Щит- паспорт рыцаря. Немного о рисунках на рыцарских щитах.

Щит- паспорт рыцаря. Немного о рисунках на рыцарских щитах.

Меня всегда интересовал вопрос, для чего на рыцарские щиты наносились разные изображения, оказывается это не просто украшение, а целый язык символов. Рыцари, одетые в одинаковые доспехи, не могли отличить в бою своих от чужих. Знаками различия стали символы, изображаемые сначала на щитах, а потом и на одежде рыцарей, на попонах коней. Также во время войн или столкновений рыцарских отрядов на каком-нибудь видном месте выставляли знамя с изображением понятного всем знака, чаще всего это был знак предводителя отряда. Знамя на длинном древке означало сборный пункт, и к нему стекались разбросанные группы. Символическая эмблема была удобна еще тем, что понималась каждым. В ту пору это имело немаловажное значение, поскольку большинство воинов-феодалов, непременных участников средневековых рыцарских походов, были неграмотными, а между тем эмблема легко запоминалась и выделялась своей красочностью. Вначале это были изображения, составленные из фигур совершенно произвольных, случайных. Когда же употребление таких эмблем вошло в обычай, широко распространилось, рыцари стали более осмысленно относиться к изображениям для своих эмблем. Чаще всего в них стремились запечатлеть, увековечить те или иные события, собственные ратные подвиги, для этого и выбрали соответствующую символику.

Немного расскажу об истории средневековых щитов. Щит – это одна из самых ранних и наиболее очевидных форм персональной защиты. Почти каждая культура разработала какую-то его форму. Существует несколько редких азиатских малых щитов, но, скорее всего, они использовались по большей части для театральных постановок. Обычно щиты были плетеными, деревянными, из сырой или обработанной кожи. В толчее боя среди копий и стрел, наличие укрытия имеет огромное значения для воина. В толкотне массового боя может быть немного шансов использовать оружие, но щит использовался почти все время. В ближнем бою, ценность щита состоит в возможности блокировать удары и уколы и в то же время наносить контратаки. Несомненно, что из множества типов щитов Средних Веков и способов их использования, возникли наиболее их эффективные формы.

Щиты в Средние Века использовались по одной простой причине – они были необходимы! Удары оружием имеют разрушительный эффект, а только лишь брони было недостаточно (по крайней мере, до прихода поздних полных латных доспехов). Больше того, щиты работали. Они очень и очень хорошо защищают. Совместно с мечом, топором или копьем щит – это прекрасное защитное оружие как в массовой схватке, так и в индивидуальном бою.

Во всех своих разнообразных формах средневековый щит может использоваться пассивно или активно, защитным образом или атакующим, в пешем строю или верхом на лошади.

За период Средних Веков щиты претерпели некоторые изменения, в основном благодаря возвышению тяжелой кавалерии и приходом пластинчатых доспехов. В самых ранних типах прослеживается влияние кельтов, германцев или римлян. Более поздние типы создали франки и норманны.

Размер щита, даже больше чем меча, – это предмет личных предпочтений и обычаев. Исторические изобразительные источники обычно демонстрируют на одной иллюстрации одинаковые щиты для всех воинов. Но на протяжении Средневековья существовало множество уникальных форма и размеров щита.

