Ржавые динозавры Лопатинского рудника

Ржавые динозавры Лопатинского рудника.

Карьеры Лопатинского фосфоритового рудника располагаются на огромной площади между городами Воскресенск и Егорьевск. Чем же так знаменит этот карьер, а тем что местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России- странные песчаные пустыни, разноцветные, черные, белые, красноватые барханы, множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте. А еще здесь можно увидеть огромный многоковшовый экскаватор TAKRAF ERS 710, это удивительное инженерное сооружение поражает воображение. Вот его то мы и собираемся найти на заброшенных карьерах Лопатинского рудника.

История рудника.

Развивался фосфоритный рудник крайне стремительно. Уже в 1926-м году на базе красильни купца Клопова была построена фосфомельница производительностью 12 тысяч тонн в год. К 1932-му году производительность рудника была увеличена в 2,5 раза, а к 1941-му выработка фосфоконцентрата- 100 тысяч тонн в год. К началу Великой Отечественной войны это было современное горнодобывающее предприятие, оборудованное по последнему слову техники.

Но пришла война, добычу фосфоритов остановили, а Лопатинский рудник переквалифицировался на производство продукции для фронта. Послевоенное восстановление предприятия началось в сентябре 1948 года. Вынужденный простой нанес сложной технике серьезный урон.

Однако в 50-ые годы Лопатинский рудник не только вышел на довоенные обьемы добычи фосфоритов, но и продолжил развитие. В 1952-ом году была построена новая фосфомельница производительностью 120 тысяч тонн в год, а к 62-му году выработка фосфомуки достигла 400 тысяч тонн в год. В 1962-ом году создан Подмосковный горнохимический комбинат. Его основным назначением являлось производство фосфоконцентрата, фосфоритной муки ( использовалась в качестве удобрений ) и кормовых обесфторенных фосфатов. Горнодобывающее подразделение Подмосковного ГХК являлось крупнейшим горнодобывающим предприятием в центральной России. В разработке находились несколько карьеров, на которых использовались высокопроизводительные комплексы BUKAU- абзетцеры на железнодорожном ходу, обеспечивающие одновременно добычу породы и её погрузку в железнодорожные вагоны. Общая протяженность железнодорожной сети предприятия достигала 100 км. В процессе перехода страны на рыночную экономику Подмосковный ГХК был реорганизован в АО Фосфаты, а к 1992-му году начались проблемы. С одной стороны крах сельского хозяйства сильно сократил спрос на продукцию, с другой- большинство карьеров к этому времени уже либо были выработаны, либо существенно истощились. Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена на металлолом.

Остался один, который используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания. Вот к нему то мы и направляемся.

Опущу описание дороги к 12 карьеру, его можно найти в интернете. Путей  как добраться много, мы стартуем от платформы Москворецкая и дальше двигаемся вдоль реки Семиславки.

Фото. Дорога к участку № 12.

Фото. По мере пути лес заканчивается и уступает место карьеру.

Фото. Вот вдалеке показалась цель нашей поездки экскаватор TAKRAF ERS 710. Ну теперь точно его увидим, ведь мы до последнего не знали, уцелел ли последний абзетцер или нет. Эти экскаваторы еще называют абзетцерами ( с немецкого переводится как absetzen- выгружать в отвал ).

Фото. Подходя ближе и ближе эти маленькие очертания превращались в огромную махину. Зрелище завораживало.

Компания TAKRAF была основана в 1948 году в Восточной Германии. В настоящее время, самым мощным цепным многоковшовым экскаватором компании является TAKRAF ERS 3750, с производительностью до 14500 кубических метров в час.

Цепные экскаваторы являются близкими родственниками роторных моделей, так же имея замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, но здесь они расположены не по кругу, а на длинной конвеерообразной стреле-основании. Данная модель TAKRAF ERS 710 хоть и поменьше флагмана TAKRAF ERS 3750, но и её размеры впечатляют.

Емкость каждого ковша 700 литров, всего их в цепи 36. Система тросов обеспечивает определенную гибкость цепи с ковшами, что позволяет максимально эффективно забирать песок каждым ковшом.

Впереди цепная стрела для забора грунта, сзади стрела для погрузки песка на думпкары. Думпкар это грузовая платформа с бортами для перевозки сыпучих материалов.

TAKRAF ERS 710 опирается на землю восемью гусеницами, высотой с человеческий рост.

Внутренняя часть это несколько этажей внушительных механизмов, и опоясывающих коридоров.

Фото. Управляют этой махиной два оператора: один контролирует добычу породы ( кабина слева вдалеке ), а второй её отгрузку в железнодорожный состав ( небольшая кабина на стреле ).

Фото. Невообразимое сплетение тросов.

Конечно TAKRAF ERS 710 не самый большой экскаватор в мире, чемпионом является многоковшовый BAGGER 288 немецкой компании KRUPP. Его высота 96, а длинна 211 метров. Экскаватор имеет 18 ковшей и способен за час выкапывать 10 тысяч кубов породы.

Фото. BAGGER 288.

Фото. Лебедки, на этих тросах держится сам многоковшовый механизм, состоящий из 38 ковшей.

TAKRAF ERS 710 весом 1800 тонн = сьедал = бы очень много топлива, поэтому он работает на электричестве, его обслуживают две подстанции и трансформатор на 6000В. Внутри экскаватора есть целое электроотделение.

Фото. Интерьер главной кабины.

Здесь проводят свой досуг операторы абзетцера, тут вполне себе можно жить, ведь работают они вахтовым методом. На этом экскаваторе работа может быть организована в круглосуточном, безостановочном режиме лишь с техническими перерывами на эксплуатационное обслуживание.

Фото. Поднимаемся на самую крышу абзетцера, высота отсюда впечатляющая.

Экскаватор продуман буквально до каждой мелочи, позволяющие легко обслуживать его в процессе эксплуатации. Изначально был даже на крыше датчик скорости ветра, если скорость превышала 20 метров в секунду, то срабатывала блокировка управления.  Конечно же наши специалисты исправили этот = недостаток =, и сейчас эта защита отключена.

Фото. Навеяло почему то.

А это еще один стальной динозавр, экскаватор ЭШ 11/70 производства НКМЗ ( Новокраматорского машиностроительного завода, ранее СССР, теперь Украина ). ЭШ расшифровывается как экскаватор шагающий. НКМЗ- один из крупнейших заводов тяжелого машиностроения в мире, на момент создания такие экскаваторы были инновационной и фантастической техникой. Завод выпустил в период 1989-2000 год 99 таких машин, из них 80 сейчас работают на карьерах России.

Этот экскаватор применяется для открытых разработок полезных ископаемых по бестранспортной системе, при строительстве каналов, ирригационных систем и различных гидросооружений. Здесь он для того, чтобы снимать верхний слой, для работы второго экскаватора.

Числа в модели ЭШ 11/70 расшифровываются как обьем ковша 11 кубов, а длина стрелы 70 метров. В его ковш вполне помещается легковой автомобиль, это не самый большой экскаватор этой серии, есть монстры с ковшами на 100 кубов.

Фото. Все пространство под корпусом- машинное отделение.

Вентиляционная установка обеспечивает очистку и подачу воздуха в кузов экскаватора в обьеме более 400000 куб. метров\час, что создает внутри кузова избыточное давление, препятствующее проникновению в него пыли. Для производства монтажных, ремонтных и ряда вспомогательных работ внутри кузова установлен мостовой электрический кран.

Фото. Шагающая = нога =, позволяющая экскаватору перемещаться по грунту.

Фото. НКМЗ шагает через дорогу. Сзади через открытый огромный люк видны рельсы мостового крана.

Интересный факт- именно с исчерпанием запасов фосфора ученые связывают один из = апокалиптических = сценариев конца человеческой цивилизации. Ведь этот элемент невозможно синтезировать в нужных количествах, а активная добыча в ХХ веке привела к тому, что предполагаемых его запасов, по подсчетам ученых, хватит лишь на несколько десятков лет.

Фото. Дно вырытых каналов заполняется водой, красный цвет которой показатель высокого содержания соединений железа.

Вокруг расстилался кусочек натуральной пустыни, мелкий белый песок под ногами и палящее солнце над головой.

Фосфориты являются важными химическими соединениями для сельского хозяйства, так как без фосфорсодержащих соединений практически нереально вырастить разумный урожай любой сельскохозяйственной культуры.

Диковинные, почти инопланетные ландшафты, и для фотографов, любящих небанальные сьемки здесь настоящее раздолье.

Фото. Периодически проверяем грунт.

На месте рудника 150 млн лет назад располагалось море. При разработке месторождения были обнаружены фрагменты скелетов древних морских рептилий- ихтиозавров, плиозавров и плезиозавров. Огромные экскаваторы хоть и повреждали хрупкие окаменелости, но все-таки большое количество позвонков, фрагменты ребер и другие части скелетов были найдены в отвалах карьера.

Фото. Скелет ихтиозавра.

Фото. Ихтиозавры.

Фото. В Лопатинском карьере часто находили очень красивые раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром.

Фото. Аммонит.

Лопатинский карьер напоминает мир из фильма = Безумный макс =.

Фото. Перед тем как уехать еще раз посмотрим на этого исполина.

Ну и подводя итог скажу, что TAKRAF ERS 710, это удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой, если хотите его увидеть с визитом стоит поторопиться, его собираются распилить на металлолом как и других = железных динозавров =. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом.

Р.S. А можно было бы сделать как в Германии, там в окрестностях города Грефенхайнихен находится бывший угольный разрез, на территории которого можно увидеть огромные устаревшие горные машины: роторные экскаваторы, ковшовые землечерпалки, абзетцеры, имеющие габариты до 130 метров в длину. Сейчас это необычная сцена из гигантских реликвий истории промышленности служит популярным местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Вот несколько фото этого места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.