Музей танка Т-34

Часть вторая

В этом блоге продолжу рассказ о музее Т-34, а точнее об экспозиции в самом здании, но для начала хотелось бы затронуть интересную биографию создателя легендарного танка Михаила Ильича Кошкина.

Фото. М.И. Кошкин 1920 год.

Михаил Ильич Кошкин родился № декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. Когда ему было шесть лет, семью, и без того живущую небогато, постигло большое несчастье, умер отец. Мать была вынуждена пойти батрачить, чтобы прокормить троих детей. Спустя четыре года работать начал и Михаил, окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве. В 1917 году Кошкин пошел в армию. Был ранен на Западном фронте, после лечения в 1918 году поступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной армии. Он участвовал в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в боях против Врангеля на южном фронте. После Гражданской войны Кошкин окончил коммунистический университет имени Свердлова, имел несколько назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. В 1929 году по рекомендации С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный институт. Завершив обучение в 1934 году, Кошкин работает на ленинградском Кировском заводе. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Там Кошкин участвовал в создании танка Т-111 ( Т-46-5 ), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Фото. Танк Т-111 ( Т-46-5 ).

Т-46-5 был призван заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не спасала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-26, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка успешно прошел испытания, однако в массовое производство Т-111 не пошел. При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина обладала недостаточно мощным для прорыва обороны противника орудием и имела ряд других недостатков. На Кировском заводе Кошкин также принял участие в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. По сравнению с серийными Т-28 машина имела лучшую скорость, и к тому же, её было сложно обездвижить, даже при обрыве гусеницы танк мог продолжать движение на колесном ходу. К сожалению, сложность конструкции и дороговизна производства не позволила проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.

Фото. Танк Т-29.

В конце 1936 года Кошкин переезжает из Ленинграда в Харьков, там он возглавляет танковый отдел конструкторского бюро Харьковского завода № 183. На тот момент КБ было перегружено, в условиях нехватки кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче. В результате, чертежи БТ-9 делались в спешке и вызвали массу замечаний. В 1937 году Автобронетанковое управление сформировало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.

Фото. Танк БТ-7.

Фото. Танк БТ-7-ИС на испытаниях.

Рис. Чертежи танка БТ-9.

Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, и Кошкин возглавляет объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от московского руководства разрешения на испытание двух новых танков. В это время изделиям Харьковского завода присвоили индекс А, таким образом, построенный по проекту БТ-20 танк получил название А-20. Он представлял собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по образцу БТ-ИС.

Фото. Танк А-20.

Второй спроектированный танк КБ Кошкина был А-32. Он обладал лучшей проходимостью и более мощной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес машины, а значит, её броню и вооружение. Показ обоих танков руководству Наркомата обороны и членам правительства состоялся осенью 1939 года на полигоне в Кубинке.

Фото. А-20 и А-32

Фото. А-32 на полигонных испытаниях 1939 года.

Фото. Участники полигонных испытаний танка А-32 на привале ( стоят: слева- Е.А. Кульчицкий, справа- М.И. Кошкин ).

Результатом испытаний и смотров стало постановление комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:

Принять на вооружение РККА танк Т-32 гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 со следующими изменениями.

1 Увеличить толщину бронелистов до 45 мм.

2 Улучшить обзорность из танка.

3 Установить на танк Т-32 следующее вооружение:

А Пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм

Б Отдельный пулемет у радиста 7,62 мм

В Отдельный пулемет калибра 7,62 мм

Г Зенитный пулемет калибра 7,62 мм

Присвоить указанному танку название Т-34.

Фото. Довоенные танки производства завода № 183 слева направо: А-8 ( БТ-7М ), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34.

Согласно плану Харьковский завод № 183 должен был изготовить в 1940 году 200 танков Т-34. Главный конструктор с энтузиазмом взялся за новый проект. В марте планировалось устроить = высочайший показ = новых танков в Кремле. Специально для этого были построены два предсерийных Т-34, повышенное внимание было уделено качеству сборки и внешней отделки. Но завод не успевал испытать первые Т-34 к назначенному сроку. Особенно много времени требовала обкатка танков пробегом для определения их эксплуатационных характеристик и надежности. На специальном заседании парткома завода и города было решено совместить эти испытания с перегоном танков из Харькова в Москву. Ответственный исполнитель- главный конструктор М.И. Кошкин.

12 марта в 16:00 = близнецы = Т-34 покинули стены завода. В целях соблюдения секретности машины двигались в обход крупных населенных пунктов и главных магистралей страны, преимущественно в ночное время. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта. Головной танк, в большей степени изношенный предшествовавшими испытаниями, перенес поломку в дороге. Несмотря на все трудности, ранним утром 17 марта оба Т-34 прибыли на площадь Кремля. Кошкин так сильно простудился в пути, что во время официального доклада не мог сдерживать кашель. Фактически, героический перегон стоил жизни, конструктор скончался 26 сентября 1940 года во время реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До самой смерти кошкин продолжал активно участвовать в доработке проекта Т-34.

И так вернемся к музею Т-34, экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34, а также развития мирового танкостроения.

Фото. Стенд рождения идеи танка.

Предки танков.

Фото. Ассирийская боевая повозка. Бронзовый барильеф на воротах царя ШапмансараII ( 865-860 гг до нашей Эры )

Рис. Боевые слоны Ганнибала.

Рис. = Корабли = киевского князя Олега.

Рис. Шотландская боевая повозка ( 1456 год ).

Рис. Танк Леонардо да Винчи.

Рис. = Гуляй-город = Хольшуэра( Германия 1558 год ).

Подвижная крепость ( Германия 1556 год ).

Рис. Боевая плавающая повозка АвгустиноРамелли( Италия 1586 год ).

Рис. Боевая колесница Вольтера ( 1769 год ).

Рис. Паровой броневой автомобиль Джеймса Коуэна ( Англия 1885 год ).

Фото. Пример индивидуальной брони- рыцарские латы.

Царь танк Лебеденко, и находки с места его испытания.

Архивное фото Царь танка.

Конструкция колесной боевой машины разработана в 1914-1917 годах в лаборатории инженера Н.Н. Лебеденко. Теорию разработал профессор Н.Е. Жуковский, основоположник современной аэро- и гидромеханики. Расчет машины произвели Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, в будущем академики Академии наук СССР, специалисты в области авиационных двигателей. Агрегаты машины изготовлены в Москве. Испытания в начале осени 1917 года проведены в районе села Орудьево( Дмитровского района ). Самая крупная сухопутная боевая машина в мировом танкостроении.

Основные характеристики.

Корпус машины: стальной лист 6 мм

Диаметр ведущих колес: 9 метров

Длина: 17800 мм

Ширина: 12000 мм

Вооружение: две пушки и несколько пулеметов

Масса: 44 тонны

Двигатель: два двигателя = Майбах = со сбитого немецкого дирижабля

Экипаж: 7 человек

Скорость: от 3 до 17 км в час

Боевая машина = вездеход =, создан в единственном экземпляре( 1915 год ) в мастерских Нижегородского полка. Автор проекта русский изобретатель А.А. Пороховщиков. Боевая масса 4т, экипаж 2 человека, вооружение пулемет 7,62 мм, броня противопульная, мощность двигателя Форд 20 лс., максимальная скорость 25 км в час.

Стенд первые танки.

Вот еще несколько экземпляров помимо танков Лебеденко и Пороховщикова

Танк Менделеева.

Проект танка разработан в 1911-1915 годах инженером-кораблестроителем В.Д. Менделеевым.

Длинна: 11000 мм, с пушкой 13000

Ширина: 4400 мм

Высота: 4450 мм

Вооружение: морская 120 мм пушка Канэ, пулемет 7,62 мм = максим =

Экипаж: 8 человек ( командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира ).

Двигатель: карбюраторный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, 250 лс.

Скорость: 15-24 км в час

Вес: 172 т

Английский танк Вилли.

Английский танк построенный в 1915 году.

Боевая масса: 18,3 т

Экипаж: 4-6 человек

Длинна: 5450 мм

Ширина: 2800 мм

Высота6 2410 мм

Вооружение: нарезная 40 мм пушка = Виккерс =, два пулемета 7,7 мм = Виккерс =.

Двигатель: Daimler, бензиновый, карбюраторный, 105 лс.

Марк 1

Британский тяжелый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк. Примененный в боевых действиях 15 сентября 1916 года, битва на Сомме.

Боевая масса: 28,45 т

Экипаж: 8 человек

Длина: 8060 мм

Ширина: 4380 мм

Высота: 2450 мм

Вооружение: две нарезных пушки 57 мм = Гочкис =, 4 пулемета 8 мм = Гочкис =

Двигатель: = Даймлер = карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения 105 лс.

Танк А-7-V

Немецкий тяжелый танк времен Первой мировой войны. Первый серийный танк Германской империи, выпущен в 1917-1918 годах малой серией в 20 машин.

Боевая масса: 30 т

Длина: 7305 мм

Ширина: 3060 мм

Высота: 3300 мм

Вооружение: нарезная пушка 57 мм = Максима-Норденфельда =, 5 пулеметов 7,92 мм МГ-08

Двигатель: Даймлер, рядный.Карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.

Скорость: 10-12 км в час

Танк HOLT GAS-ELECTRIC

Прототип американского бензино-электрического танка, который был построен в сотрудничестве между компаниями Холт( в настоящее время Caterpillar) и GeneralElectric.Выпущен в начале 1918 года.

Масса: 23,04 т

Экипаж: 6 человек

Длина: 5,03 м

Ширина: 2,76 м

Высота: 2,37 м

Вооружение: горная пушка 75 мм Винкерс, два пулемета 7,92 мм Браунинг

Двигатель: 4 цилиндровый марки Холт и два электродвигателя.

Скорость: 10 км в час

Танк K-WAGEN

Немецкий сверхтяжелый танк периода Первой мировой войны. Отличался огромными размерами и весом, из-за чего представлял собой скорее не танк, а = подвижный форт =. К концу войны ни один танк так и не был закончен полностью.

Боевая масса: 150 т

Экипаж: 22 человека

Длина: 12800 мм

Ширина: 5900 мм

Высота: 3300 мм

Вооружение: четыре капонирные пушки 77 мм, шесть пулеметов 7,92 мм МГ-08

Двигатель: Даймлер, карбюраторный, 6 цилиндровый, жидкостного охлаждения

Скорость: 7 км в час.

Танк М1918 Форд

Трехтонный американский танк периода Первой мировой войны. Создан фирмой Форд в 1918 году с максимальным использованием в конструкции комплектов автомобилей.

Боевая масса: 3,26 т

Экипаж: 2 человека

Длина: 3277 мм

Ширина: 1626 мм

Высота: 1626 мм

Вооружение: один пулемет 7,62 мм = Марлин =

Двигатель: два спаренных рядных 4 цилиндровых карбюраторных двигателя

Скорость: 13 км в час

Фото. Стенд первые советские танки.

Т-18 ( МС-1 )

Т-18 ( МС-1 малый сопровождающий ) советский легкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925-1927 годах, и стал первым танком советской разработки. За основу был взят французский Рено FT-17, при общем сходстве с FT-17, наш танк за счет лучшей компоновки имел значительно меньшую длину корпуса и как следствие меньшую массу и лучшую подвижность, мощность двигателя увеличили до 40 лс., в трансмиссию были введены четырехступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион.

Т-18 имел классическую компановку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, а совмещенного отделения управления и боевого отделения в лобовой. Экипаж танка состоял из двух человек, механика-водителя и командира, также выполнявшего функцию стрелка. Радиостанции тогда не устанавливались, единственным средством связи служила флажковая сигнализация.

Впервые Т-18 были применены в бою в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью забайкальской группе Особой Дальневосточной армии ( ОДВА ) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября 1929 года.

Боевая масса: 5,30 т

Экипаж: 2 человека

Вооружение: нарезная 37 мм пушка Гочкинса, и два пулемета 6,5 мм Федорова

Длина: 4,38 м

Ширина: 1,76 м

Высота: 2,12 м

Двигатель: рядный, 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения, мощностью 35 лс.

Скорость: 16 км в час

Дальше остальная экспозиция посвящена танку Т-34.

В центре зала первого этажа большой макет среднего танка Т-34.

Сверху над макетом продольный разрез танка Т-34.

Дизель В-2-34

Важную роль в рождении Т-34 сыграло создание двигателя нового поколения. Харьковские конструкторы К.Ф. Челпан, И.Я. Трашутин, Я.Е. Викман, И.С. Бер и их товарищи спроектировали новый 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 лс. Мотор отличался прогрессивной для своего времени схемой газораспределения. В каждой головке цилиндров находилось по два распределительных вала ( как у современных автомобилей ). Интересной особенностью В-2 стала система смазки с = сухим = картером, не требовавшая дополнительного резервуара масла. Следует добавить, что В-2 являлся оригинальной разработкой, а не копией какой-либо иностранной модели. Разве что набор технических решений конструкторы могли позаимствовать у тогдашних поршневых авиационных моторов.

Полный состав коллектива конструкторов, работавших над созданием Т-34.

 Эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. Диорама = Разгрузка первого эшелона =.

На диораме изображен участок сборки танков на заводе № 183 в Нижнем Тагиле.

Телескопический прицел ТОП-1 со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости. Прицел ТОП-1 предназначен для стрельбы из 45-мм танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета ДТ. С конца 1938 года прицел устанавливался на серийных танках БТ-7, Т-26.

График пробега танков Т-34 по маршруту Москва-Харьков.

Маршрут танкового пробега Харьков-Москва.

Трак танка Т-34 и немецкого Т-IV. Можно догадаться кто на бездорожье чувствовал себя лучше.

Зимний комуфляж на башне Т-34, который использовали в 1-й гвардейской танковой бригаде в битве под Москвой.

Место-тренажер механика-водителя.

На тренажере можно почувствовать себя водителем Т-34.

Стенд посвященный создателям танка.

Александр Александрович Морозов родился в 1904 году в Брянске. Начал трудовую деятельность копировщиком чертежей, потом стал инженером. В 1927 году завод получил заказ на = маневренный танк = и в конструкторское бюро со всего завода отобрали самых перспективных сотрудников. Среди них был двадцатитрехлетний Морозов. При его непосредственном участии создавались танки Т-24 ( 1930 ), БТ-2 ( 1931 ), БТ-5 ( 1932 ), БТ-7 ( 1934 ), БТ-7М ( 1938 ). С 1937 по 1940 годы Александр Морозов участвовал в создании танка Т-34, как заместитель Главного конструктора М.И. Кошкина. После смерти Кошкина в 1940 году Морозов стал Главным конструктором. Под его руководством созданы все модификации танка Т-34 на Уралвагонзаводе. Скончался А.А. Морозов в 1979 году.

Скульптурная композиция создателям Т-34, М.И. Кошкин, А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко. Скульптор заслуженный художник Российской Федерации С. Мильченко.

Стенд посвященный Калининой Людмиле Ивановне.

Калинина Людмила Ивановна одна из первых женщин, окончивших военную Академию механизации и моторизации им. И. Сталина. В июне 1941 года военный инженер 3-го ранга Л.И. Калинина была направлена на Южный фронт. Ей поручили возглавить отдел ремонта и эвакуации танков. Войска фронта вели тяжелые оборонительные бои. Инженер Калинина в короткие часы затишья успевала подогнать к передовому краю тягачи, краны и организовать эвакуацию подбитых танков в ближайший тыл. Незначительные повреждения и неисправности устраняли тут же у танка. Когда в Красной Армии ввели погоны и новые звания, Людмила Калинина стала инженер-майором. В её распоряжении было большое и сложное ремонтно-восстановительное хозяйство: подвижный танковый ремонтный завод, три армейских ремонтно-восстановительных батальона, эвакуационная рота, в подчинении более тысячи человек. Людмила Ивановна находилась на фронте до осени 1944 года.

Возглавляемая ею танкоремонтная служба, дала вторую жизнь трем тысячам танков. За ратный и трудовой подвиг полковник Л.И. Калинина удостоена Ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 2-й степени, двух орденов Красной Звезды, ордена Знак Почета, 23 медали, в том числе За боевые заслуги.

Динамика выпуска танков СССР-Германия.

Детали танка Т-34.

Т-34 в разрезе.

Показана толщина брони Т-34.

Уголок комнаты в дачном доме инженера-конструктора Н.А. Кучеренко в поселке Луговая, где в начале 1980-х силами его дочери Ларисы Николаевны, был создан = любительский музей создания танка Т-34 =. В дальнейшем на основе этой экспозиции и был создан Музей танка Т-34.

Молоштанов Алексей Александрович- советский конструктор танков, лауреат Сталинской премии. Чертежник, конструктор ХТЗ, заместитель главного конструктора Харьковского КБМ. С октября 1937 года участвовал в разработке нового маневренного колесно-гусеничного танка в КБ-24 ( начальник М.И. Кошкин ). Руководитель конструкторской группы вооружения и башни. Сталинская премия 1946 года за участие в создании танка Т-34. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны второй степени, Знак почета, и другими медалями.

Представлены различные типы боеприпасов для танкового башенного орудия: бронебойные, осколочно-фугасные и другие виды снарядов.

Выбор типа боеприпаса производился командиром экипажа, в зависимости от рода войск противника и желаемого эффекта.

Заряжание пушки Т-34 было ручным и требовало от заряжающего расторопности и изрядной физической силы.

Место механика-водителя, комбинезон танкиста, танковые шлемофоны, очки, оружие.

Руда из которой выплавляли броню знаменитого танка.

Немецкий орел на пограничном столбе.

Сравнительный стенд боевых характеристик танков Второй мировой войны.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.