Обычно щиты делались склеиванием между собою впритык деревянных досок (от 4 до 7 штук). Их вес колебался примерно от 5 до 14 фунтов (2.3 – 6.4 кг). Ранние средневековые щиты могли создаваться по многослойной технологии, наподобие той, что используется сегодня в фанере. Слой ольхи приклеивался к слою дуба. Другие создавались склеиванием двух или трех слоев, но для большей прочности с разным направлением волокон. Наиболее популярными материалами были липа, тополь или ива. Нельзя сказать более точно, поскольку, будучи созданными из недолговечных дерева и кожи, лишь немногие щиты прошли сквозь века. Щиты могут различаться в толщине от более легких всего в полдюйма (1.25 см) толщиной до тяжелых толщиной более чем в дюйм (2.54 см). Лицевая и тыльная стороны обычно покрывались льном, пергаментом или сыромятной кожей, приклеенными к дереву.
Крепления щитов бывает двух типов – в виде жесткой ручки по центру, которую держат в кулаке, или двух и более ремней, которые крепятся вокруг предплечья. Первый называется кулачным хватом, второй локтевым. Кулачный хват дает большую маневренность щита и позволяет держать его дальше от тела. Такой хват использовался, по большей части, пешими воинами. Рукояти таких щитов обычно делались из дерева или метала и крепились заклепками сквозь отверстия в середине щита. В самом центре щита находилась выступающая наружу металлическая чаша, которая называется умбон или boss и предохраняет кисть. Размер умбона колебался от 4 до 6 дюймов (10 – 15 см). Большинство умбонов были круглыми и часто слегка заостренными. Ими можно было как наносить удары, так и защищаться, принимая удары меча. Большинство ранних типов щитов, в основном круглых или овальных, имели умбоны. Поздние формы полагались на локтевые ремни, а их bosses были просто прикреплены с лицевой стороны и не давали какой либо защиты руки. К середине XIII века, умбоны на щитах стали украшением и в конце концов исчезли. Это могло быть результатом того, что все больше и больше использовалось щитов с локтевым хватом (что значительно уместнее верхом). Также в некоторой степени ограничивало использование умбонов увеличение кривизны щитов (для более плотного расположения рядом с телом). Также умбоны были основой для небольших кулачных щитов – баклеров.
Иногда считается, что средневековые щиты были из металла. Это миф, выращенный фильмами и телевидением. Хотя малые, кулачные баклеры были из металла, металлические щиты большого размера были бы слишком тяжелыми и непрактичными в средневековом бою. Дерево было значительно более подходящим и практичным материалом. Некоторые турнирные щиты были целиком из металла или же укрепленные металлическими пластинами.
 
Множество форм было лишь покрытым кожей деревом, в то время как другие имели железную окантовку. Кожаный кант помогает уберечь щит и поглотить силу удара, а металлический усиливает щит. Эти канты были около 0.75 – 1.25 дюйма (1.9 – 3.2 см) шириной. На некоторых формах на лицевую сторону додавали дополнительные металлические или кожаные полосы. Иногда прикреплялась металлическая арматура или пластины для украшения и увеличения прочности.
В зависимости от размеров и конструкции, щит может держаться различными способами. На средневековых изображениях определить способ хвата возможно по заклепкам на его лицевой стороне. Щиты с одиночной рукоятью, встроенной в умбон можно держать дальше от тела, а также они несколько более маневренные при выталкивании и движениях вокруг тела. Рука располагается защищенной в углублении от умбона.
 
Общераспространенным для щита с умбоном был хват за длинную перекладину. Эта форма использовалась с древних времен и во многих местах по всему миру. Брусок добавляет прочности щиту и это метод использовали кельты, викинги, англо-саксы и франки. Она также часто встречается и на овальных щитах. Очевидно, что центральная планка может увеличить всю длину щита или же только радиус действия на 12-16 дюймов (30.5 – 40.5 см).
 
На поздние круглые щиты стали добавлять один крепежный ремень в дополнение к рукояти на умбоне. Это приводит к иному хвату и позволяет более просто использовать его верхом на лошади. Иногда на некоторых круглых щитах присутствовало два крепежных ремня и ремень для захвата в кулак.
Одной из наиболее популярных форм щита в Средние Века и вообще в истории была круглая. Размеры могут различаться от 14 дюймов (35.5 см) до 2.5 футов (106 см). Плоские круглые щиты размером около 28 – 32 дюймов (71 – 81 см) в диаметре и весящие 8 – 12 фунтов (3.6 – 5.4 кг) были среди самых первых в Средневековье.
Круглые щиты использовались многими древними цивилизациями, в частности, греками. В употреблении были как щиты с кулачным хватом, так и с локтевым, но кулачный все же преобладал. Круглая форма очень гибкая, подходящая для многих размеров и идеальная как для массовой битвы, так и для индивидуальной схватки. Такой щит легко поднять, опустить или же нанести им удар. Учитывая, что сделать круглый щит более сложно, чем квадратный или прямоугольный, для его популярности должна быть причина. Очевидным ответом является его маневренность и то, что он позволяет легко атаковать и бежать с ним в руках. Также для пеших солдат он предоставляет возможность легко отводить и отклонять удары. Небольшие круглые щиты также использовались франками, как в пешем строю, так и верхом. Они были похожими на те, что любили использовать позднеримская кавалерия.

Небольшие щиты или баклеры также интенсивно использовались в Средневековье, начиная примерно с 700 н.э. Средневековый баклер – это, по сути, увеличенный умбон с одиночной рукоятью. Английское слово buckler происходит от старофранцузкого термина, означающего умбон щита. Итальянские баклеры были известны как bochiero или rotella. Технически, щит – большой и носится на предплечье или держится в кулаке, а баклер – небольшой и удерживается только кулаком за одиночную рукоять. Обычно они были круглые, диаметром 8-18 дюймов (20 – 46 см) и весом до 4 фунтов (1.8 кг). Но могут быть также в форме звезды, квадрата или треугольника.

Баклер имел свой собственный метод использования. Он держался в кулаке за рукоять и использовался для ударов, отводом и сбивов при ударах и уколах. Кромка также могла использоваться для ударов и блоков. Баклер был оружием сам по себе и был полезен для ударов по противнику. Обычно баклер держался на вытянутой руке или близко, закрывая лицо или грудь, а парирование выполнялось кулаком. Когда для оружия требовались обе руки, боец мог повесить баклер на свой ремень или подцепить его на ножны.

Также баклеры использовались для учебных целей и практики в Германии, Италии и Англии. Скорее всего, потому, что они требуют больше мастерства и поэтому являются хорошим тренировочным инструментом. Их использование продолжилось во время Эпохи Возрождения, когда они стали общераспространенным и существовали во множестве форм.

Самые ранние изображения каплевидных щитов находятся в манускрипте 983 н.э. Изначально это были круглые щиты с удлиненной нижней частью или же сужающиеся овальные. Более длинный и заостренный вариант часто называют норманнским щитом, хотя он иногда использовался саксами и викингами. Каплевидный щит был размером около 20-45 дюймов (50 – 114 см), был плоским или же слегка изогнутым в поперечном сечении и весил от 8 до 10 фунтов (3.5 – 4.5 кг). Эта формы идеально подходила для использования верхом, поскольку повторяла форму шею лошади и давала защиту ногами всадника. Руке не нужно двигаться для защиты ног, что довольно непросто при удерживании той же рукой поводьев. Если мечник был пешим, такой щит также предоставлял прекрасную защиту от подбородка до колен и хорошо себя проявлял в массовых построениях, наподобие стены щитов. Им можно было прикрыть голову или шею лишь небольшим движением вверх или вниз. В отличие от круглого щита, когда мечник бежит в атаку каплевидный щит нужно держать или несколько горизонтально, или поднятым вверх, чтобы ноги не ударялись об него.

Вначале каплевидные щиты имели скругленный верх, но к 1150 году он постепенно выровнялся. Высказывались предположения, что это делалось для улучшения обзора. Плоский верх не сильно влияет на защиту, но позволяет несколько проще смотреть поверх щита. Хотя, с другой стороны, круглый верх, в некоторой степени, лучше отводит удары своим круглым окантованным краем. Но мысль, что рыцари вдруг решили, что плохо видят через круглый край, не очень удачная. Изменения в форме щита вполне могут являться следствием предпочтения лучше экипированными рыцарями меньших щитов. Доспехи улучшались и широко распространились закрытые шлема и дополнительная защита конечностей. Поскольку бой против пластинчатых доспехов включал большое количество колющих атак мечом, большие щиты ставали слишком громоздкими для этого. Каплевидный щит использовался еще в XIII веке, пока меньшие, более треугольные формы не вошли в употребление.

Одной из удачных разработок были щиты выпуклой формы, которая лучше защищала тело. Хотя викинги, англосаксы и франки использовали только плоские щиты, норманны были среди первых, использующих щиты, которые лучше облегали тело. Это была идея, восходящая к древним временам, которую активно использовали римляне. Наследником каплевидного щита может выступать франкский треугольный вариант, который, похоже, связан с римскими овальными cliepus. Cliepus создали в позднеримсой армии, где бой ставал все больше и больше индивидуальным и все меньше полагался на строй. Он использовался как пехотой, так и кавалерией.

