Музей Победы. Площадка военной техники. Часть 4 автотранспорт, инженерные сооружения, железнодорожная техника.

В этом блоге расскажу об экспонатах, которые не вошли в предыдущие части и начну пожалуй с автотранспорта. Великая Отечественная война продолжавшаяся 1446 дней, потребовала героических усилий народов бывшего Советского Союза для разгрома вероломно напавшей фашистской Германии. Большой вклад в дело борьбы с врагом внесли советские автотранспортники. В трудных условиях военного времени автотранспортные заводы, автомобильные хозяйства, шиноремонтные предприятия, заводы гаражного оборудования Наркомата автотранспорта делали все, чтобы оказать наибольшую помощь фронту, содействовали укреплению боеспособности Красной армии. Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм.

Легковой автомобиль ГАЗ-67Б.

Прототипом автомобиля ГАЗ-67 явились модели НАТИ-АР и ГАЗ-64, разработанные в НАТИ ( Научный автотракторный институт ) и на Горьковском автозаводе. С конца 1942 года автомобиль ГАЗ-64 был модернизирован и получил название ГАЗ-67, а в 1943 году ГАЗ-67Б. С 1942 по 1953 года выпущено 62843 автомобиля ГАЗ-67 различных модификаций. На базе конструкции автомобиля обеих модификаций разработаны и выпускались легкие двухместные бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б.

Количество мест шт -4

Масса буксируемого прицепа кг 800-1000

Максимальная скорость км/ч 90

Расход топлива л/100 км -16-18

Мощность двигателя л.с.  -50

Зенитная автомобильная прожекторная станция типа З-15-4Б.

Зенитная автомобильная прожекторная станция типа З-15-4Б изготавливалась заводом = Прожектор = ( Москва ). Предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии. Прожекторная станция состоит из автомашины- агрегата на шасси ЗИС-12 и прожектора. Источник света прожектора- дуга высокоинтенсивного горения. Питание от генератора мощностью 20 квт.

Боевая масса кг -6000

Расчет чел -5

Дальность действия луча м -12000

Диаметр отражателя см -150

Осевая сила света, млн. свечей -650

Скорость передвижения км/ч -60

Бензозаправщик БЗ-43.

Упрощенная модификация бензозаправщика БЗ-35 на шасси грузового автомобиля периода великой Отечественной войны ЗИС-5В ( военный ). Выпускалась с 1943 по 1945 годы. На машину устанавливалась стальная цистерна разработки Ленинградского завода = Промет = емкостью 3000 литров. Шестеренчатый насос типа СКБ приводился в действие от двигателя через коробку отбора мощности. Производительность насоса составляла 400 литров в минуту. На случай его отказа был предусмотрен ручной насос = ГАРД =. Имелись специальные полки для 12-ти бидонов или канистр с маслом и 2-х бидонов для смазки. Машина широко применялась в авиации и автобронетанковых частях.

Длина мм -5820

Ширина мм -2200

Высота мм -2185

Цистерна л -3000

Рукава м -2 Х 6

Насос шт -2

Скорость км/ч -60

Легковой автомобиль ГАЗ-М1.

ГАЗ-М1 разработан на Горьковском автозаводе под руководством А.А. Липгарта. Первые серийные образцы изготовлены в 1936 году, прототипом закрытой легковой машины явилась американская модель ФОРД-40. Во время войны машины использовались для обслуживания командного состава: дивизионного, армейского и фронтового звеньев. С 1936 по 1943 года было выпущено 62888 автомобилей, фрагменты автомобиля переданы в дар музею В.И. Батановым ( г. Ярославль ) в 1997 году.

Число мест для сидения -5

Масса при полной нагрузке кг -1350

Максимальная скорость км/час -105

Мощность двигателя л.с. -50

Расход топлива л/100 км -14,5

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА.

ГАЗ-АА самая массовая модель грузовика начала 30-х годов ( легендарная = полуторка = ). Данный автомобиль выпущен в 1942 году, он был обнаружен на месте боев в Смоленской области при личном участии руководителя поискового отряда В.С. Девяткина и передан в дар музею в июне 2000 года.

Грузоподьемность т -1,5

Снаряженная масса кг -1810

Максимальная скорость км/ч -70

Запас хода км -215

Мощность двигателя л.с. -50

Грейдер ГТМ.

