Субтеррина. Подземная лодка. Миф или реальность.

Субтеррина. Подземная лодка. Миф или реальность.

Подземная лодка ( лат. SUBTERRINА ), подземоход, геоход- самодвижущийся механизм, машина, управляемая находящимся внутри экипажем и способная передвигаться под землей, самостоятельно прокладывая себе путь. Человек с самого начала своего существования всегда хотел не только подняться в небо, но и опуститься под землю, и даже достичь центра планеты. Однако все эти мечты воплощались лишь в фантастических романах: = Путешествие к центру земли = Жюля Верна, = Подземный огонь = Шузи, = Гиперболоид инженера Гарина = Алексея Толстого, и только в 1937 году Адамов в своем произведении = Победитель недр = описал в качестве достижений советской власти конструкцию подземной лодки. Создается впечатление, что описание это было основано на реальных чертежах. Существует немало мифов относительно того, кто первым приступил к разработкам подземных лодок.

  

Случаи применения подземных лодок известны еще в античные времена. При осаде крепостей использовались архаичные деревянные аппараты с педальным приводом, главной задачей которых было создание тоннеля-подкопа для прорыва за городские укрепления. Действенное оружие, хотя и не лишенное недостатков: скорость передвижения античных подземоходов составляла не более пяти метров в день ( время было предостаточно, осада продолжалась месяцами и годами ), поэтому, учитывая огромные физические нагрузки для экипажа, приходилось брать большие запасы провизии. Кроме того, при проходке под стенами осажденных городов существовал риск обрушения стен и гибели всего экипажа. Лишь в 237 году до н.э. Архимед с помощью винта смог увеличить скорость до 10 метров в сутки. Так Дарий I проник в 520 г. До н.э в греческий город Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь города. Такой прием использовал и Сервилий, чтобы овладеть Фиденами в 430 году до н.э., а в 391 году до н.э. Камилл подобным образом окончил семилетнюю осаду города Вейи. С упадком античной цивилизации секрет этих устройств был утрачен.

Средневековье отличал упадок военного искусства, наступательное оружие и фортификация в этот период почти не развивались. Не изменялась тогда и техника ведения подземной войны. Порой знания того, что под стены подведен подкоп, было достаточно, чтобы гарнизон крепости сдался. Так случилось после месячной осады крепости Маркаб султаном Египта Калавуном. 25 апреля 1285 года защитники сдались, узнав что под северную стену и главную башню вражеские воины подвели галерею.

Подземная война активно велась во время Первой мировой войны. В это время произошел переход от осадной войны подкопов к подземной фортификационной войне на линиях фронта. Большая плотность войск и длительные периоды позиционной войны на Западном фронте привели к тому, что позиции противоборствующих сторон оказались хорошо укреплены. Наземные атаки приводили к большим потерям и заканчивались поражениями. Тогда и было принято решение использовать подземную войну для взлома хорошо подготовленной обороны. К 1916 году англичане для ведения подземной войны организовали 33 минные (тоннельные) роты общей численностью до 25 тысяч человек. На Восточном фронте подземная война велась там, где противник создавал укрепрайоны. Всего было зафиксировано 40 случаев подземных атак, которые часто увязывали с наземными и воздушными действиями. Характерным примером может служить подземная атака русских войск в 1916 году под Иллукстом (у Двинска).

В России о создании подземной лодки задумались еще в начале ХХ века. Так, в 1904 году инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал статью, в которой рассказал о возможности создания специальной капсулы, способной преодолевать большие расстояния под землей, но в том же году во время волнений в Москве ученый был убит, есть версия, что он погиб от пули немецкого агента, который похитил все его разработки. Так же создание подземной лодки приписывают другому российскому ученому Евгению Толкалинскому. Будучи инженером царской армии, он зимой 1918 года смог через финский залив сбежать из страны, и занимался в Швеции разработкой проходческого щита.

 

Проект Требелева.

Но по настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелев буквально жил идеей создания подземохода, которому он дал название = субтеррина =. Изобретатель был настолько одержим этой идеей, что даже своей единственной дочери дал имя Субтеррина. При этом Требелев даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его субтеррину будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать = черное золото = на поверхность. При этом Требелев хотел, чтобы его устройство могло свободно перемещаться как под землей, так и подводой. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим. Изначально Требелев намеривался создать так называемый термальный суперконтур-устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт, то есть могла входить в землю как нож в масло. Позднее он обратил внимание на то, что с увеличением скорости резки грунта уменьшается давление резания, что позволяло значительно снизить мощность, необходимую для работы подземной лодки. В сотрудничестве с конструкторами А.Баскиным и А.Кирилловым Требелев изобрел конструкцию, принцип работы который был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемым рентгеновским аппаратом.

Если внимательно посмотреть на маленькую кучку земли, выброшенной у входа в жилище крота, то станет ясно, что обьем этой земли совершенно ничтожен по сравнению с обьемом длинных, достигающих иногда сотни метров подземных ходов. Куда же крот девает остальную землю? Его работа протекает следующим образом. Крепкими зубами, быстро поворачивая голову на оси своего позвоночника то в одну, то в другую сторону, крот как бы сверлит и разрыхляет землю. Первые порции земли в начале работы, конечно, выбрасываются лапами наружу. Но как только прорытый проход становится немного длиннее тела крота, он упирается сильными задними лапами в  стенки тоннеля и начинает передними утрамбовывать землю в боковые стенки. Напряженно работают крепкие мускулы шеи, они так же распирают мягкую разрыхленную землю и прессуют её в сторону. Непрерывно сверлит крот землю, и утрамбовывает её по боковым стенкам, так он и путешествует под землей в нужных ему направлениях, оставляя за собой прочный цилиндрический коридор.

В передней части корпуса машины установлен мощный бур, оснащенный твердым сплавом, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин. Сзади находятся четыре домкрата, упирающихся попарно в стенку скважины и двигающие машину вперед со скоростью 10 м/час. Скорость вращения бура- свыше 300 об/мин. Бур имеет вращательное или вращательно-ударное движение. Благодаря этому им может быть пробурена порода любой твердости. Внутри машины находится водитель. Он может поворачивать машину при включении правого домкрата влево, при включении левого- вправо, верхнего- вниз, нижнего- вверх. Он может также дать машине задний ход включением всех четырех домкратов и реверсированием мотора, ведущего шнек в обратную сторону. При этом получается вывинчивание машины. Питание машина получала по кабелю с поверхности.

Первые испытания прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы, модель смогла проделать тоннель длиной 40 метров. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, её механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными, тем более, что приближалась Вторая мировая война.

Подземный снаряд М.И. Циферова.

Подземный реактивный снаряд- устройство для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах различной плотности со скоростью до 1 м/с при помощи реактивной струи. Разработано Михаилом Ивановичем Циферовым в 1948 году. Ранним прототипом изобретения послужило артиллерийское орудие, ствол которого был закрыт заглушкой с круглыми отверстиями. При выстреле пороховые газы, вырывавшиеся из отверстий под давлением до 3000 атмосфер, легко разрушали образцы горных пород. По результатам этих экспериментов, подтвердивших принципиальную жизнеспособность выбранной конструкции, проект постепенно трансформировался в автономный снаряд с буровой головкой, приводимой во вращение пороховыми газами. Пороховые заряды должны ыли непрерывно подаваться из специальной кассеты.

Согласно результатам испытаний опытной установки скорость проходки скальных грунтов составила 5 метров в минуту и до 100 метров в минуту в обычном грунте, а время работы от 5 до 60 минут в зависимости от вида проходимых пород.

Дальнейшим развитием этой идеи стал построенный в 1968 году подземный реактивный твердотопливный снаряд. Он представлял собой наполненный твердым топливом цилиндр, в носовой части которого находилось несколько сопел, расположенных в три яруса. Подземная ракета устанавливалась носом вниз, горючая смесь поджигалась расположенным в хвостовой части электрозапальным устройством, и сверхзвуковая струя раскаленных газов, вырываясь из направленных вниз сопел под давлением до 2000 атмосфер, разрушала грунт под снарядом, а сопла среднего яруса, направленные вбок, расширяли скважину. Снаряд под собственным весом опускался вертикально вниз, грунт выбрасывался вместе со струёй отработавших газов. Одним из недостатков подземного реактивного снаряда являлась сложность управления им, изменения плотности горных пород на траектории его движения могли привести к его значительному отклонению от требуемого направления.

 

Проект = MIDGARDSCLANGE = =Змей Мидгарда =.

Подобными исследованиями и разработками занимались и в нацистской Германии. Руководство Третьего Рейха нуждалось в любом сверхоружии, которое помогло бы достичь мирового господства. Согласно сведениям, которые были обнародованы уже после окончания войны, в Германии велись разработки подземных военных аппаратов, одному из них, проекту немецкого инженера Риттера было присвоено имя = MIDGARDSCLANGE = Змей Мидгарда в честь огромного змея, стерегущего Мидгард из скандинавской мифологии.

Змей Мидгарда предполагался как сверхамфибия, которая могла осуществлять движение не только на земле и под землей, но и под водой на глубине порядка ста метров. Таким образом, аппарат создавался в качестве универсального боевого транспортного средства, состоявшего из большого количества соединенных между собой отделений- модулей.

Модуль имел длину, равную шести метрам, ширину- около семи метров и высоту порядка трех с половиной метров. Общая длина аппарата составляла примерно 400-525 метров, в зависимости от того, какие задачи ставились перед данным транспортным средством. Подземный крейсер имел водоизмещение 60 тысяч тонн. Согласно некоторым данным, испытания подземного крейсера проводились еще в 1939 году. На борту его помещалось большое количество снарядов и мин, а также специально для него были разработаны подземные боевые торпеды = FAFNIR =, спаренные пулеметы, разведывательные снаряды = ALBERICH =, транспортный челнок = LAURIN = для сообщения с поверхностью. Экипаж аппарата составлял 30 человек, а внутри он очень напоминал устройство подводной лодки. Аппарат мог развивать скорость по земле до 30 километров в час, под водой- три километра, а в каменистом грунте- до двух километров в час.

Подземная лодка представляла собой аппарат, в передней части которого размещались буровая головка с четырьмя бурами (диаметр каждого составлял полтора метра), предусмотрено 3 комплекта буров для разных видов горных пород. Головка приводилась в движение девятью электродвигателями, ходовая часть выполнена на гусеницах со своими электродвигателями. В пояснительной записке к проекту было предусмотрено строительство 20 таких подземных крейсеров (каждый стоил порядка 30 миллионов рейхсмарок), которые планировалось использовать для нападений на стратегически важные французские и бельгийские обьекты, и для минирования портов Англии. После того, как вторая мировая война была закончена, советская контрразведка недалеко от Кенигсберга обнаружила штольни неизвестного происхождения, а недалеко от них- остатки конструкций, предположительно = MIDGARDSCLANGE =. В целом же, проект действительно был передовым и по боевой эффективности превосходящим практически все аналогичные разработки = чудо-оружия = того времени. На тот день, ни одна из стран мира не имела адекватной защиты от подобной системы вооружения, если бы проект =Змей Мидгарда = реально довели до конца, то вполне вероятно, что ход мировой войны развивался бы совсем по другому.

 

Проект  = SUBTERRINE =

 В некоторых источниках упоминается и еще один немецкий проект, менее амбициозный, но не менее интересный, который был начат намного раньше = SUBTERRINE =. Патент на создание его получен еще в 1933 году и выдан он был на имя немецкого изобретателя Хорнера фон Вернера. Согласно замыслу изобретателя, его аппарат должен был иметь скорость порядка семи километров в час, экипаж 5 человек, нести боезаряд, равный 300 килограммам. Предполагалось, что он сможет двигаться не только под землей, но и под водой. Изобретение сразу же было засекречено и передано в архив. И если бы не началась война, об этом проекте вряд ли кто-нибудь вспомнил. Однако граф фон Штауфенберг, который курировал некоторые военные проекты, совершенно случайно наткнулся на него.

Фото. Клаус фон Штауффенберг.

 К тому же, в те годы Германия как раз разработала военную операцию под названием = Морской лев =, целью которой было вторжение на Британские острова. Поэтому существование подземной лодки  могло оказаться весьма полезным. Идея заключалась в следующем: подземный аппарат, на борту которого должны находиться диверсанты, должен был пересечь Ла-Манш, а затем добраться в нужное место под землей. Тем не менее, как свидетельствует история, этим планам не суждено было осуществиться, потому как Герману Герингу удалось убедить фюрера в том, что для капитуляции Англии вполне хватит бомбежек. Тем более, что для достижения данной цели требовались ракеты ФАУ, а соответственно, и огромные материальные средства. В итоге операцию = Морской лев = отменили, а сам проект был закрыт, несмотря на то, что Геринг так и не сумел выполнить свои обещания.

 

Проект NELLIE.

Этот проект не совсем подземной лодки, а скорее траншейной лодки, являвшийся по сути разрабатывался в Великобритании. Они предназначались для рытья глубоких траншей на линии фронта. По этим траншеям пехота и легкие танки могли, как предполагалось, безопасно пересекать нейтральные полосы и проникать в расположение противника, избегая прямого штурма наземных укреплений. Приказ о разработке траншейных лодок отдал Уинстон Черчиль, основываясь на опыте кровопролитных штурмов фронтовых укреплений во время Первой мировой войны. К началу 1940 года предполагалось построить 200 машин. Они обозначались аббревиатурой = NLE = ( военно-морское и сухопутное оборудование ).

Траншейные лодки имели следующие параметры: длина 23,47 м, ширина 1,98 м, высота 2,44 м, две секции. Основная секция была на гусеничном ходу, по внешнему виду напоминала длинный танк и имела массу в сто тонн. Передняя секция имела массу 30 т и могла рыть траншеи 1,5 м глубиной и 2,28 м шириной. Выкопанный грунт конвейер переносили наверх и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы высотой в 1 м. Скорость движения на поверхности составляла около 5 км/ч, скорость рытья траншеи 0,68-1 км/ч. После достижения заданной точки землеройная машина останавливалась и преобразовывалась в платформу для выхода гусеничных средств из траншеи на открытое пространство. Изначально на траншейную лодку собирались поставить один двигатель фирмы = ROLLS-ROYCE MERLIN = мощностью в 1000 л.с. Однако из-за некоторых недостатков этих двигателей было принято решение об их замене. На каждую машину было поставлено два двигателя PAXMAN 12 TP для резака и конвейера в передней секции, второй приводил в движение саму машину. Падение Франции затормозило реализацию проекта. У военных, побывавших в реальных сражениях Второй мировой войны, сложилось мнение о бесперспективности проекта. Испытания траншейной лодки прошли в июне 1941, но в 1943 году проект был закрыт. К тому времени было построено пять машин, четыре из которых разобрали в конце войны, а последнюю в начале 1950-х годов.

 

Проект П. Страхова.

В начале 1940 года Д.Устинов, который в скором времени стал наркомом вооружения Советского Союза, вызвал к себе П. Страхова, доктора технических наук, который занимался конструированием проходческих подземных комбайнов. Разговор, который между ними состоялся, представляет интерес. Устинов интересовался, слышал ли конструктор о разработках автономного подземного самоходного аппарата 30-х годов, проводимых Треблевым. Страхов ответил утвердительно, тогда нарком сообщил, что для конструктора имеется куда более важная и срочная работа, связанная с созданием самоходного подземного аппарата для нужд Советской армии. Страхов согласился принять участие в проекте, ему были выделены неограниченные человеческие ресурсы и материальные средства, и якобы уже спустя полтора года опытный образец проходил испытания. Созданная конструктором подземная лодка могла работать в автономном режиме около недели, именно на такой период были рассчитаны запасы кислорода, воды и пищи, экипаж состоял из одного человека. Тем не менее, когда началась война, Страхов вынужден был переключиться на возведение бункеров, поэтому дальнейшая судьба созданного им подземного аппарата не известна. Можно предположить, что опытный образец так и не был принят государственной комиссией, а сам аппарат распилили на металл, поскольку на тот период времени армии были гораздо нужней самолеты, танки и подлодки.

 

Проект боевой крот.

В СССР во времена Хрущева в условиях холодной войны вновь начались разработки подземных аппаратов. Инженеры и ученые, которые были привлечены к решению данной проблемы, предложили проект создания атомной подземной лодки. Есть сведения, что к созданию этого аппарата приложил руку и академик Сахаров.

Была разработана оригинальная технология дробления грунта и двигательная система. Вокруг тела = крота = создавался некий кавитационный поток, который снижал силу трения и позволял пробиваться даже через граниты и базальты. Специально для первого опытного производства в кратчайшие сроки был построен секретный завод (он был готов к 1962 году и находился на Украине, недалеко от поселка Громовка). В 1964 году на заводе якобы была выпущена первая советская подземная атомная лодка, которая получила название = боевой крот =. Она имела диаметр около 4 метров, длину 35 метров, титановый корпус. Экипаж состоял из 5 человек, помимо него на борту могли помещаться еще 15 человек десанта и тонна взрывчатых веществ.

Основная задача, которая ставилась перед лодкой, заключалась в уничтожении подземных ракетных шахт и бункеров противника. Существовали даже планы доставить эти лодки к берегам американской Калифорнии, где часто случаются землетрясения. Лодка могла бы оставить ядерный заряд и подорвать его, вызвав тем самым искусственное землетрясение, а все последствия списать на стихию. Испытания атомной подземной лодки, по некоторым данным, начались в 1964 году, первый цикл испытаний прошел удачно- подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. Дальнейшие испытания проводились уже на Урале, однако во время одного из них произошла трагедия, в результате которой лодка взорвалась и весь экипаж погиб. Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился. В прессе называлось имя погибшего командира- Семен Будников. После инцидента испытания были прекращены, более того, когда к власти пришел Л.Брежнев, проект вообще закрыли и засекретили.

 

Проект = Горячая капля =.

Сегодня в мире образуется много радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Хранят их в специальных подземных хранилищах, но нет гарантии, что даже небольшое землетрясение не разрушит его. Так в США потратили почти миллиард долларов на строительство сверхнадежного хранилища, а когда поместили в него первую партию отходов, его вскоре тряхнуло незапланированным землетрясением. И тут же выяснилось, что в конструкции хранилища в первый же год эксплуатации появились непредусмотренные повреждения, а строители давали чуть ли не 50 тыс. лет гарантии. Да и у нас в районе Челябинска, около сорока лет назад был взрыв в хранилище жидких радиоактивных отходов, последствия того взрыва ощущаются и по сей день. Выход нашли наши специалисты Института теоретической физики А. Бялко и И. Халатников.

Суть проекта = горячая капля = такова: если собрать вместе порядка 100 т. радиоактивных отходов в шар, изготовленный из тугоплавких материалов вольфрама и молибдена, то они начнут сильно разогреваться. Причем если средняя температура плавления горных пород порядка 800 С, то контейнер может дать и 1200 С. В итоге он будет расплавлять под собой горную породу. А поскольку трансурановые элементы, из которых и состоят отходы, обладают большим удельным весом, то шар постепенно начинает тонуть в земных пластах. А прикрепленная к нему аппаратура, попутно бы сообщала на поверхность о строении земных недр, ведь прямых измерений и наблюдений строения не было и нет до сих пор. Информация такого рода без преувеличения бесценна.

Но скоро авторы проекта поняли, старт с поверхности земли такого шара связан с большим риском взрыва, с радиоактивным излучением в тысячи рентген. Кроме того, потребуется специальная автоматика, а роботы в условиях высоких излучений работают очень плохо. Выход один, соорудить шар на глубине в несколько километров, где уже нет никаких почвенных вод, где нет опасности, что всю эту радиоактивную дрянь вынесет на поверхность. Но проект притормозил Минатом, ведь это министерство получает большие деньги за захоронение отходов, а тут появляется более дешевая и качественная технология.

 

Колодец в ад.

Хотелось бы сказать немного слов о Кольской сверхглубокой скважине. В 1997 году она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое глубокое вторжение человека в земную кору ( 12  262 м ). Бурение скважины и анализом полученных материалов занималась специально созданная для этого Кольская комплексная геолого-разведывательная экспедиция глубокого бурения ( 1968-1991, с 1992 года преобразована в научно-производственный центр = Кольская сверхглубокая = ), работавшая под руководством академика Д.М. Губермана. Сама скважина находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярный.

Эта скважина бурилась исключительно для решения научно-исследовательских задач. В результате бурения, которое велось с 1970 по 1991 год глубина составила 12 262 метра, диаметр верхней части 92 см, диаметр нижней части 21,5 см. В установке использовался турбобур- турбина длиной 46 метров, действующая от давления бурового раствора, вращает буровую коронку. Сама коронка сделана из твердосплавного металла, одна коронка служит приблизительно 4 часа, за это время удается пробурить 7-10 метров. Спуск и подьем буровой коронки занимал до 18 часов.

Кольская скважина принесла много интересных открытий, одно из них то, что жизнь на планете Земля возникла на 1,5 миллиарда лет раньше, чем считалось. На глубинах, где считалось, что нет органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов, а ведь возраст этих глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. Существует легенда, что при бурении на глубине 12000 метров, ученые наткнулись на пустоты с высокой температурой. Заинтригованные этим неожиданным открытием, буровики спустили туда микрофон и услышали крики и стоны, так называемый = глас из преисподней =. По другой легенде бурильщики увидели при подьеме буровой коронки в скважине демоническое существо. Вот как на это все отвечает академик Д.М. Губерман = когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны, рассказы про = демона = чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось. На данный момент шахта законсервирована, проект закрыт = ввиду нерентабельности = ,все здания заброшены и разграблены.

Фото. Законсервированная шахта.

Современные проходческие щиты.

Проходческий щит- это подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании Марком Брюнелем при сооружении тоннеля под рекой Темзой в 1825 году.

Диаметр современных получаемых тоннелей может варьироваться от одного до 19 метров. Самый большой проходческий щит, работает на строительстве автомобильного тоннеля в Гонконге. Данная технология обладает высокой экономической эффективностью: исчезает необходимость ремонта дорог по завершении мероприятий, отпадает потребность в перекрытии автомобильного потока и создании обьездных путей, возможна прокладка новых линий без нарушения целостности  уже существующих.

 

Несколько вопросов, которые нужно решить для строительства подземной лодки.

  1. При классической схеме бурения горных пород ( фрезой или долотом ) образуется огромное количество тепла, которое отводится буровым раствором, но где его взять в таком количестве под землей? А без него бур через несколько минут шлам забьет намертво.
  2. Второй вопрос куда подземоход будет отводить выбуренную породу? При бурении скважин шлам выносится наверх буровым раствором, так как под землей большого количества этого раствора произвести не возможно, то породу придется = отбрасывать в тоннель =, но обьем выбуренной породы за счет её рыхлости будет больше, чем обьем тоннеля. Проще говоря, если вы заморозите в стакане воду, а потом измельчите лед- весь он в стакан не войдет.
  3. Есть вариант с = расплавлением = породы, если подземоход оснащен мощным ядерным реактором, который плавит вокруг себя породу. Куда девать расплав? Если отбрасывать назад, он образует пробку, намертво закупоривающий тоннель сзади.

  1. Как охлаждать ядерный реактор подземохода, любой холодильник должен отводить тепло, но куда его деть в расплавленном тоннеле.
  2. Вопрос кислорода для экипажа, если на атомной подводной лодке кислород для дыхания производится электролизом из забортной морской воды, а как получать его на подземной лодке.
  3. Вопрос по поводу навигации подземной лодки.

Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру земли, и пусть проекты субтеррин, созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.

Ведутся ли на сегодняшний день разработки подобных подземных лодок- неизвестно, данная тема является секретной.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.