Музей танка Т-34

Часть первая.

Музейно-мемориальный комплекс = История танка Т-34 = единственный в мире военно-исторический музей, посвященный целиком конкретному образцу вооружения и военной техники, легендарной боевой машине ХХ века- среднему танку Т-34. Расположен он на историческом танковом месте, в этих краях жил и работал над конструкцией сверхтяжелого танка изобретатель В.Д. Менделеев- сын великого химика Д.И. Менделеева. На Дмитровском направлении испытывал первый русский тяжелый танк Н.Н. Лебеденко. В декабре 1941 года с этого ближайшего к Москве рубежа пошли в контрнаступление = тридцатьчетверки =, начался главный этап битвы за Москву. После Великой Отечественной войны в дачном поселке вблизи от этого места жили знаменитые танкисты и танкостроители: П.С. Антонов, В.М. Богданов, А.А. Бурдейный, С.А. Иванов, Н.А. Кучеренко, А.М. Парчинский и др.

Рис. Танк В.Д. Менделеева

Рис. Танк Н.Н. Лебеденко.

Адрес музея

Московская область, городской округ Мытищи, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89А. Сайт www.museum-t-34.ru телефон (495)577-71-94

Варианты проезда.

Пригородным автобусом.

От станции метро = Алтуфьево = автобусом, следующим до Марфино № 519, доехать до деревни Шолохово и выйти на остановке = Магазин = возле торгового центра = Каштановая роща =. О выходе на данной остановке необходимо предупредить водителя, это вторая остановка в деревне Шолохово.

Пригородной электричкой.

Первый вариант. От Савеловского вокзала или от станции метро = Тимирязевская = до станции = Катуар =. Далее автобусом № 70 до остановки = Деревня Шолохово- магазин =.

Второй вариант. От Савеловского вокзала или от станции метро = Тимирязевская = до платформы = Луговая =, дальше на автобусе № 6К остановка = Музей танка Т-34 =, или пройти пешком в сторону Дмитровского шоссе примерно 3 км.

На автомобиле.

Музей расположен на Дмитровском шоссе в 17 километрах от Московской кольцевой автомобильной дороги. Вьезжая в деревню Шолохово ( километровый знак = 34 км = ), перестроиться в правый ряд. По указателю правого поворота ( Музейный комплекс танка Т-34 ) повернуть направо и тут же свернуть налево- вниз под эстакаду. Проехать под Дмитровским шоссе, повернуть направо и выехать на внутреннюю дорогу деревни Шолохово. По ней направо, примерно 400 метров.

Часы работы: вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье- с 10:00 до 18:30

Касса и вход в здание музея до 18:00

Понедельник выходной день.

Входные билеты: граждане старше 18 лет- 100 рублей.

Дети в возрасте от 7 до 18 лет- 60 рублей.

Дети до 7 лет, инвалиды ВОВ, участники ВОВ, ветераны боевых действий- бесплатно.

Третье воскресенье каждого месяца все граждане- бесплатно.

История создания музея Т-34.

В 1976 году у постели умирающего отца- одного из конструкторов танка Т-34 Николая Алексеевича Кучеренко, его дочь писательница Лариса Кучеренко пообещала ему написать книгу о создании легендарной боевой машины. Результатом упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами- танкостроителями и танкистами стал роман-воспоминание = Книга об отце =, вышедший в свет в 1983 году.

Было собрано много писем. Фотографий, документов и 2 мая 1985 году на собственной даче был организован неформальный музей. Люди продолжали слать бандероли, посылки, мешки писем и документов, которые на простой небольшой даче уже не умещались. В 2000 году Лариса Николаевна обратилась к мэру Москвы Юрию Лужкову и губернатору Московской области Борису Громову с просьбой рассмотреть вопрос о создании настоящего музея танка Т-34. Вопрос решился положительно, и в 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство здания музея. В экспозиции музея вошли экспонаты из личных архивов Л.Н Кучеренко, вдовы маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова- Е.С. Катуковой, дочери М.И. Кошкина- Т.М. Кошкиной, известного танкового историка И.Г. Желтова, ветеранов Великой Отечественной войны и военачальников.

И так в путь, высаживаемся на станции Луговая.

Сразу понимаешь, что в этом месте шли ожесточенные бои.

Двигаемся дальше по дороге к музею.

Экспозиция музейного комплекса размещена в здании и на открытой площадке. Начнем пожалуй с главного монумента Т-34.

Танк Т-34 выпуска 1942 года отреставрирован и доставлен при активном участии Г.В Алексеева, Е.А. Смеяна, С.В. Кривошена, С.С. Сокола. Установлен на постамент рабочими городов Лобня, Долгопрудный и Мытищи, 30 августа 2001 года. Танк Т-34 передан в дар Мемориальному комплексу = Музей истории танка Т-34 = Московским физико-техническим институтом.

Т-34 смотрит на Дмитровское шоссе. Именно с этого рубежа 6 декабря 1941 года эти танки пошли в наступление на немцев. Контрнаступление ликвидировало непосредственную угрозу взятия Москвы после долгих ожесточенных боев, продлившихся всю осень 1941-го. Это было первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, немецкая армия перестала считаться непобедимой.

… Я застыл, как забытый бой.

Пламенеют мои бока.

Человек ты узнал меня?

Я- любовь

Воскресшая на века

                                       Михаил Анчаров.

Вся биография это танка.

На площадке образцов установлен макет Царь-танка в масштабе 1:1.

Конструкция колесной боевой машины разработана в 1914-1917 годах в лаборатории инженера Н.Н. Лебеденко. Теорию разработал профессор Н.Е. Жуковский, основоположник современной аэро- и гидромеханики. Расчет машины произвели Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, в будущем академики Академии наук СССР, специалисты в области авиационных двигателей. Агрегаты машины изготовлены в Москве. Испытания в начале осени 1917 года проведены в районе села Орудьево ( Дмитровского района ). Самая крупная сухопутная боевая машина в мировом танкостроении.

Основные характеристики.

Корпус машины: стальной лист 6 мм

Диаметр ведущих колес: 9 метров

Длина: 17800 мм

Ширина: 12000 мм

Вооружение: две пушки и несколько пулеметов

Масса: 44 тонны

Двигатель: два двигателя = Майбах = со сбитого немецкого дирижабля

Экипаж: 7 человек

Скорость: от 3 до 17 км в час

Дальше на открытой площадке расположились = внуки = и = правнуки = Т-34.

Су-100

Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 является последней модификацией семейства самоходных установок, выпускавшихся на базе танка Т-34-85. Она применялась для артиллерийского сопровождения средних танков огнем прямой наводки с места или коротких остановок, двигаясь за танками во втором атакующем эшелоне на удалении 200-300 метров. Самоходная артиллерийская установка ( САУ ) была разработана в 1944 году в Свердловске ( ныне Екатеринбург ) конструкторским бюро Уралмашзавода под руководством Л.И. Горлицкого. Её серийное производство было организовано на этом заводе в 1944-1945 гг. и на заводе в Омске в 1947-1948 гг. Всего было выпущено 2689 самоходных установок СУ-100. Она относилась к полностью бронированным САУ с расположением пушки в носовой части корпуса машины. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Это позволило разместить орудие большого калибра, уменьшить общую высоту машины, усилить броневую защиту лобовой части, упростить конструкцию и технологию изготовления САУ.

Боевая масса: 31,6 т.

Экипаж: 4 человека ( командир, наводчик, механик водитель, заряжающий ).

Пушка: 100-мм нарезная ( поражение немецких танков Тигр  и Пантера на дальности 1000 м )

Дальность стрельбы: прямой наводкой 4600, максимальная 15400

Боекомплект: 33 выстрела

Максимальная скорость: 50 км в час

Запас хода: 310 км

Двигатель: 4 тактный, 12 цилиндровый дизель мощностью 500 л.с.

Дальность радиосвязи: 15 км

Т-34-85

Средний танк Т-34-85 является дальнейшим развитием танка Т-34 образца 1942 года. Он был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро КБ-520 завода №183 под руководством Н.А. Кучеренко и главного конструктора завода А.А. Морозова и 23 января 1944 года принят на вооружение Красной Армии. Танк отличался от танка Т-34 увеличенным экипажем, установкой 85-мм пушки ЗИС-С-53 и новой конструкцией литой башни. Серийное производство танка было организовано с марта 1944 года до 1947 года на заводах в Нижнем Тагиле, Горьком ( ныне Нижний Новгород ) и Омске. До июня 1945 года было выпущено 16199 танков, из них 191 танк был командирским. В конце Великой Отечественной войны танки Т-34-85 составляли основу танкового парка Красной Армии. Они являются главной ударной силой в разгроме германской и японской армии в 1945 году.

Боевая масса: 32 т

Экипаж: 5 человек ( командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий, пулеметчик ).

Пушка: 85-мм нарезная, поражение немецких танков Т-IV 1500м, Пантера 1000м, Тигр 700м.

Дальность стрельбы: прямой наводкой 5200м, максимальная 13600

Боекомплект: 56 выстрелов пушка, 1890 выстрелов пулемет

Максимальная скорость: 55 км в час

Запас хода: 300 км

Двигатель: 4-тактный, 12-цилиндровый дизель мощностью 500 л.с.

Дальность радиосвязи: 15 км.

Т-54Б

Данный образец представляет собой средний танк Т-54А модернизированный в 1975 году до уровня танка Т-54Б. Танк Т-54Б является последней модификацией семейства танков Т-54, выпускавшегося в период 1947-1956 гг. Он был разработан в 1956 году в Нижнем Тагиле конструкторским бюро во главе с Л.Н. Карцевым. Серийное производство было организовано в 1957-1959 гг. на трех заводах в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске. На танке впервые установлены стабилизатор пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, оборудование для преодоления по дну водных преград, ночной прицел наводчика и ночной прибор наблюдения командира. Внешняя связь на дальности до 30 км осуществлялась с помощью ультракоротковолновой радиостанции. Общение членов экипажа внутри танка осуществлялось с помощью танкового переговорного устройства ( ТПУ ). На базе танка Т-54Б был создан командирский танк Т-54К. Часть танков Т-54Б была приспособлена для установки на них минных тралов.

Боевая масса: 36,4 т

Экипаж: 4 человека ( командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий )

Пушка: 100 мм нарезная

Дальность стрельбы: прямой наводкой 6900 м, ночью 800 м

Пулеметы: один 12,7 мм в зенитной установке, два 7,62 мм спаренный и курсовой

Боекомплект: пушка 43 выстрела, пулемет 12,7 мм 200 выстрелов, пулемет 7,62 мм 3500 выстрелов

Максимальная скорость: 50 км в час

Запас хода: 400 км

Двигатель: 4 тактный, 12 цилиндровый дизель мощностью 520 л.с.

Преодолеваемая водная преграда глубина: 5 м

Т-55

Средний танк Т-55 разработан на базе танка Т-54Б в 1958 году в Нижнем Тагиле конструкторским бюро КБ-520 под руководством главного конструктора завода №183 Л.Н. Карцева. На вооружение принят в 1958 году. Серийно производился на заводе № 183 ( 1958-1962 гг. ) на заводе № 75 в Харькове ( 1959-1974 гг. ). Танк обладал высокой надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Был первым в мире серийным танком с автоматической системой противоатомной защиты ( ПАЗ ). С 1970 года на танке устанавливается 12,7 мм зенитная пулеметная установка. С 1983 года при модернизации на танке устанавливаются: комплекс управляемого вооружения с наведением управляемой ракеты по лучу лазера, баллистический вычислитель, лазерный дальномер, дымовые гранатометы, дополнительное бронирование корпуса, башни и днища, динамическая защита, бортовые противокумулятивные экраны, быстродействующее противопожарное оборудование, система защиты от напалма, дизель мощностью 620 л.с., новые средства связи.

Боевая масса: 36 т

Экипаж: 4 человека ( командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий )

Пушка: 100 мм нарезная

Дальность стрельбы: прямой наводкой 6900 м, ночью 800 м.

Пулеметы: один 7,62 мм ( спаренный с пушкой ), один 7,62 мм курсовой

Боекомплект: пушка 43 выстрела, пулеметы 3500 выстрелов

Максимальная скорость 50 км в час

Запас хода 600 км

Двигатель: 4 тактный, 12 цилиндровый дизель мощностью 580 л.с.

Преодолеваемая водная преграда глубина 5 м

Т-64 АК

Командирский танк Т-64АК разработан на базе танка Т-64А конструкторским бюро во главе с А.А. Морозовым в 1969 году в Харькове и принят на вооружение в 1973 году. Серийное производство было организовано в 1971-1983 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения им В.А. Малышева. Танк отличался от Е-64А наличием второй радиостанции, навигационной аппаратуры, бензоэлектрического энергоагрегата и отсутствием 12,7 мм зенитной пулеметной установки. Новыми техническими решениями являлись: 125 мм гладкоствольная пушка с эжектором и теплозащитным кожухом ствола, оснащенная механизмом заряжания, двухплоскостным стабилизатором и оптическим дальномером, многослойная комбинированная броневая защита и сплошные бортовые противокумулятивные экраны, система коллективной защиты от оружия массового поражения. Многотопливный двухтактный дизель, система преодоления брода глубиной до 1,8 м без подготовки, бортовые планетарные коробки передач, опорные катки с внутренней амортизацией, автоматическое противопожарное оборудование и встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания.

Боевая масса: 38 т

Экипаж: 3 человека ( командир, наводчик, механик-водитель )

Пушка: 125 мм гладкоствольная

Дальность стрельбы: ночью 1300 ( с подсветкой ), 850 ( без подсветки )

Пулемет: один 7,62 спаренный с пушкой

Боекомплект: пушка 28 выстрелов ( в механизме зажигания ), пулемет 1250 выстрелов

Максимальная скорость: 60 км в час

Запас хода: 460 км

Двигатель: 2 тактный, 5 цилиндровый многотопливный дизель с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 700 л.с.

Преодолеваемая водная преграда: глубина 5 м

Т-72

Основной танк Т-72 разработан конструкторским бюро во главе с В.Н. Венедиктовым в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе. Принят на вооружение в 1973 году. Серийно производился с 1973 по 1980 гг. на Уралвагонзаводе. Танк имеет классическую схему общей компановки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Танк вооружен 125 мм гладкоствольной пушкой, стабилизированной в двух плоскостях наведения. Пушка снабжена средствами наводки и прицеливания повышенной точности, а также механизм заряжания, обеспечивающим боевую скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Высокий уровень защищенности достигнут за счет малой высоты танка, применения многослойной комбинированной брони, установки противонейтронных пластин ( подбоя и надбоя ). Танк оснащен системой коллективной защиты от оружия массового поражения, имеет автоматическое противопожарное оборудование, аппаратуру для постановки аэрозольных ( дымовых ) завес, встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания, оборудование для подводного вождения, средства внешней и внутренней связи.

Боевая масса: 41 т

Экипаж: 3 человека ( командир, наводчик, механик-водитель )

Пушка: 125 мм гладкоствольная

Дальность стрельбы: ночью 1300 м ( с подсветкой ), 850 м ( без подсветки )

Пулеметы: один 7,62 мм спаренный с пушкой, один 12,7 мм в зенитной установке.

Боекомплект: пушка 39 выстрелов, пулемет 7,62 мм 2000 выстрелов, пулемет 12,7 мм 300 выстрелов

Максимальная скорость: 60 км в час

Запас хода по шоссе 500 км

Двигатель: 4 тактный 12 цилиндровый многотопливный дизель мощностью 780 л.с.

Преодолеваемая водная преграда глубина 5 м

Т-80Б

Основной танк Т-80Б является усовершенствованным вариантом танка Т-80. Разработан на Ленинградском Кировском заводе конструкторским бюро во главе с Н.С. Поповым. Принят на вооружение в 1978 году. Производился серийно в 1978-1984 гг. на заводах в Ленинграде и Омске. Танк отличался от Т-80 наличием комплекса управляемого вооружения с наведением ракеты в цель по радиокомандам, лазерного прицела-дальномера, баллистического вычислителя, системы пуска аэрозольных ( дымовых ) гранат, сплошных бортовых противокумулятивных экранов, усиленной броневой защитой и установкой газотурбинного двигателя увеличенной мощности. Верхняя лобовая часть корпуса усилена 30-мм броневым листом. На танке Т-80 впервые в мире была установлена газотурбинная силовая установка. На всех танках семейства Т-80 применялись планетарные бортовые коробки передач и гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками.

Боевая масса: 42,5 т

Экипаж: 3 человека ( командир, наводчик, механик-водитель )

Пушка: 125 мм гладкоствольная

Дальность стрельбы ночью: 1300 м с подсветкой, 850 м без подсветки

Пулеметы: один 7,62 мм спаренный с пушкой, один 12,7 мм в зенитной установке

Боекомплект: пушка 38 выстрелов ( 28 в механизме заряжания ), пулемет 7,62 мм 1250 выстрелов, пулемет 12,7 мм 300 выстрелов

Максимальная скорость 70 км в час

Запас хода по шоссе 410 км

Двигатель: газотурбинный, многотопливный мощность 1100 л.с.

Преодолеваемая водная преграда глубина 5м.

Сравнивая параметры танков стоящих рядом понимаешь как рос уровень защиты, разных модификаций, оснастки, мощности двигателя, дальности стрельбы.

Вот стоят они безмолвные, неподвижные, но не потерявшие своей грозной мощи. Кажется, что если сейчас зазвучит тревожный набат, придут в движение тяжелые гусеницы и вновь танки пойдут в наступление. Специалисты утверждают, что совершенство конструкции Т-34 и его модификаций таково, что даже танки, поставленные много лет назад на постаменты, легко заводятся и вполне работоспособны.

Лазить по танкам в музее запрещено, кроме этого Т-55. Он так и называется- = танк для любознательных =. Этот танк снабжен площадкой для лучшего подьема на броню.

Чуть поодаль проходит войсковой ремонт Т-34-76.

Левый угол носовой части вырезан и можно увидеть части внутренней начинки танка.

Особый уголок музейно-мемориального комплекса- площадка, где установлен четырехметровый памятный знак- крест, созданный скульптором Петром Герасимовым. Надписи на каждой из граней основания памятного знака-креста гласят:

Памяти создателей Т-34, конструкторов, технологов, рабочих. Они были душой танка. Они отдали ему свои лучшие годы.

Памяти танкистов, от солдата до маршала. Они вдохнули жизнь в железное тело Т-34. Они победили врага.

Памяти шедших рядом с Т-34, от пехотинцев, ремонтников до медсестер. Они защищали танк от фашистов. Танк защищал их.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, кои имена Ты веси.

Позади креста установлена звонница, сооруженная из деталей танка. Автор идеи и разработчик звонницы- конструктор, гвардии старший лейтенант Станислав Кукушкин.

На ветру гильзы шевелятся и раздается тихий звон.

Также на открытой площадке выставлены некоторые массивные экспонаты- узлы и агрегаты боевых машин.

Дизель-мотор В-2-34 танка Т-34 который воевал под Сталинградом.

Поврежденный дизель В-2-34 танка Т-34, участвовавшего в боевых действиях под Новгородом.

Четырехступенчатая коробка передач и бортовые фрикционы танка Т-34.

Фрагмент корпуса танка Т-34 выпуска 1943 года верхний носовой лист.

Детали найденные поисковыми отрядами.

Фрагменты 76,2 мм модернизированной пушки Ф-34 танка Т-34 образца 1940 года.

Опора башни танка Т-34

Фрагменты башни и опорного катка танка Т-34 участника битвы под Москвой.

Опорные катки танков разных лет выпуска. На стене на заднем плане находки с мест боев поисковыми отрядами: саперная лопатка, каска, фляга, корпуса мин и др.

Капсула памяти, заложена в честь начала строительства второй очереди музея 5 мая 2011 года.

На столбе можно заметить уличный репродуктор военных лет, передававший сводки Совинформбюро с фронтов войны.

Тренажер вождения танка.

В музее можно попрактиковаться в стрельбе из разного оружия.

Можно получить навыки в штыковом бою.

Продолжение следует.

Музей танка Т-34. Часть вторая.

http://bezablog.ru/2019/11/09/музей-танка-т-34-2/(откроется в новой вкладке)

Музей танка Т-34. Часть третья.

http://bezablog.ru/2019/12/15/музей-танка-т-34-3/(откроется в новой вкладке)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *