нормандии. После Второй Мировой воевал в Корее, Индокитае, Алжире и во многих других местах.
Более 25000 таких машин было поставлено в СССР по ленд-лизу, где они приобрели славу не убиваемого автомобиля. Основным назначением Доджей в СССР была буксировка 76-мм противотанковых орудий. Не самая безопасная работа. Из 25000 = красноармейских = Доджей сохранились единицы, да и те в плачевном состоянии.
ТТХ автомобиля:
Годы производства: 1941-1945
Компановка: переднемоторная, полноприводная.
Колесная формула: 4Х4
Двигатель: Т-215 бензиновый 3.7 л., 90 л.с.
Трансмиссия: механическая 4-ступенчатая
Длинна: 4235 мм
Ширина: 2120 мм
Высота: 1870 мм ( без тента ), 2130 мм ( с тентом )
Клиренс: 273
Масса: 2315 кг
Грузоподьемность: 750 кг
Обьем бака 114 л.
Рама автомобиля лонжеронная, с четырьмя поперечинами сложной формы. Кабина открытая, двухместная. Ветровое стекло откидывается вперед. Кузов цельнометаллический, по бокам над колесами- ящики для боеприпасов.
Пол кузова приспособлен для установки постамента под крупнокалиберный пулемет или 37-мм пушку.
Dodge WC52 на улицах Берлина.
ФАИ-М
ФАИ- советский бронеавтомобиль 1930-х годов. Бронеавтомобиль выполнен на шасси легкового автомобиля = ФОРД-А = (ФАИ) или ГАЗ-М1 (ФАИ-М). Всего было выпущено 697 бронеавтомобилей ФАИ И ФАИ-М, что делает эти бронеавтомобили вторыми по массовости в РККА после БА-20.
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М использовались в боях: сначала с басмачами в Средней Азии, в боях у озера Хасан и на реке Халкин-Гол, где безвозвратно было потеряно 17 бронеавтомобилей, в Гражданской войне в Испании, куда было поставлено 20 машин, в Зимней войне с Финляндией потеряно 2 бронеавтомобиля, и в Великой Отечественной войне.
С 1936 года имелись разведывательные бронеавтомобили-дрезины которые представляли из себя доработанные бронеавтомобили на железнодорожном ходу.
М151 MUTT
А этот автомобиль мне очень нравится М151 MUTT ( англ. Military utility tactical truck )- американский армейский автомобиль повышенной проходимости, приемник М38 и М38А1. Производился с 1959 по 1982 год, широко использовался американскими войсками в войне во Вьетнаме.
Различные модели М151 несли успешную военную службу в 15 различных стран НАТО, М151 использовался в Канаде, Дании, Ливане, Израиле Филиппинах, Великобритании и не входящие в блок страны, такие как Пакистан. В настоящее время М151 используется по всему миру более чем в 100 странах.
М151 широко использовался американской армией для установки вооружения, такого как 7,62-мм или 12,7-мм пулемета или противотанковые управляемые ракеты ( на фото ). Впоследствии М151 заменяется на = ХАММЕР = компании = АМ ДЖЕНЕРЭЛ =.
Щиток приборов. Что-то я не вижу тахометра, наверное он не нужен военному автомобилю.
Надпись под бензобаком = внимание не переполнять =. Забавное решение бензобак под сидением, очень удобно заправляться, открываешь бак не выходя из-за руля.
В отличии от предыдущих конструкций, структура которых состоит из стального кузова, закрепленного на отдельной стальной раме, на М151 использован несущий кузов-монокок. Ликвидация рамы М151 увеличила дорожный просвет и в то же время снизила центр тяжести.
В отличии от всех предыдущих джипов, М151 был оснащен независимой подвеской всех колес на винтовых пружинах ( хорошо видно на фото ). Из-за обвинений в нарушении авторских прав М151 вместо семи отличительных вертикальных отверстий решетки радиатора получил решетку с горизонтальными отверстиями.
М151 не предлагался для гражданского авторынка, так как министерство обороны США считает все автомобили серии М151 = небезопасными для общественного пользования на шоссе = и не отвечающими стандартам безопасности для гражданских транспортных средств.
ТТХ автомобиля
Производитель: FORD
Года производства: 1959-1982
Компановка: переднемоторная, полноприводная
Колесная формула 4 Х 4
Трансмиссия: механическая 4-ступенчатая
Длинна: 3380 мм
Ширина: 1630 мм
Высота: 1800 мм ( по тенту ).
Масса: 1070 кг
Максимальная скорость: 106 км/ч
Запас хода: 483 км
ГАЗ-М1
ГАЗ-М1 =ЭМКА=, = ВОРОНОК =- советский автомобиль серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 года. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко. Всего было изготовлено 62888 автомобиля.