Каплевидные щиты удерживались многими способами, а их крепления были в значительной степени индивидуальными. Обычно ремни располагались так, что кулак смотрел вверх, а локоть – вниз. Это менее утомительный вариант, чем при расположении предплечья горизонтально. Также это основная позиция при езде верхом.

Некоторые формы имели два ремня, в то время как иные – три. Три ремня позволяют всаднику выпустить ремень из ладони (для управления поводьями), продолжая удерживать щит на двух оставшихся.

Многие щиты имели длинный плечевой ремень, называемый guige, который в основном использовался для подвешивания щита, когда тот не использовался. В определенное время щит мог носится за спиной при бое двуручным оружием. Чтобы плечевой ремень не мешал в бою, его нужно было обернуть вокруг других ремней или даже вокруг руки. Иногда ремень имел пряжки, позволяющие его подтянуть и уменьшить длину так, чтобы он не мешал. Плечевой ремень может отсоединяться от щита и его можно использовать лишь, когда нужно. Поскольку не все щиты имеют плечевые ремни, возможно, они были предметом личного вкуса.

Треугольные щиты существовали во множестве размеров, но со временем стали меньшими и менее заостренными. Меньшие щиты защищают меньшую область, но значительно более маневренны, а, следовательно, позволяют лучше использовать оружие. Также щиты стали делать тоньше. Самые маленькие и легкие треугольные щиты позволяли воину использовать вторую руку для оружия. Эти небольшие щиты, размером с баклер, использовались примерно с 1280 г. Некоторые итальянские кавалеристы XIV века также использовали малые щиты, называемые экю.

Особая форма щитов называлась павеза, поскольку утверждается, что впервые они использовались в Павии, Северная Италия. Но они существовали с античных времен. Это была стационарная защита для лучников во время осад. В XV веке их использовали специальные итальянские солдаты, называемые павезарии. Германская форма павезы называлась Setzschild и являла собою высокий пехотный щит, стоящий на земле. Как и павеза, этот щит служил не для рукопашного боя, а для укрытия за ним во время перестрелок. Также павеза может быть известна под названиями bellifortis, barlache, bretasche и существовала в нескольких размерах и формах в XVII веке.

Ну а дальше переходим непосредственно к азбуке гербов на рыцарском щите, не будем сильно углубляться, а рассмотрим основные моменты. Начну пожалуй с основного геральдического цвета, его можно разделить на металлы, финифти (цвет) и меха.

Металлы.

Золото (желтый)- символ богатства, справедливости и  великодушия.

Серебро ( белый)- символ чистоты и невинности.

Финифти.

Червлень (красный)- символ храбрости и мужества.

Лазурь (голубой, синий)- символ красоты, величия.

Зелень (зеленый)- символ надежности, радости и изобилия.

Пурпур (бордовый)- символ достоинства, силы и могущества.

Чернь (черный)- символ печали, благоразумия и смирения.

Коричневый- символ победоносного воина, стремящегося к завоеваниям.

Рис. Геральдические цвета и их отображение в черно-белом варианте.

Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками, к примеру на серебряной посуде и других вещах, принадлежавших гербовладельцу. Чтобы все-таки дать представление о красках герба, прибегали к определенной штриховке. Каждую краску заменяли условными графическими изображениями: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными, зеленый — диагональными линиями справа, пурпурный — диагональными линиями слева, черный — взаимно пересекающимися линиями. Золото давалось черными точками на белом поле, серебро — белое поле без штриховки.

Меха.

Мехами боевые щиты украшали еще древние германцы. В средние века для этой цели служили, как правило, дорогие меха горностая или белки. Особыми символами эти меха обозначались и на щите герба.

Рис. 1- беличий мех 2- горностаевый мех

Знаком меха горностая были расположенные рядами на белом, серебряном поле черные фигурки, напоминающие крестики, но кончающиеся книзу тремя черными кончиками. Такие фигурки отдаленно напоминали горностаевые хвостики.

Горностаевый мех всегда был отличительным признаком высшей власти, недаром он с давних времен использовался для подбивки мантий королей и герцогов. Символом власти он служил и на гербе.

Беличий мех обозначался маленькими шкурками белого и серо-голубого цветов, расположенными попеременно. Был и другой способ обозначения — волнистыми линиями. И третий — в виде так называемых «железных шапочек», образующих своеобразный узор на поле гербового щита.

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры или знаки, должны быть покрыты металлом, и наоборот, если поле покрыто металлом. То фигура или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Хотя бывают и исключения. На гербе Иерусалима металл положен на металл- золотой крест на серебряном поле. Это одно из редких исключений, вызванное желанием подчеркнуть особое значение этого города.

Рис. Герб Иерусалима.

Дальше переходим к геральдическим фигурам. Геральдическими называют гербовые фигуры, которые наиболее часто использовались при создании гербов. Эти фигуры можно разделить на Почетные и Простые. Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения.
Простые же геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.
По правилам Геральдики почётная геральдическая фигура в описании герба провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита. Почетных геральдических фигур насчитывается 11: «глава» (она занимает верхнюю треть щита), «столб» (помещается в щите вертикально, занимая среднюю его треть. Если столб помещен не в середине щита, а с правой или левой стороны его, то такой столб называется правым или левым боком), «пояс» (занимает среднюю треть щита, располагаясь горизонтально), «перевязь» (помещается в гербе диагонально, занимая треть его; если она выходит по диагонали из правого верхнего угла, то называется перевязью влево. Если перевязь выходит из левого верхнего угла, то называется перевязью вправо).

 Рис. Почетные геральдические фигуры

Простые геральдические фигуры формально можно поделить на 2 группы. Первая – это так называемые диминативы, то есть уменьшенные версии почётных геральдических фигур, составляющие 1/2, 1/4 или 1/8 их ширины. Их часто еще называют узкими фигурами. Вторая – все остальные геометрические фигуры по тем или иным причинам не причисленные к почетным геральдическим. По своей форме они делятся в основном на треугольные («остриё», «клин», «треугольник»), четырёхугольные («квадрат», «брусок», «гонт», «ромб»), круглые («безант», «шар», «дуга») и условные («титло» или «турнирный воротник»). Надо понимать, что простые геральдические фигуры могут располагаться по направлениям почетных: то есть в столб, в пояс, в крест и т.д., – и помещаться на оных.

Рис. Простые геральдические фигуры.

Рис. Английские рыцари эпохи Столетней войны и битвы при Азенкуре. У центрального на золотом щите изображено = опрокинутое острие.

Негеральдические фигуры.

Помимо геральдических, широко используются негеральдические- гербовые фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные ( животные, растения и др.), искусственные ( оружие, инструменты и др. ), мифические ( драконы, единороги, грифоны и др. ).

Рис. Три группы негеральдических фигур.

Естественные негеральдические фигуры.

Лев- символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.

Бык- символ плодородия, труда, терпения.

Конь- совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

Собака- символ преданности и повиновения.

Кошка- символ независимости.

Лань- символ скромности и невинности.

Волк- символ злости и силы.

Олень- символ воина, перед которыми бежит неприятель.

Медведь- символ силы.

Кабан (вепрь)- символ мужества.

Животные идентифицируется, кроме названия, еще по трём признакам — позе, цвету и атрибутам. Это все важно! Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; существует целый подраздел геральдики, который изучает принятые позы и положения. Обычно геральдическое животное, почти всегда изображаемого в профиль, то есть обращённое геральдически вправо. Животное же, обращённое в противоположную сторону — геральдически влево — называется обращённым. Есть некоторые основы, наиболее часто упоминаемые позы для определенных животных Для льва, например, стандартное положение — вздыбленное. А для орла — обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Был такой случай, французский король Людовик XI Святой распорядился, чтобы его приближенный Жан Де Авен, жестко оскорбивший свою мать, изменил герб. Изображение льва на нем сохранилось. Но лев утратил когти и длинный высунутый язык.

Птицы

Орел – власть, господство, великодушие, прозорливость.

Ворон – долголетие, предусмотрительность.

Петух – борьба, бой.

Цапля – бдительность, пугливость, трусость.

Павлин – тщеславие, включается в герб как знак победы над врагом тщеславным и гордым.

Феникс – бессмертие.

Пеликан – символ любви родителей к детям, а также заботы о подданных.

Также крестоносцы и паломники зачастую украшали свои гербы изображениями перелетных птиц, встреченных ими по дороге к Святой Земле.

Насекомые, рыбы и гады

Дельфин – эмблема силы.

Пчела, муравей – трудолюбие, покорность.

Бабочка – ветреность, непостоянство.

Змея – символ вечности, мудрости и хитрости.

Растения

Дуб – символ крепости и силы.

Оливковое дерево – мир.

Сосна – жертвенность.

Пальма – долговечность.

Лилия – добрая надежда, непорочность.

Роза – любовь (как земная, так и Божественная).

Если вспомнить щит, с которым Айвенго выехал на турнир, на нем был изображен дуб, вырванный с корнем, это означало то, что отец Айвенго Седрик Роттервудский изгнал своего сына из дома и лишил его наследства.

На гербах часто изображались люди, в разных положениях, одеждах, как мужчин, так и женщин, но чаще всего рыцарей, королей, монахов, шутов. Обычным делом были изображения лишь отдельных частей человеческих фигур- головы, руки, ноги. Очень распространенной в гербах была рука в железной рыцарской перчатке, держащая обнаженный меч или какое-то другое оружие. Рука с вытянутым указательным и средним пальцами называлась = клянущейся =. Точно такая же рука с вытянутыми пальцами, но окруженная нимбом или спускающаяся с облаков, получила название = благословляющей божьей дисницы =. Две руки, вложенные одна в другую, назывались = руками верности =. Характерны для гербов также сердца, пронзенные стрелами, глаза, всегда изображающиеся смотрящими вперед. Иной раз многочисленные глаза занимали все поле щита. Нередко встречались изображения солнца, звезд, огня, облаков, гор, волн.

Искусственные негеральдические фигуры.

Искусственные негеральдические фигуры это вещи созданные человеческим трудом, это утварь и орудия ремесла. Очень часто на гербах изображали предметы рыцарского быта, связаны они были с охотой, пирами, музыкой. Например: охотничьи рога, кубки, струны, лиры. Так же многочисленны были молоты, топоры, ножи, ключи, замки. Любили украшать гербы предметами одежды, обувью, головными уборами. Часто гербы каким-нибудь образом связывались с морем, мореплаванием. Среди них были корабли, паруса, мачты. Также изображались разные постройки- башни, стены, ворота, храмы. Ворота могли быть открытыми или закрытыми, открытые символизировали гостеприимство.

Мифические негеральдические фигуры.

Мифические негеральдические фигуры- создавались при помощи воображения. Среди них многочисленные крылатые львы, двуглавые орлы, грифоны. Распространенными были драконы самых разных видов. Они изображались коронованными, с человеческими головами, вооруженными мечами или копьями, огнедышащими, с львиными ногами, выпущенным языком. Изображались кентавры, химеры, сирены.

Гарпия – фигура с лицом девушки и туловищем орла – символ порока и страстей.

Гидра – чудище о семи головах, из которых одна обязательно полуотрублена – символ подвига великой доблести и преодоления тяжких препятствий на пути к совершению оного.

Грифон полулев, полуорел – символ быстроты, соединенной с силой.

Дракон – чудище с лапами грифа, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом – невежество, язычество, нечистая сила.

Сирена – женщина с рыбьим хвостом – символ стремления к трем наслаждениям – любви, музыке и вину.

Ну и стоит упомянуть большое количество изображений креста на щитах.

Тридцать наиболее известных в геральдике крестов: 1. Греческий; 2. Двойной, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский – эмблема герцогства Лотарингия середины XV в.; 4. Папский – не встречается на гербах римских пап, а получил своё название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии – принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королём Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония – голубой крест на чёрных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. (крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров); 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый; 18. