Главный калибр Поклонной горы. 305-мм орудие с линкора Императрица Мария.

Как и обещал отдельно расскажу об одном из экспонатов Музея победы ТМ-3-12. Если Вы хоть раз посещали открытую площадку посвящённую Военно-морскому флоту, просто невозможно не заметить этого железного исполина массой более 340 тонн. Свою историю орудие ТМ-3-12 именно так называется эта установка ( расшифровывается как = транспортёр морской, тип три, калибр 12 дюймов = ) начинало не на железнодорожной платформе, а на флоте. Возможно именно поэтому данный экспонат расположен в музее на площадке ВМФ.

11 июня 1911 года на заводе = Руссуд = ( АО Русское судостроительное общество ) в Николаеве был заложен линкор-дредноут = Императрица Мария =. 30 июня 1915 года корабль прибыл к месту приписки в Севастополь. Вскоре = Императрица Мария = приняла активное участие в Первой мировой войне. В октябре 1915 года прикрывала 2-ю бригаду линейных кораблей в районе Зонгулдака. В ноябре их же в районе Варны и Евксинограда. Линкор участвовал также в Трапезундской десантной операции в феврале-апреле 1916 года.

 Главным калибром корабля являлись 12/52 орудия Обуховского завода принятые на вооружение в 1907 году. Они располагались в башенных установках разработанных = Металлическим заводом = ( Санкт-Петербург ) по три орудия в каждом и получили обозначение МК-3-12 ( = морская корабельная, трёхорудийная, двенадцатидюймовая ). 12 калибр орудия в дюймах соответствует 305 мм, а 52 обозначает длину ствола пушки- соответствует 15850 мм. На борту = Императрицы Марии = было установлено четыре МК-3-12. Летом 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак сделал линкор своим флагманским кораблем и неоднократно выходил на нем в море.

Утром 20 октября 1916 года на севастопольском рейде, примерно в полумиле от берега, на = Императрице Марии = произошел взрыв порохового погреба под первой орудийной башней главного калибра. После чего последовала еще серия взрывов. Несмотря на все попытки экипажа спасти корабль, этого не удалось сделать и он затонул, погибло 225 моряков. Скорее всего это была запланированная диверсия. Есть версия, что взрыв линкора дело рук группы немецкого разведчика Виктора Эдуардовича Вермана. В советское время был даже снят двухсерийный художественный фильм = А был ли Каротин? = по сюжету которого чекист Каротин с двумя помощниками раскрывает немецкий шпионский заговор и одновременно находит виновников взрыва = Императрицы Марии = ( по фильму = Святая Мария = ). Упоминается взрыв на линкоре и в другом более известном советском фильме = Кортик = снятом на киностудии = Беларусь фильм = в 1973 году.

В мае 1918 года Экспедиция подводных работ особого назначения ( ЭПРОН ) предварительно разгрузив лежащий на дне корабль, загерметизировала его корпус и закачав туда воздух, сумела поднять линкор = Императрица Мария = и отбуксировать его в Севастопольский док. Восстановить корабль помешала гражданская война и в 1927 году он был разобран на металлолом, а вот для его 305 мм орудий история продолжилась.

В 1932 году при Ленинградском металлическом заводе было создано специальное конструкторское бюро перед которым поставили задачу разработки и реализации проектов создания крупнокалиберной артиллерии на железнодорожных платформах. В мае 1936 года был окончательно утвержден проект получивший, в соответствии с принятой нумерацией, обозначение ТМ-3-12. Изготовление установок было поручено Николаевскому государственному заводу. По своей конструкции транспортер ТМ-3-12 представлял собой дальнейшее развитие железнодорожных артиллерийских установок, разработанных ранее специалистами ЦКБС-3, речь идет о ТМ-1-14 ( 365 мм ) и ТМ-2-12 ( 305 мм ). В качестве прототипа было решено использовать транспортер ТМ-2-12, но предназначенное для установки на ТМ-3-12 12 дюймовое орудие обладало существенно большей длиной ( 52 калибра вместо 40 калибров у орудия ТМ-2-12 ). Для обеспечения заданного техническим заданием наибольшего угла возвышения в 50 градусов в конструкцию нового транспортера разработчикам пришлось включить механизм подьема станка орудия в боевое положение. При этом советские конструкторы учли негативный опыт использования электромеханического привода подьема станка, реализованный на железнодорожной артиллерийской установке ТМ-1-14, использовав на этот раз гидравлический привод. Помимо повышения надежности работы механизма подьема станка, такой шаг позволил сократить время, которое было необходимо для выполнения данной операции с 15,4 до 8 минут.