ТТХ автомобиля ГАЗ-М1
Тип кузова: 4-дверный седан, 5 мест
Компановка: переднемоторная, заднеприводная
Двигатель: ГАЗ-М
Трансмиссия: 3-ступенчатая, механическая, двухходовая.
Длинна: 4575 мм
Ширина: 1770 мм
Высота: 1775 мм
Клиренс: 210мм
Масса: 1370 кг
Грузоподьемность: 600 кг
Обьем бака: 60 литров.
Литера = М1 = расшифровывалась = Молотовский- первый =, в честь главы правительства СССР ( Председателя Совнаркома )- Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод. Среди особенностей М1 по сравнению с предыдущими моделями: более комфортабельный кузов, более жесткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, более совершенная и живучая подвеска на продольных рессорах, автоматическое опережение зажигания, регулируемое вперед-назад переднее сидение, электрический указатель уровня топлива. ГАЗ М1 получил сразу три насоса: бензиновый, водяной и масляный, а также добавлен контактно-масляный воздухофильтр, и более совершенный карбюратор.
ГАЗ М1 не возможно было приобрести в частное пользование, в свободную продажу эти автомобили не поставлялись. Лишь за особые заслуги и достижения выдающиеся граждане СССР в исключительных случаях могли получить = ЭМКУ = в качестве награды, так например, произошло в 1936 году с рекордсменом Алексеем Стахановым. До начала Великой Отечественной войны = ЭМКА = эксплуатировалась в советских учреждениях, а в военное время мобилизованные вместе с остальной техникой легковушки активно использовались в качестве = штабных = командирских автомобилей. Уже после окончания Второй Мировой изрядно потрепанные = ЭМКИ = наконец попали в частные руки.
На основе ГАЗ- М1 в НАТИ создали экспериментальный полугусеничный автомобиль, который мог ездить как на гусеничном ходу, так и на колесах.
Фото. Штабной ГАЗ- М1 проезжает мимо колонны пленных немцев.
Renault AHN
Renault AHN- французская армейская машина Второй мировой войны. В апреле 1940 года началось серийное производство этого автомобиля, после капитуляции в июне 1940 года их производство было продолжено для Третьего рейха. В 1942-1943 гг головной завод = РЕНО = в пригороде Парижа, несколько раз бомбила англо-американская авиация. В результате завод был частично разрушен, а выпуск продукции уменьшился. Всего за период оккупации немцы получили около 4 тысяч этих автомобилей.
На этом автомобиле устанавливался гидропривод тормозов. ТТХ машины: колесная формула 4Х2, тип двигателя- 6 цилиндровый, карбюраторный, мощность двигателя 75 л.с., грузоподьемность- 4 тонны, трансмиссия 6-ступенчатая коробка передач.
Универсал-2
В глубине ожидает реставрации трактор Универсал-2. Этот сельскохозяйственный трактор выпускался на Ленинградском заводе = Красный Путиловец = с 1934 по 1940 гг и Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 год. Общее количество выпущенных Универсал-2 составляет 211500 штук.
Прототипом Универсал-2 был американский трактор = Фармолл =. Это была выносливая машина, Во время Великой Отечественной войны в стране не хватало бензина, по этой причине трактор заводили на небольшом количестве бензина, а все остальное время двигатель работал на осветительном керосине. Трактор оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 22 л.с. диапазон рабочих скоростей трактора составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг.
Подвески у трактора нет, мост жестко закреплен к раме. Передняя балка с жестко закрепленными колесами поворачивалась вокруг центральной оси, для облегчения поворота у трактора подтормаживались задние колеса, правое или левое в зависимости от направления поворота, при чем это происходило автоматически. Для торможения был специальный ручной тормоз, привод только на задние колеса.
Трактор Универсал-2 был первым советским трактором, поставляемым из СССР на экспорт.
ТТХ трактора
Годы выпуска: 1934-1955
Двигатель: 4-х тактный рядный, 4-х цилиндровый, карбюраторный с зажиганием горючей смеси от свечи, мощность 22 л.с.
Трансмиссия: привод задний, КПП механическая, 3-х ступенчатая коробка передач.
Длина: 3405 мм
Ширина: 1645 мм
Высота: 2014 мм
Масса: 2050 кг
Ford model T
Ford model T, также известный как = Жестяная Лиззи =- автомобиль, выпускавшийся Ford motor company c 1908 по 1927 год. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Генри Форд, по мнению многих, = посадил Америку на колеса =, сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо ручной сборки и разумного упрощения конструкции автомобиля, не в ущерб качеству.
Автомобиль был снабжен четырехцилиндровым двигателем рабочим обьемом 2,9 л и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие конструктивные и технологические нововведения, как цельнолитой блок-картер, отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение планетарной коробки передач.
Низкая себестоимость Форда Т достигалась не за счет экономии на габаритных размерах, литраже и мощности, а благодаря технологичности всех агрегатов автомобиля и огромным по тем временам масштабам его выпуска, а также внедрению передовых для своего времени технологий массового производства. Форд Т был первым = всемирным = автомобилем, его выпускали во многих странах мира. В частности, филиалы Форда имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии. Всего было выпущено более 15 миллионов автомобилей Форд Т.
Простота, надежность и высокая проходимость автомобиля при такой цене привлекли внимание военных. В результате, его можно было часто встретить на фронтах Первой мировой. Значительную партию закупило и русское военное ведомство. Какая-то часть этой партии досталась по наследству Красной армии. Утверждают, что именно этой моделью пользовался легендарный начдив Чапаев. Также известно, что водителем Форда Т, переделанного под фургон санитарных войск, служил другой знаменитый участник Первой мировой- писатель Эрнест Хэмингуэй.
ТТХ автомобиля
Годы выпуска: 1908-1927 г
Компановка: переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула: 4 Х 2
Двигатель: четырехцилиндровый, оббьем 2893, мощность 20 л.с.
Трансмиссия: планетарная 2-ступенчатая
Длина: 3350 мм
Ширина: 1650 мм
Клиренс: 250 мм
Масса: 880 кг
Максимальная скорость6 64-72 км/ч
M-72
M-72- советский тяжелый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ ( Москва ), ГМЗ ( Горький ), ИМЗ ( Ирбит ), = Красный октябрь = ( Ленинград ), КМЗ ( Киев ). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации РККА он классифицировался как = бронетехника =. Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции и перевезены в СССР. В ЦКБМ немецкие мотоциклы разобрали до последней детали, а в лабораториях НАТИ исследовали химический состав почти сотни подлинных деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами СССР. Стоит отметить, что советская промышленность того времени не могла сразу воспроизвести все элементы новинки. К примеру, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась промышленностью. Кроме этого изготовление алюминиевых элементов двигателя и рамы требовало переоборудования многих заводов.
ТТХ мотоцикла.
Годы выпуска: 1941-1960
Двигатель: рабочий оббьем 746, четырехтактный, двухцилиндровый, мощность 22 л.с.
КПП: механическая 4-ступ.
Сцепление: сухое, двухдисковое
Привод: карданная передача
Длинна: 2130 мм
Ширина: 815 мм
Высота: 960 мм
Запас топлива: 22 л
Расход топлива: 7 л / 100 км
Максимальная скорость: 110 / 95 км/ ч
Еще несколько фотографий
Фото. Кроме автомобилей тут много всякой военной амуниции, все можно брать в руки и фотографироваться.
Фото. Пожертвования на нужды гаража.
Фото. Эволюция телефона.
Фото. Знаменитая сорокопятка.
Фото. Вожди
Фото. Аппарат с газировкой, обязательно с граненым стаканом. Раньше такие стояли на каждом углу. 1 копейка- просто газированная вода, 3 копейки- с сиропом. Детям не понять как раньше все пили из одного стакана и не болели.
Многие автомобили полностью восстановлены усилиями сотрудников музея, и сейчас используются для киносьемок.
Фото. На сьемках фильма = Диверсант =.
Ну и подводя итог скажу, конечно есть и более крутые музеи, например как музей техники Вадима Задорожного, но здесь есть свой шарм, можно потрогать все своими руками, посидеть за рулем легендарных машин. Я думаю у этого маленького музея все еще впереди, есть на кого ровняться и к чему стремиться. А спасение раритетных экспонатов- очень хорошее дело.
Переславль-Залесский. Часть первая. Городские валы.
http://bezablog.ru/2018/06/05/переславль-залесский/(откроется в новой вкладке)
Переславль-Залесский. Часть вторая. Синь-камень.
http://bezablog.ru/2018/07/29/переславль-залесский-2/(откроется в новой вкладке)
Переславль-Залесский. Часть третья. Музей паровозов.
http://bezablog.ru/2018/09/13/переславль-залесский-часть-третья-му/(откроется в новой вкладке)
Переславль-Залесский. Часть четвертая. Музей ретро-автомобилей Гараж.
http://bezablog.ru/2018/10/02/переславль-залесский-3/(откроется в новой вкладке)
Переславль-Залесский. Часть пятая. Клещин- исчезнувший город залесья.
http://bezablog.ru/2018/11/16/переславль-залесский-4/(откроется в новой вкладке)
Здорово, большое спасибо.
Круто. Только одна просьба. Не обижайте вождей. Они тоже нуждаются в реставрации, в смысле ремонта облика. Облупленная краска не красит ни их, ни музей с такими добрыми традициями.