Поездка в Раек.

Усадьба Знаменское-Раек.

Сначала немного истории. Первые документальные свидетельства об усадьбе Знаменское-Раек относится к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства Ивана Федоровича Глебова. Сам Глебов принадлежал к известному дворянскому роду, предки которого прибыли на службу к князю Дмитрию Донскому ( 1350-1389 годах ) из Швеции. Иван Федорович имел чин генерал-аншефа, был сенатором, кавалером различных орденов, генерал-губернатором Киева. После его смерти полновластным хозяином усадьбы стал один из его четырех сыновей- Федор Иванович Глебов ( 1734-1799 ), который также был генерал-аншефом и сенатором. Первым браком Ф.И. Глебов был женат на княжне Александре Ивановне Дашковой. А в 1722 году его второй женой стала Елизавета Петровна Стрешнева, последняя представительница знатного боярского рода, к которому принадлежала великая государыня, благоверная царица Евдокия Лукьяновна супруга царя Михаила Романова.

Подготовка к строительству новой усадьбы началась в 1781 году, был построен кирпичный завод, оборудованы помещения для хранения стройматериалов, стал завозиться известняк, а 30 июля 1787 года на высоком холме рядом со Знаменской церковью, в излучине реки Логовежь состоялась закладка новых каменных палат. Усадьба строилась по пректу и под наблюдением великого архитектора, уроженца Новоторжского уезда Николая Александровича Львова, ему помогали К. Буци, А. Трофимов, англичанин В. Ирвен, итальянец Ф. Руска.

Рис. Николай Александрович Львов.

Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1799 году. Размах усадьбы был рассчитан на прием императорских особ, с которыми семья Глебовых была в родстве и близких отношениях. 24 портрета русских царей и цариц в изящных лепных медальонах, украшали парадную столовую и подчеркивали принадлежность хозяев усадьбы Знаменское-Раек к царствующей династии. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел её портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротами, в усадьбе также был плодовый и ботанический сад, оранжерея, птичник и зверинец.

Позднее наследницей усадьбы становится племянница Петра Федоровича Глебова-Стрешнева, старшего сына Федора Ивановича и Елизаветы Петровны,- княгиня Варвара Федоровна Гедройц, в девичестве Бревери.

В 1888 году усадьба была продана Александре Сергеевне Дубасовой, жене известного русского адмирала Федора Васильевича Дубасова, некоторое время бывшего генерал-губернатором Москвы.

После Октябрьской революции 1917 года усадьба Знаменское-Раек использовалась как дом отдыха трудящихся, а в годы Великой Отечественной войны в стенах главного дома устроили госпиталь. Примечательно, что именно здесь проходил лечение легендарный летчик Маресьев.

В 90-е годы прошедшего века на территории комплекса располагался профилакторий одного из тверских заводов.

Как добраться.

Адрес: Тверская область, Торжокский район, Марьинский сельский округ, поселок Раек.

На автомобиле: Из Москвы по трассе М-10 через города Клин и Тверь, не доезжая около 20 км до города Торжок, будет поворот налево, мимо не проедите установлен указатель.

На общественном транспорте: Из Москвы на электричке с Ленинградского вокзала  добраться до Твери, а дальше на автобусе в сторону Торжка, выйти нужно на остановке Марьино и дальше пешком до усадьбы.

Схема усадьбы Знаменское-Раек.

1. Главный усадебный дом с колоннадой и флигелями ( 1787-1798 ).

2. Знаменская церковь ( 1764-1770 ).

3. Погреб-ротонда ( 1792-1797 ), рухнул 6 апреля 1990 года, сохранилась только подземная часть.

4. Храм Цереры ( 1797 ), не сохранился.

5. Теплый павильон- троеграновый домик ( 1796-1797 ), не сохранился.

6. Трехчастный павильон- полуденный домик ( 1796-1797 ), не сохранился.

7. Каменный мост через Логовежь, не сохранился.

8. Каменный мостик ( 1797 ), не сохранился.

8А. Каменный мостик с гротом и искусственным водопадом, не сохранился.

8Б. Каменный мостик, не сохранился.

9. Павильон у вьездных ворот, назначение неизвестно.

10. Погреб или грот из валунов.

11. Фруктовый сад.

12. Деревянный управительский флигель.

13. Парк.

14. Главная аллея парка.

15. Американская сосна ( сосна Веймутова ).

16. Дуб = патриарх =.

17. Палатный пруд с островом.

18. Сосна, по преданию, посаженная на острове Ф.И. Глебовым.

19. Место старой усадьбы Глебовых.

20. Старая подъездная дорога через деревню Свищево ( ныне не существует ).

21. Церковная аллея.

22. Современная подъездная дорога.

23. Пруд в районе старой усадьбы Глебовых.

24. Старая подъездная дорога.

25. Часовня Даниила Столпника в Васильевской Горе ( 1794 ).

26. Современный вход на территорию усадьбы.

Уже название усадьбы Знаменское-Раек таит в себе загадку. Откуда пошло это слово Раек? Одни исследователи полагают, что от погоста Рай, близ которого и выросла усадьба, другие- что сама императрица Екатерина Великая, побывавшая здесь и потрясенная увиденным, воскликнула: = Вот это Раек! =. Еще одно толкование мы можем найти в словаре В. Даля- ящик с передвижными картинками, кукольный театр. Действительно усадьба напоминает его.

Усадьба находилась в двух верстах от государевой дороги, Петровского тракта. Дорога, ведущая в усадьбу пролегает так, что следуя по ней нужно обогнуть всю усадьбу, прежде чем окажешься перед своего рода триумфальной аркой, ведущей на парадный двор.

Рис. Схема триумфальных ворот.

Вид на усадьбу с высоты птичьего полета. Овальный парадный двор со всех сторон окружен колоннадой, в которую органично вплетены корпуса служебных построек.

Раньше в центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция- фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков и салютов.

Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых.

По верху колоннады можно было прогуливаться, выйдя с торцевой стороны второго этажа дома.

Двойная дорическая колоннада- галерея объединяет их с главным домом, и одинарная- с въездными воротами, всего 136 колонн.

По желанию владельца Ф.И. Глебова, дом был выполнен в дворцовом стиле, но без излишнего декора. Поражает легкость главного дома, четкость и продуманность композиции, ясность форм без лишнего декора. = Украшение только то у места,- писал Н.А. Львов,- которое вид надобности имеет: кружки, крючки и рюшки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане =.

Здесь мы видим = хитрости = архитектора Львова. Так, световой поток над лестницей был устроен таким образом, что первые лучи солнца падали на самую нижнюю ступеньку и поднимались в течение дня наверх. Последний луч освещал последнюю ступеньку- солнце оставалось на ночь в доме.

Весь дом поражал богатством отделки: двери красного дерева, камины темно-красного мрамора, изразцовые печи, многочисленные бронзовые детали, пышный лепной декор стен и потолков, позолота, великолепный рисунок паркетов.

Архитектор Львов, вдохновленный идеями итальянской архитектуры, мечтал сделать открытый купол в главном зале. Однако реалии российского климата подтолкнули архитектора к интересному решению- верхний, второй купол был выкрашен в небесный цвет, и у гостей создавалось впечатление безоблачного голубого неба над головой.

Во время балов в бельведере размещался оркестр. Очень интересно был устроен паркетный пол, он был особой = плавающей = конструкции, во время танцев он слегка покачивался, и было впечатление полета.

Главный усадебный дом расписывали Николай Устинов, Василий Гаврилов, Андрей Колпаков и мальчик Максим.

 В доме частично сохранились настенные росписи, порой скрытые под десятками слоев покраски.

По эскизам Н.А. Львова были выполнены изразцовые печи, паркет, предметы интерьера, посуда.

В доме были сделаны специальные = воздушные = или = духовые = печи, представляющие собой хитроумные ходы в стенах для регулирования воздушного потока с улицы- так осуществлялся обогрев и вентиляция помещений, также были встроены специальные ароматические вазы, источающие приятный запах.

Выход из дома в парк проходил через террасу с колоннами по широким боковым лестницам.

Усадьба была построена на высоком холме, на фото спуск от главного дома к реке Логовежь.

В парке есть деревья которым больше двухсот лет.

Здесь на реке Логовежь был устроен остров и к нему вел каменный мосток.

Река Логовежь.

Каменный мост через реку Логовежь не сохранился.

Церковь Знамения Божьей Матери 1766 года, построенная отцом Ф.И. Глебова, тоже генерал-аншефом Иваном Федоровичем Глебовым. До революции 1917 года в церкви находились родовые иконы Глебовых: Николая Чудотворца и Знамения Божьей Матери, а также несколько икон кисти Боровиковского.

Между церковью и главным домом сохранились остатки погреба. Такие погреба сложенные из валунов в распор, сохранились во многих окрестных усадьбах. Изначально конструкция была целиком каменной, кирпич добавили позже.

Павильон-колодец у вьездных ворот похож на древнерусского воина.

Это все что осталось от Погреба-ротонды.

В парке было много различных павильонов: храм Цереры,полуденный домик и др., но увы они не сохранились, остались одни развалины.


Палатный пруд с островом и сосной, по приданию которая была посажена Ф.И. Глебовым. Правда наже на одной из росписей главного дома видно, что сосен на острове было три.

Здесь раньше высаживался розарий.

Каскадные пруды.

Между каскадными прудами через безымянный ручей были переброшены каменные мостики.

Деревянный управительский флигель. Глебов часто сам занимался службами и хозяйством огромной усадьбы. Здесь работали мастерские: столярная по изготовлению мебели и гончарная для изготовления посуды. Для крестьян была открыта = учительская комната российской грамотности = и больница.

Разрушающийся флигель и остатки плодового сада.

Разрушенный флигель.

Еще несколько исторических фото найденных в интернете.

Начало ХХ века.

1920 год. Трехчастный павильон.

1925 год. Спальня в бывшей парадной столовой главного господского дома. Хорошо видны сверху портреты царей и цариц.

1930 год. Собрание на парадной лестнице главного дома.

Подводя итог скажу, что Львову удалось создать в тверских леса уголок = маленькой Италии =. Этот прекрасный архитектурный ансамбль сегодня заброшен и находится далеко не в лучшем состоянии, как и на многие исторические памятники, на его реставрацию нет денег. Хорошо что его хоть охраняют, значит есть надежда на возрождение. Но и в таком состоянии усадьба Раек производит впечатление своей красотой, изяществом и благородством. Очень хочется дождаться, чтобы инвесторы взялись наконец за восстановление и реставрацию, и жемчужина Тверской области заняла достойное место в экскурсионных маршрутах.

Поездка в Раек.: Один комментарий

  1. В общем и целом мне понравилось. Но, как обычно бывает при такой обширной программе, времени на сам город Торжок было до обидного мало. А город достоин того, чтобы провести в нём не один час. Большой неожиданностью для меня стало, что у нас по программе оказался обед, который входил в стоимость поездки. И на который мы потратили 40 минут драгоценного времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.