Предназначен для производства профилировочных работ при постройке, ремонте и содержании грунтовых войсковых дорог. Принят на вооружение в 1938 году. Тип: прицепной с ручным управлением, тяговое средство: трактор ЧТЗ-60

Производительность при постройке грунтовых дорог шириной 6м км/ч -0,26

Длина ножа мм -3660

Транспортная скорость км/ч -4-6

Расчет чел -2

Длина мм -9200

Ширина мм -2940

Высота мм -2350

Масса кг -4200

Легковой автомобиль ГАЗ-67Б.

Прототипом автомобиля ГАЗ-67 явились модели НАТИ-АР и ГАЗ-64, разработанные в НАТИ ( Научный автотракторный институт ) и на Горьковском автозаводе. С конца 1942 года автомобиль ГАЗ-64 был модернизирован и получил название ГАЗ-67, а в 1943 году ГАЗ-67Б. С 1942 по 1953 года выпущено 62843 автомобиля ГАЗ-67 различных модификаций. На базе конструкции автомобиля обеих модификаций разработаны и выпускались легкие двухместные бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б.

Количество мест шт -4

Масса буксируемого прицепа кг 800-1000

Максимальная скорость км/ч 90

Расход топлива л/100 км -16-18

Мощность двигателя л.с.  -50

Самоходная артиллерийская установка СУ-57 ( 57-мм GUN MOTOR

CARRIAGE Т48 ) США.

В апреле 1942 года департамент вооружений США инициировал разработку полугусеничного истребителя танков по английскому заказу, в качестве основного вооружения САУ, созданной на базе полугусеничного бронетранспортера М3, предусматривалась 6-футовая ( 57-мм ) английская пушка МК. II. Серийная версия самоходной установки, получившей обозначение 57-мм GUN MOTOR CARRIAGE T48, получила американскую 57-мм пушку М1. Всего с декабря 1942 по май 1943 года было произведено 962 САУ данного типа. Только 30 самоходных установок попало в английскую армию, большая же часть заказа ( 650 штук ) было поставлено в СССР по программе ленд-лиза. На вооружение Красной армии САУ Т48 поступила под обозначением СУ-57.

Боевая масса т -8,6

Экипаж чел -5

Вооружение 57-мм противотанковая пушка М1 -1шт

Боекомплект 57-мм выстрелов -99шт

Бронирование мм -6,5-16

Максимальная скорость км/ч -72

Запас хода по шоссе км -320

Мощность двигателя л.с. -147

Плавающий автомобиль-амфибия ФОРД ГПА ( США ).

Данная амфибия предназначалась для выполнения разведывательных задач, связанных с необходимостью преодоления водных преград. Представленный в экспозиции автомобиль  фирмы ФОРД выпущен в 1944 году. Машина общего назначения, разработана на базе легкового полноприводного автомобиля ФОРД ГПВ 4 х 4. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Участвовал в боевых действиях при форсировании реки Одер. По окончании войны машина была вывезена из Германии в одну из советских воинских частей.

Количество мест для сидения шт -5

Максимальная скорость км/ч -89

Мощность двигателя л.с. -54

Длинна мм -4620

Ширина мм -1630

Высота мм -1750

Снаряженная масса кг -1595

Автомобиль ВИЛЛИС образца 1942 года США.

Автомобили ВИЛЛИС широко применялись в Великой Отечественной войне. Около 50 тысяч автомобилей СССР получил по ленд-лизу. Массовое производство ВИЛЛИС было начато в США с 1942 года. Всего за годы войны было выпущено 361349 машин. Данный автомобиль эксплуатировался в частях Ленинградского фронта, передан в музей поисковым обьединением = ВЫСОТА = (В.Н. Дудин ).

Число мест для сидения -4

Максимальная скорость км/ч -104

Мощность двигателя л.с. -60

Длина мм -3335

Ширина мм -1585

Высота мм -1830

Запас хода км -475

Железнодорожная техника.

Фото. Часть взорванного моста.

Паровоз серии ЭУ №680-96.

Паровоз спроектирован в 1912 году, построен в 1928 году на Коломенском паровозостроительном заводе. Модернизирован в 1932-1941 использовался в предвоенный период и в Великой Отечественной войне, считался достаточно экономичным паровозом. В 1995 году паровоз был восстановлен в локомотивном депо г. Александрова Владимирской области и был передан музею из коллекции паровозов ООО = ИНТЕРТРЭК =.

Тип паровоза товарный 0-5-0

Конструктивная скорость км/ч -65

Сцепной вес т. -85

Масса в нерабочем состоянии т -76,5

Масса в экипированном состоянии т -85

Число осей шт -5

Масса тендера в рабочем состоянии -60,8

Грузовая железнодорожная платформа.

Грузовая железнодорожная платформа сконструирована в 1912 году Ковровской железнодорожной мастерской и модернизирована в 1923 году. Двухосная железнодорожная платформа предназначалась для перевозки крупногабаритных, сыпучих грузов и техники, использовалась для эвакуации оборудования промышленных предприятий и переброски легкого и среднего вооружения к линии фронта.

Грузоподьемность т -20

Ширина м -2,8

Длинна м -9,44

Санитарный железнодорожный вагон.

Санитарные вагоны применялись для перевозки раненых, в них также оборудовались изоляторы, аптеки-перевязочные, места проживания медицинского персонала и другие служебные помещения. В 1941 году было сформировано 288 санитарных поездов из 6000 пассажирских вагонов. Санитарный вагон, представленный в экспозиции, был сконструирован на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1937 году. Вагон восстановлен в 1995 году в вагонном депо = Ожерелье = Московской железной дороги и передан в дар музею Федеральной службой железнодорожных войск в 1995 году.

Длина -20м

Ширина -2,8м

Высота от головки рельса -3,75м

Тара -42т

Грузовой двухосный вагон.

Грузовой двухосный вагон разработан и изготовлен в 1923 году. В годы Великой Отечественной войны осуществлял перевозки личного состава, боеприпасов к линии фронта и эвакуируемых, оборудованные для перевозки людей, называли теплушками.

Грузоподьемность т -18

Длина м -6,44

Ширина м -3,2

Высота от головки рельса м -3,6

Вместимость вагон чел -28-32

37-мм спаренная автоматическая зенитная пушка В-47 образца 1944 года.

37-мм спаренная автоматическая зенитная пушка В-47, была разработана в Красноярске на заводе им. Ворошилова. Представляет собой установку из двух автоматов 61-К на четырехколесной тележке. Заряжание автоматическое из 5-ти зарядной обоймы, угол вертикального наведения установки 87 градусов, угол горизонтального наведения 360 градусов. В 1944 году была выпущена опытная партия из пяти установок. Испытания установки затянулись и лишь в 1948 году она была принята на вооружение под названием 37-мм автоматическая пушка В-47.

Боевая масса кг -2830

Расчет чел -6

Предельная досягаемость м:

По высоте -8500

По горизонту -6700

Темп стрельбы выстрел/мин -320-360

Вес снаряда кг -0,75

Начальная скорость снаряда м/сек -870

Скорость передвижения км/ч -60

Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180.

Разработан на Ленинградском металлическом заводе в 1935 году. Орудие Б-1-П калибром 180-мм разработано и изготовлено на Ленинградском заводе = Большевик =. Установка предназначена для стрельбы по морским и сухопутным целям непосредственно с железнодорожных путей без специально подготовленных постоянных фундаментов. Основанием для установки главной балки служат имеющиеся при транспортере специальные брусья, укладывающиеся на шпалы железнодорожного полотна. Для установки на позиции по-боевому главная балка снабжена двумя домкратами и специальными упорами ногами ( 8 шт. ). Подача боеприпасов осуществлялась с помощью снарядной платформы, по периметру которой катались 4 снарядные тележки с лотками боеприпасов, подававшихся из вагонов-погребов по рольгангам. Стрельба производилась на горизонтальном участке железнодорожного пути по круговому сектору обстрела в 360 градусов путем поворота на 200 градусов вправо и влево от среднего положения до упоров ограничения при углах возвышения орудия от 0 до 50 градусов. Транспортер имел свой двигатель для перемещения на небольшие расстояния, через 3-4 минуты после прекращения огня он покидал позицию. В 1941 году СССР имел на вооружении 20 транспортеров ТМ-1-180. Железнодорожные транспортеры до последних дней войны участвовали в боевых действиях. Форт Красная горка стал последней позицией для уцелевших транспортеров. Транспортеры ТМ-1-180 были на вооружении до 1961 года.

Полная масса транспортера т -160

Калибр ствола мм -180

Угол вертикальной наводки град -0-50

Угол горизонтальной наводки град -360

Дальность стрельбы км -38

Скорострельность выстрел/мин -4-5

Вес снаряда кг -97

Скорость снаряда м/с -920

Скорость передвижения км/ч -45

Боевой расчет человек -40

Время перевода из походного положения в боевое мин -60

Об этом орудии обязательно расскажу в ближайшее время.

Путеразрушитель = крюк = ( Германия ).

Путеразрушители применялись во второй половине 1943 года для разрушения железнодорожного пути. Принцип действия- механический, основан на разломе деревянных шпал, деформировании рельс, земляного полотна, буксировался одним-двумя паровозами. Данный путеразрушитель специально изготовлен для музея и передан в дар железнодорожными войсками в 1995 году.

Масса в снаряженном состоянии т -30

Подготовка к работе мин -6-8

Рабочая скорость км/ч 7-10

Команда обслуживания чел -10

Памятник фронтовой собаке.

За годы Великой Отечественной войны собаки подорвали более 300 вражеских танков, доставили 120 тысяч донесений, вывезли с поля боя 700 тысяч раненых.

Фортификационные сооружения.

Фортификационные сооружения способствуют более эффективному применению в бою оружия и боевой техники, повышению устойчивости управления войсками, скрытому маневру, защите личного состава и материальной части от воздействия средств поражения противника. По назначению фортификационные сооружения подразделяются на сооружения:

– Ведения огня ( окопы, траншеи и др. ).

– Наблюдения и управления ( наблюдательные и командные пункты ).

– Защиты личного состава ( щели, блиндажи, убежища ).

– Защиты военной техники и материальных средств ( котлованы, капониры, укрытия ).

– укрытого сообщения ( ходы сообщения, потерны ).

Даже простейшие сооружения обеспечивают надежную защиту от пуль и осколков примерно в 2-3 раза, если личный состав находится в сооружениях типа траншей и окопов. За годы Великой Отечественной войны построено 50600 км укрепленных рубежей, 122400 огневых и наблюдательных сооружений, 13400 защитных фортификационных сооружений, отрыто 60800 км траншей и ходов сообщения, возведено 21000 км невзрывных заграждений.

Траншея.

Траншея- это открытое фортификационное сооружение ( ров с бруствером, пулеметными и др. ячейками ), для ведения огня, наблюдения и скрытого передвижения, а также для защиты личного состава и вооружения от средств поражения противника. В годы Великой Отечественной войны система траншей стала неотъемлемым и главным элементом укрепления полевых позиций.

Долговременная огневая точка из колесно-гусеничного огнеметного танка Т-46-1.

Легкий колесно-гусеничный огнеметный танк Т-46-1 был разработан в 1933-34 годах КБ завода № 185 под руководством А.М. Иванова. Предполагалось, что данная машина заменит в серийном производстве легкий танк Т-26. Помимо колесно-гусеничной схемы, Т-46-1 отличался установкой в корпусе системы дымопуска, а также огнеметом КС-45, находящемся справа от пушки. Т-46-1 был принят на вооружение РККА 29 февраля 1936 года. В декабре заводом № 185 выпущено 4 танка. В 1937 году танк был снят с вооружения в виду сложности изготовления и высокой стоимости. Выпущенные танки были использованы в качестве долговременных огневых точек на Ленинградском фронте.

Боевая масса т -17,2

Экипаж чел. -3

Вооружение:

45-мм пушка обр. 1943 года -1шт

7,62-мм пулемет ДТ -3шт

Огнемет КС-45 -1шт

Боекомплект:

45-мм снарядов шт -101

7,62-мм патроны шт -2709

Огнесмесь л -50

Бронирование мм -8-15

Максимальная скорость гусеницы/колеса км/ч -58/80

Запас хода по шоссе гусеницы/колеса км -225/400

Мощность двигателя л.с. -320

Железобетонное сооружение для видения огня из пулемета ( колпак ).

Огневая точка создает надежную защиту от средств поражения. Возводится с использованием местных строительных материалов и конструкций промышленного изготовления. Огневая точка такого типа широко применялась при инженерном оборудовании оборонительных рубежей Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Одессы.

Обьем вынутого грунта метр/куб -10

Материалы:

Железобетонный элемент ( колпак ) ед. -1

Лесоматериалы метр/куб -1

Трудоемкость устройства сооружения:

Люди чел/час -60

Автокран маш/час -0,5

Сооружение броневое трехамбразурное для ведения огня из стрелкового оружия.

Состоит из внутреннего цилиндра и прикрепленного к нему в верхней части внешнего цилиндра с крышкой, имеет вход с выдвижной дверью в нижней части для безопасного и незаметного покидания. Огневая точка рассчитана на одного стрелка. Обеспечивает надежную защиту от стрелкового оружия и осколков.

Размеры см:

Нижний цилиндр -100

Верхний цилиндр -137

Высота общая -132

Бронирование мм:

Стенки -10

Крышка -20

Переносной стрелковый щит ( Германия ).

Щит предназначался для защиты от пуль и осколков при стрельбе и наблюдении. При инженерном оборудовании позиций пехотных подразделений в условиях ограниченного времени и трудноразрабатываемых грунтов в вермахте находили применение табельные бронированные стрелковые щитки, которые перевозились с имуществом инженерных складов или с пехотными подразделениями. В наставлениях вермахта рекомендовалось многократное их применение.

Материал: броневой лист толщиной мм -10

Масса конструкции кг -20-25

Условия возведения: устанавливается на бруствере стрелковых ячеек или непосредственно на грунт.

Переносной стрелковый щит.

Его назначение для защиты бойца от пуль и осколков при стрельбе и наблюдении. Широкое применение щиты нашли в Первой мировой войне 1914-1918 годов и в годы Великой отечественной войны. Изготавливались на промышленных предприятиях и в мастерских. Щит устанавливается на бруствер стрелковых ячеек и пулеметных площадок наклонно, нижняя часть врывается в грунт. Для маскировки щиты прикрывают ветвями, дерном, землей, а зимой окрашивают белой краской.

Материал броневой лист толщиной мм -10

Масса щита кг -20-30

Окоп для бронетанковой техники.

Окоп – это земляное сооружение для защиты от огня противника и ведения огня из боевой техники. Окоп создает лучшие условия для выполнения огневых задач и повышает защиту экипажа и материальной части. Окоп для бронетанковой техники устраиваются с круговым или ограниченным сектором обстрела. По оперативно – тактическим нормам скрытый таким образом танк соответствует трем – четырем танкам не укрытым. В окопе корпус машины, её ходовая часть и погон башни – наиболее уязвимый элемент танка, укрыты грунтом, а являющаяся наиболее хорошо защищенной сама башня открыта и может вести огонь по противнику.

Пулеметное броневое сооружение ( Финляндия ).

Предназначено для ведения кругового огня из пулемета, защиты расчета от осколков и пуль, применялись как средство усиления позиции на наиболее важных направлениях, широкое применение получили в ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов на линии = Маннергейма =. А также в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Данное сооружение доставлено с берега реки Вуокса, поселок Лосево Ленинградской области в 1999 году.

Масса кг -900

Расчет человек -2

Вооружение станковый пулемет -1

Толщина брони мм -10-30

Размеры мм ДхШхВ -1220х750х700

Диаметр основания мм -1600

Сооружение из танка МС-1 ( Т-18 ) неподвижная бронированная огневая точка ).

Сооружение предназначалось для ведения огня из пушки или пулеметов, для защиты расчета и оружия от пуль и осколков. Согласно распоряжению наркома вооружений СССР от 2 марта 1938 года танки, неподлежащие ремонту, стали использовать в качестве неподвижных огневых точек. Сооружение представляло собой установленный в окопе танк МС-1 ( Т-18 ) без двигателя и ходовой части, оснащенный 45-мм пушкой.

Толщина брони мм -8-16

Вооружение:

45-мм пушка обр. 1932 года -1

7,62-мм пулемет ДТ -1

Расчет человек -2

Надолбы из бревен.

Назначение сооружения: невзрывные противотанковые и противотранспортные заграждения для усиления естественных препятствий и заграждений других видов, а также на отдельных узких участках, где танки не могут идти с большой скоростью. Они устанавливались из нескольких рядов бревен в грунт вертикально или с наклоном в сторону противника под углом 60-75 градусов, выступающих на 1-1,2 метра над поверхностью земли, устраиваются в 3-5 рядов в шахматном порядке. Расстояние между надолбами в ряду 1,2 метра и между рядами 2,5-3 метра.

Время на работу:

– На устройство 10 п.м. в один ряд вручную -12,5 часа.

– Количество работающих -10 человек.

Необходимые материалы:

– Бревна диаметром 28-30 см, длиной 2 метра -6-9 штук.

Бетонные тетраэдры.

Назначение сооружения: противотанковые заграждения, устанавливаются на танкоопасных направлениях движения противника с целью задержать и затруднить его продвижение, сковать маневр. Чаще всего поступают в войска в готовом виде, имеют длину ребра около 1,5-1,6 м, углубляется при установке в землю на 20-30 см, чтобы затруднить или исключить возможность их сдвигания танками.

Трудоемкость возведения:

На изготовление чел/час -10-20

На установку маш/час автокран -0,1

Необходимые материалы:

Бетон марки 300, куб/метр -1,2

Балки двутавровые №10 кг -41

Сталь круглая диаметр 20 мм, кг -11

Продолжение следует.

Музей Победы. Площадка военной техники. Часть 4 автотранспорт, инженерные сооружения, железнодорожная техника.: 4 комментария

  1. Крайне советую посетить этот музей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *