Феодосия. Поход к немецким дотам.
Эта история началась с обзорной морской экскурсии из Феодосии до Золотых ворот, проплывая вдоль берега недалеко от крепости Кафа наш экскурсовод вскользь упомянул о немецких дотах на мысе Святого Ильи.
И так, как большой любитель фортификации, я просто не мог не посетить это интересное место. Поговорив с местными жителями выяснили, что добраться туда можно двумя путями. Первый более быстрый по Корабельному переулку, второй- вдоль моря, но более долгий и красивый.
Рис. Первый путь.
Фото. Второй путь вдоль моря.
Фото. Начало пути поднимаемся на Карантинный холм.
Фото. Остатки крепостной стены.
Фото. Удивительные пейзажи. Вдалеке хорошо видно затонувшее судно = Берг =, о нем расскажу в конце блога.
Уже на Карантинном холме встречаем немецкое гидротехнические сооружения, построенные немцами в период оккупации Феодосии.
Внутреннее помещение.
Очень хорошо сохранился сводчатый бетонный резервуар для воды.
А кругом красота, такие пейзажи! Тропинка не дает скучать, можно за время пути несколько раз подняться на высоту и спуститься к морю.
Самый первый маяк на этом мысе появился еще в незапамятные времена. О нахождении здесь берегового сигнального сооружения историки узнали случайно- благодаря чудом уцелевшей карте Кафы 1784 года. Дальнейшие исследования установили, что впервые фонарь появился в четвертом веке до нашей эры. Его построило греко-тавро-скифское население Боспорского царства, потерявшее на прибрежных рифах несколько торговых кораблей.
Новый маяк на мысе Святого Ильи был построен семьей московского городского головы К.В. Рукавишникова. Его супруга Евдокия Николаевна вылечила от туберкулеза своего сына в Феодосии и в благодарность здешним местам на семейные средства и деньги других частных лиц, возвела это сооружение. Сдали маяк в эксплуатацию 17 февраля 1899 года. Его так и назвали Маяк Святого Ильи. Изначально он работал на основе оптической шведской системы Линдберга, маяк был оснащен сигнальным колоколом на случай плохой видимости.
Фото. 1899 год, в полном разгаре идет строительство маяка.
Фото. Весна 1918 маяк на мысе Святого Ильи.
В 1910 году колокол заменили пневмосиреной. Маяк по виду был далек от теперешнего современного, зато он очень помог сориентировать корабли и впоследствии обезопасил их от крушения.
В годы Великой Отечественной войны маяк был частично разрушен, однако в 1955 году восстановлен. В 2006 году тут установлен светооптический модуль, он и сейчас является действующим. Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как Феодосийский, всего четыре. Маяк представляет собой 15-метровую белую башню с окнами в 3 яруса. Относительно уровня моря высота маяка составляет 65 метров, так что верхушка маяка видна из любой точки Феодосийского залива.
Вот и цель нашего похода.
ДОТ- это долговременная огневая точка, термин для обозначения капитального ( как правило железобетонного ) фортификационного сооружения для долговременной обороны.
На фото хорошо видно как сильно ДОТ окопан, фактически висит в воздухе. Раньше эти ДОТы находились в скале. При Украине стали расчищать площадку под застройку элитными особняками, но с ДОТами ничего сделать не смогли, лишь разрушили ходы сообщения.
ДОТ с другой стороны.
Отломанный соединяющий ход ДОТа.
ДОТ внутри очень низкий и передвигаться приходиться пригнувшись.
Амбразура с видом на море.
О том какие немецкие части здесь находились очень мало информации, в архивах сведения отрывочные и полной картины не дают. Осенью 1943 года на мысе Ильи располагается 9-я батарея 601-го дивизиона морской артиллерии. На вооружении три 7,7 SK ( зее каноне- морское орудие на корабельном станке ), 19 ноября 1943 года введено в строй четвертое орудие. Дальше происходит замена в 1944 году на мысе находится 2-я батарея 602-го дивизиона, в составе четырех 12,7 SKC/34 и двух 4,5 трофейных русских пушек, а также трех зенитных орудий FLAK 29 группы = Феодосия =.
Еще один ДОТ возле самой воды.
А этот немецкий ДОТ используют как склад служители маяка.
Вид с верхнего ДОТа, неужели здесь когда-то была война и с этого места стреляли орудия.
Еще одно укрепление.
Вход в ДОТ.
Вот такой поход у нас получился по достопримечательностям, у которых как редкость нет адресов. Ну и в конце немного информации, как и обещал сначала о судне BERG.
Сухогруз был построен в 1974 году и спущен на воду под названием = ВОЛГО-БАЛТ 185 =. Его водоизмещение составляет 4761 тонну, длинна 114сметров. Основное предназначение это перевозка навалочных грузов, зерна, угля, лесоматериалов. В 1993 году судно было продано за границу, и с тех пор именуется BERG.
Зимой 2018 года сухогруз вышел из российского порта = Азов = в турецкий порт = Бандырма =. Судно BERG ходило под флагом Молдовы, но принадлежало турецкому судовладельцу. Трюмы были заполнены грузом отрубей пшеницы. Отойдя 15 км от порта, на судне было обнаружено несколько пробоин размером 70х80 см. Далее события происходили стремительно. Около 10 часов вечера 31 января, находясь неподалеку от Феодосии, члены команды заметили большой крен и большой дифферент на нос. В этот момент ими были приняты меры по спасению судна, которые не увенчались успехом. В итоге около часа ночи 1 февраля капитан принял решение подать сигнал SOS. По тревоге были подняты спасательные службы Крыма, уже через 15 минут буксир с помощью прибыл к месту бедствия. Всего на борту сухогруза находилось двенадцать членов экипажа, из них 8 граждан Украины и 4 Азербайджанца, к счастью никто из них не пострадал. 2 часа спасатели решали что делать с судном, в итоге было решено отбуксировать его ближе к берегу и посадить на мель.
После буксировки появилась другая проблема, которая грозила вырасти до масштабов катастрофы, дело в том, что на борту находилось 47,7 тонны дизельного топлива и моторного масла. В течении нескольких дней, при содействии МО РФ, были заделаны пробоины в корпусе и выкачено несколько тонн воды, загерметизировано машинное отделение судна. Далее спасатели произвели забор топлива из баков, тем самым исключая возможность попадания нефтепродуктов в Черное море. Сухогруз BERG и по сей день находится на этом месте, а турецкий владелец так и не соизволил забрать свое судно.
Ну это судно BERG современное, а так как тема блога о ВОВ, расскажу еще об одном корабле тех времен.
Фото. Грузовой теплоход = Жан Жорес =.
Покоящийся на дне Феодосийского залива грузовой теплоход = Жан Жорес = является немым свидетелем Керченско-Феодосийской десантной операции. Как и множество других транспортных и грузовых кораблей, этот теплоход стал жертвой Великой Войны, до сих пор храня свой смертельный груз. Среди местных жителей популярна легенда:= В годы Второй мировой войны у берегов феодосийской бухты затонул корабль с огромным количеством взрывчатки на борту. С тех пор и лежит пароход на песчаном дне, всего в нескольких десятках метров от набережной Десантников, где гуляют мамы с детишками, обнимаются влюбленные парочки, выставляют картины художники, не подозревающие о том, что совсем рядом, под лазурными водами, притаилась Смерть. Лежит и смотрит глазом-пробоиной на гуляющих горожан и туристов. И когда список грехов 2500-летнего города будет переполнен, = Жан Жорес = взлетит на воздух. Повторится знаменитая галифакская катастрофа, когда в годы Первой мировой взорвавшийся транспорт с боеприпасами, по сути дела, уничтожил большой канадский город =. Попробуем разобраться в трагической судьбе этого корабля.
История создания и службы.
Имя кораблю дано в честь деятеля французского социалистического движения, руководителя Французской социалистической партии Жана Жореса, основавшего газету = Юманите =. = Жан Жорес = грузовой двухпалубный теплоход 3-х островного типа. Спущен на воду в июне 1930 года на Северной верфи в Ленинграде. В 1931 году вошел в состав Балтийского пароходства. До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. 27 июля 1941 года вошел в состав Черноморского флота. Капитаны корабля: Б.Т. Шульц, Ф.Ф. Пеньков, Г.Н. Лебедев.
Технические характеристики.
С началом Великой Отечественной войны = Жан Жорес =, как и многие другие гражданские суда, стал служить делу обороны страны. В октябре 1941 года в составе Черноморского морского пароходства судно участвовало в эвакуации первого эшелона Одесского оборонительного района, потом эвакуировало силы Приморской Армии. В 1942 году теплоход обеспечивал Керченско-Феодосийскую десантную операцию в Крыму. Во время Великой Отечественной войны в кормовой части были установлены две 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21-К.
Гибель корабля.
4 января 1942 года транспорт = Жан Жорес = ( капитан Г.Н. Лебедев ), осуществлявший воинские перевозки в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, подвергся атакам авиации противника и получил большие повреждения. Судно наскоро отремонтировали, не было восстановлено лишь рулевое управление. 14 января = Жан Жорес = вышел из Новороссийска в Феодосию. При приходе в Феодосию около 20 часов 15 января началась разгрузка, которая продолжалась в течение темного времени суток. Выгрузить успели лишь людей и часть техники и вооружения. Одновременно велась погрузка на борт раненых.
Присутствие транспорта в порту противником обнаружено не было. С рассветом, около 5 часов 16 января, теплоход по приказу старшего морского начальника вышел далеко в море, чтобы отстояться до наступления сумерек. После полудня транспорт повернул обратно в расчете подойти к Феодосии в 21 час. Капитан Лебедев, учитывая большое количество мин, заставлявшее входить в порт узким протраленным фарватером, и плохую управляемость судна, уходя накануне, просил командование выслать навстречу ему буксир, но при подходе к порту к транспорту подошел мотобот, и с него передали, что буксира не будет, и следовать в порт предстоит самостоятельно, в кильватер мотоботу. Портовый маяк не горел в целях светомаскировки. В 21 час 45 минут при входе в Феодосийский порт в районе мыса Ильи, несмотря на то, что на борту уже находился военный лоцман, = Жан Жорес = уклонился от курса, зашел в район, обозначенный на карте как запретный для плавания, и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма. Образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя. Были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. Судно погружалось с креном на правый борт и дифферентом на корму. Велись работы по заделке пробоин и откачке воды. После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец, и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии ( противник в это время уже ворвался в городскую черту ). Так как на восстановление плавучести было необходимо 5-6 часов, а судно уже начали освещать с берега прожекторами и обстреливать, было принято решение произвести затопление. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и изъяты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены при взрыве, раненых и часть команды снял подошедший катер = Кабардинец =. Остальную часть команды, судовую документацию и демонтированные приборы снял тральщик = Геленджик =. После этого были открыты кингстоны и = Жан Жорес = затонул. При подрыве, ремонте и дальнейшей эвакуации погибло около 40 человек.
Осенью 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна, в ходе которого подтвердилось наличие военного груза, а именно- артиллерийских орудий, снарядов и военной техники. В частности на борту = Жана Жореса = находятся минимум 3 гусеничных тягача, 4 артиллерийских орудия с боезапасом, оборудование и боеприпасы для авиации, а также большое количество боеприпасов для стрелкового оружия.
Отчет аквалангистов МЧС.
Корабль находится в 850 метрах от городской набережной. Глубина до надстройки 7 метров, до палубы 12 метров. Дымовая труба и части мачт срезаны и лежат по правому борту. На судне остались гусеничные тягачи, артиллерийские орудия, остатки автомашин и т.д. В кормовой части было установлено 2 орудия калибром 45 мм. Одно из них поднято и находится в Феодосийском краеведческом музее. Ствол другого лежит на палубе кормы. Теплоход покоится почти на ровном киле с креном 8 градусов на правый борт, носом в сторону берега. Кормовая часть оторвана, лежит на удалении 3-5 метров от корпуса с креном 45 градусов на правый борт. На носовой палубе находится остовы орудий и отдельные детали машин. В кормовой части виден большой провал в машинном отделении от взрыва мины, ширина в отдельных местах достигает 3-4 метров. В самом разломе можно обнаружить гильзы от артиллерийских орудий. С правого борта на расстоянии 12-14 метров, напротив разлома, наполовину закопанный в песок, лежит штурвал.
Так как теплоход лежит на небольшой глубине и в районе активного судоходства, были неоднократные случаи столкновения с ним других судов, в том числе сторожевого корабля. Для предотвращения подобных случаев, место затопления = Жана Жореса = обозначили буем. Судно не поднимают, во-первых, потому что боятся детонации боеприпасов, а во-вторых, из-за высокой стоимости операции. Так что = Жан Жорес = до сих пор на старом месте.
Еще несколько фотографий кораблей погибших в порту Феодосии.
Фото. Расположение погибших кораблей
Фото. Ногин.
Грузовое судно Ногин, капитан П.Л. Бсзайс. Дата и место гибели- 05.01.42, порт Феодосия. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе 1-го отряда транспортов. Затонул у причала №3 порта Феодосии после разгрузки в результате попадания бомб. Погибших не было. 1 октября 1944 года поднят АСС ЧФ, затем восстановлен и введен в строй.
Фото. Спартаковец.
Грузовое судно Спартаковец, капитан Д.М. малик. Дата и место гибели судна- 09.01.42 порт Феодосия. Стоял в порту после разгрузки, погиб во время налета вражеской авиации от попадания в судно трех авиабомб. Сведений о погибших нет.
Фото. Зырянин за ним Ташкент.
Судно Ташкент, капитан К.И. Мощинский. Дата и место гибели судна 01.01.42 порт Феодосия. Вместе с судами 1-го отряда транспортов успешно высадил на причалы порта Феодосия стрелковую дивизию. На выходе из порта в ночь на 1 января подвергся атакам групп бомбардировщиков. В корпус попало 5 бомб. Пароход сел на грунт по палубу, накренился и сгорел. Погибло 17 человек экипажа. Остальные добрались до берега. Весной 1945 года был поднят АСС ЧФ.
Фото. Ногин.
Фото. Зырянин.
Грузовое судно Зырянин, капитан П.Л. Толбузин. Дата и место гибели- 04.01.42, порт Феодосия. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе 1-го отряда транспортов. После разгрузки в судно попали бомбы, сброшенные фашистскими самолетами. Загорелось жидкое топливо и судно сгорело. Поднят в 1944 году.
Фото. Транспорт Красногвардеец.
Грузовое судно Красногвардеец, капитан Д.В. Кнаб. Дата и место гибели- 31.12.41 порт Феодосия. Входил в состав 2-го отряда транспортов, сформированного для высадки основных сил 44-й Армии. После высадки десанта в порту Феодосия затонул у причала в результате попадания двух фугасных бомб, сброшенных авиацией противника. Экипаж без потерь покинул судно. В марте 1945 года поднят АСС ЧФ и поставлен на прикол.
Фото. Транспорт Спартаковец.
Фото. Спартаковец.
Фото. Баржа.
Ясное будущее время человечества исходит от достоверной информации. Большой поклон Вам за энергичное соучастие в данном направлении.
Очень интересная информация
Перейдем на сушу. Из Феодосии к Ильинскому маяку и немецким укреплениям ведет только одна дорога – Корабельный переулок. Вот такой вид на укрепления с дороги Еще остатки военных укреплений в Крыму: Руины зенитной батареи № 68, Керчь Турецкая крепость Еникале, Керчь
Ильинский маяк на вершине мыса Святого Ильи Пророка, ДОТы и погранзастава. Между маяком и погранзаставой немецкие артиллерийские позиции (на фото не видно) 5. ДОТ, вокруг которого расчищена площадка под застройку особняками. Сам ДОТ уничтожить не смогли, лишь разрушили ходы сообщения
Название «Феодосия» в переводе с древнегреческого языка означает «Богом данная». Поселение основано в VI веке до н. э. греками, которые дали ему название «Феодосия» ( греч. ???????? ). В XIII веке на месте Феодосии было основано генуэзское селение Кафа ( итал. Caffa, тур. Kefe, крымскотат. Kefe ), которое в 1475 году было завоёвано османами. В 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи Кафа была переименована в «Феодосию»; с 1787 года поселение получило статус города
Помню как еще в детстве к этим дзотам было не подобраться. Все было обнесено колючкой и это была запретная зона. Патрули погранцов ходили по берегу, вдоль заграждений. При Украине все развалилось, запретную зону сняли, бывал в этих дзотах еще когда они были полностью врыты в землю. Теперь на все это смотрю и сердце кровью обливается. Варвары!
Максим а фото ДОТов тех времен не осталось?
Полагаю, историческая справка не будет лишней. Киевский укрепрайон (КиУР) строился в период 1929-1941х гг. Сначала для защиты тогдашних границ СССР, а затем для обороны Киева от немецких захватчиков накануне Второй мировой (Великой Отечественной) войны. Укрепрайон состоял преимущественно из долговременных оборонительных точек. Всего было построено 246 ДОТов различных типов. Крупнейшими и необычными фортификационными сооружениями КиУРа являются «минные группы» — несколько ДОТов или оголовков, соединенных между собой подземными ходами и имеющими отдалённые входы. Среди таких «мин» — ДОТы №401, 205 и 179. Наибольший среди них — 401й, облазил в 2016м. А 179й ДОТ является наименьшей «минной группой». Длина подземных галерей всего лишь 226 м. (401го — 510 м.). Вызвало удивление, что эта «минная группа» состояла из одного ДОТа. Но дело в том, что оказывается, планировалась установка артиллерийского наблюдательного пункта (хотя его так и не построили). «Мину» №179 построили в 1930 году. Наземный ДОТ стандартного типа, «М1», трехамбразурный одноэтажный. Вписан в холм древнего городища. Разрушенный в результате подрыва. Нижний уровень с потернами индивидуальной планировки, залегает на глубине 7-8,5 метров (по разным данным) — уцелел. Был рассчитан на гарнизон из 11 человек. В 1941 году ДОТ №179 принимал участие в защите Киева и держал оборону 73 дня. У этой оборонной точки ежегодно происходят военно-исторические реконструкции. А в 2013 ДОТ был расчищен энтузиастами и музеифицирован. Но не выдержал наплыва дестройщикив и поэтому сейчас он доступен и для самостоятельного исследования. Учитывая, что сам ДОТ разрушен, а длина потерн наименьшая среди всех «минных групп», не рассчитывал что увиденное меня поразит. Однако 179й ДОТ оказался очень интересным. Ильинский маяк на мысе Святого Ильи и немецкие береговые укрепления времен Великой Отечественной являются одними из основных достопримечательностей Феодосии. Ильинский маяк был построен в 1897 году, после переноса в Феодосию коммерческого порта, в 1941 году во время боев был разрушен, а в 1955 году восстановлен. В 1941 году, после захвата Феодосии, немцы рядом с маяком установили артиллерийскую батарею, но советский десант ее уничтожил. Тогда немцы на мысу построили систему укреплений, состоящую из ДОТов и орудийных позиций. Остатки этих укреплений сохранились до нашего времени. Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.