Также была заново разработана и схема подачи к орудию полузарядов и снарядов. Прежде всего, в вагон-погреб была введена снарядная тележка, которая каталась по рельсам в проходе между стеллажами. Тележка, нагруженная снарядом, выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба, полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам, после чего вручную загружались в кокор. Подьем кокора с помощью кранов был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки, по этой причине в конструкции транспортера ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки, снабдив её лебедкой, необходимой для подьема кокора, эта лебедка и заменила собой подьемные краны. Но краны все же решили сохранить, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа обладала еще одной лебедкой и тележкой для горизонтального перемещения кокора. Стоит отметить, что ТМ-3-12 стал первым транспортером, где процесс досылания стал полностью автоматическим. Так на ТМ-1-14 пневматически досылался только снаряд, а полузаряды досылались вручную. На установке ТМ-2-12 броском досылались и снаряд и полузаряды, но последние просто не доходили до своего места в каморе орудия, поэтому окончательная досылка все равно осуществлялась в ручном режиме. И лишь в ТМ-3-12 досылка была полностью автоматической и производилась броском зарядного стола. Это положительным образом отразилось на скорострельности установки. Один выстрел у ТМ-1-14 занимал примерно 40 секунд, у ТМ-2-12 35 секунд, у ТМ-3-12 30 секунд, что позволяло производить до двух выстрелов в минуту. Основным способом ведения огня для тяжелых советских железнодорожных артиллерийских установок была стрельба с основания, представлявшего собой бетонный массив с размерами 16 х 16 х 3 метра на железном каркасе. Транспортер по рельсам, которые были вмурованы в бетон, заезжал на такое основание. После этого с транспортера опускался опорный цилиндр, который болтами крепился к бетонному основанию, затем из-под транспортера выкатывались тележки, и он опирался уже лишь на возимое основание ( тот самый цилиндр ), а также два задних катка.

Фото. Хорошо виден опорный цилиндр.

Строительство подобного сооружения обычно велось несколько недель. При этом установка превращалась из железнодорожной в обычную береговую и получала возможность ведения кругового обстрела, что имело особенно важное значение при стрельбе по движущимся целям.

Был у артиллерийской установки и дополнительный метод стрельбы- непосредственно с колес. Так как угол горизонтального наведения 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, стрельба обычно осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались = усами =. Радиус закругления данных усов составлял 500 метров. Для того чтобы изменить угол горизонтального наведения орудия на 10 градусов, транспортер ТМ-3-12 должен был проехать по ветке несколько десятков метров вперёд или назад. Кстати, надо отметить еще одну интересную особенность. В = обычном = режиме транспортер перевозился паровозом ( на батарею полагалось один-два паровоза серии Э ), но две крайние тележки транспортера имели вспомогательные электродвигатели и могли двигаться самостоятельно правда очень медленно и недалеко.

Фото. Задние тележки с электродвигателем.

  В боекомплект артиллерийской установки входили как старые бронебойные и фугасные снаряды образца еще 1911 года массой 470 кг, так и более новые боеприпасы. К новым боеприпасам, которые были приняты на вооружение в 1928 году, относили фугасный дальнобойный снаряд массой 314 кг. Этот же снаряд использовался для стрельбы из артиллерийских установок ТМ-2-12, однако в данном случае, благодаря существенно большей длине ствола орудия, начальная скорость снаряда возросла до 950 м/с ( против 823 м/с у ТМ-2-12 ), что позволило уверенно поражать цели, расположенные на удалении в 29632 метра.

Тактико-технические характеристики ТМ-3-12

Длина- 33,9 м

Ширина- 2,9 м

Высота- 4,8 м

Калибр- 305 мм

Длина ствола- 52 калибра 15,85 м

Ресурс ствола- 400 выстрелов

Скорострельность- 1,8-2 выстрел/мин

Наибольший угол возвышения орудия- 50 градусов

Угол склонения- 2,5 градусов

Угол гризонтального наведения- 5 градусов

Масса фугасного снаряда- 314 кг

Начальная скорость снаряда- 950 м/с

Максимальная дальность стрельбы- 29632 метра

  •  За период с июля 1938 по январь 1939-го он выпустил три ТМ-3-12.С 21 по 23 июля 1938 года на НИМАП проводились испытания первой установки. При этом были обнаружены недостатки её схемы электрооборудования. В последующих двух установках этот недостаток был устранен, помимо этого с целью облегчения конструкции транспортеров ряд деталей был выполнен вместо стали из дюралюминия. После успешных испытаний на полигоне все три установки поступили на вооружение батареи №9 и убыли на Советско-финский фронт. 9-й отдельный артиллерийский дивизион состоял из 5 эшелонов, 3 из которых были боевые, в состав которых входили сами артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, один эшелон со средствами ПВО и один- подвижная база. Составы эшелонов был следующие:

Первый боевой эшелон

  1. Контрольная платформа
  2. Контрольная платформа
  3. Паровоз Э
  4. Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
  5. Бронированный вагон-снарядный погреб
  6. Бронированный вагон-зарядный погреб
  7. Вагон-силовая станция
  8. Вагон с запасными частями и принадлежностями
  9. Вагон центрального поста управления стрельбой
  10. Платформа для возимого имущества
  11. Мягкий штабной вагон
  12. Вагон для личного состава
  13. Вагон для личного состава
  14. Прожекторная платформа
  15. Автотранспортная платформа
  16. Платформа для кабеля ПУАО
  17. Вагон-склад
  18. Вагон-кухня

Второй боевой эшелон

  1. Контрольная платформа
  2. Контрольная платформа
  3. Паровоз Э
  4. Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
  5. Бронированный вагон-снарядный погреб
  6. Бронированный вагон-зарядный погреб
  7. Вагон силовая станция
  8. Вагон с запасными частями и принадлежностями
  9. Автотранспортная платформа
  10. Вагон для личного состава
  11. Вагон для личного состава
  12. Вагон-склад
  13. Вагон-кухня

Третий боевой эшелон

  1. Контрольная платформа
  2. Контрольная платформа
  3. Паровоз Э
  4. Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
  5. Бронированный вагон-снарядный погреб
  6. Бронированный вагон-зарядный погреб
  7. Вагон-силовая станция
  8. Вагон с запасными частями и принадлежностями
  9. Автотранспортная платформа
  10. Вагон для личного состава
  11. Вагон для личного состава
  12. Вагон-склад
  13. Вагон-кухня

Четвертый эшелон-подвижная база

  1. Паровоз Щ и Э
  2. Вагон-автомастерская
  3. Вагон-клуб
  4. Автотранспортная платформа
  5. Бронированный вагон-снарядный погреб
  6. Бронированный вагон-зарядный погреб
  7. Бронированный вагон-снарядный погреб
  8. Бронированный вагон-зарядный погреб
  9. Вагон-склад
  10. Вагон-склад
  11. Вагон-амбулатория
  12. Вагон для личного состава
  13. Вагон-продовольственный склад
  14. Вагон-кухня
  15. Цистерна для воды
  16. Цистерна для горючего
  17. Вагон-силовая станция
  18. Прожекторная платформа
  19. Автотранспортная платформа
  20. Вагон-баня

Фото. Бронированный вагон-снарядный погреб.

Фото. Вагон-мастерская.

Фото. Развернутая мастерская.

Эти артиллерийские установки использовались для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма. Огонь велся с хорошо известной жителям Санкт-петербурга круговой железнодорожной ветки Сестрорецк-Белоостров, которая была введена в строй в 1896 году, данная ветка идеальным образом подходила для действия этих артиллерийских систем. К началу Великой Отечественной войны батарея уже базировалась на острове Ханко, где вела огонь по вражеским кораблям, не давая им возможность войти в Финский залив, а также использовались для подавления финской артиллерии. В декабре 1941 года было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. Так как железнодорожное сообщение с Ленинградом блокировали финские войска, эвакуация проводилась морем. Это делало невозможным спасение артиллерийских установок, и их решили уничтожить. Казенные части стволов взорвали, противооткатные устройства привели в негодность, а многоосные тележки ходовой части затопили. Как это ни удивительно, финнам удалось восстановить установки. Они отремонтировали поврежденные механизмы орудий и подняли из воды тележки, а стволы получили через оккупированную Францию с однотипного с = Императрицей Марии = линкора = Александр III =, который в 1920 году после эвакуации белых из Крыма попал в тунисскую Бизерту принадлежавшую французам.

Фото. линкор = Александр III =.

 В 1924 году французы согласились передать остатки белогвардейского флота СССР, благо дипломатические отношения как раз установили, но потребовали оплаты за те годы, пока флот стоял в Бизерте. У СССР денег на ржавые корабли не нашлось и линкор остался на месте. В 1936 его разобрали на металл. Двенадцать орудий главного калибра с разобранного русского линкора = Александр III = французы подарили в 1940 году Финляндии, шесть орудий финны установили на береговых батареях, два вынуждены были отдать СССР. Еще четыре орудия не успели попасть в Финляндию и достались немцам, которые использовали их в своих береговых укреплениях. Свои орудия финны и пустили на восстановление трофейных ТМ-3-12.

Фото. Подьем финнами затопленного паровоза серии Э.

Фото. Подьем транспортировочных тележек.

Фото. На переднем плане сосны в кадках, которые финны использовали для маскировки.

Фото. Комиссия из инженеров осматривает транспортер перед восстановлением.

Фото. ТМ-3-12 на стационарной боевой позиции без тележек.

Фото. Опорный цилиндр опущен в центр стационарной площадки и закреплен на нем болтами. Слева люк для доступа к кабелям.

Фото. Комиссия принимает отремонтированный ТМ-3-12.

Фото. Штабной вагон входящий в состав ТМ-3-12.

Фото. Бронированные вагоны для снарядов.

Фото. Тележки отогнанные из под транспортера ТМ-2-12. На заднем плане сам транспортер на котором ведутся ремонтные работы.

Фото. Проверка механизма вертикальной наводки.

Фото. Переговорное устройство на командном посту.

Фото. Вид со стороны подающих путей боеприпасов.

Фото. Бронебойные снаряды с баллистическим наконечником.

Фото. Тележка для подвоза боеприпасов.

Фото. Подьемник транспортировки снарядов и зарядов из погребов к орудию.

Фото. Процесс заряжания.

Фото. Подающие пути снарядов и зарядов.

Фото. Произведение выстрела.

 После капитуляции Финляндии установки были возвращены в Советский Союз. В 1945 году ТМ-3-12 поступили на вооружение 294-й батареи железнодорожной артиллерии в Балтийске где простояли на боевом дежурстве до 1961 года. Все три установки уцелели до нашего времени. Одна из них находится в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе, еще одна в музее железных дорог России Санкт-Петербург, третья в форте = Красная горка = на южном побережье Финского залива.

Фото. ТМ-3-12 в форте = Красная горка =.

Фото. ТМ-3-12 в музее железных дорог России.

 Такая вот своя увлекательная история у этого большого экспоната. При написании были использованы фотографии с финского сайта SA-Kuva.

Главный калибр Поклонной горы. 305-мм орудие с линкора Императрица Мария.: 6 комментариев

  1. Добрый день спасибо за информацию.

  2. Спасибо за такую информацию. Не нужно долго искать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *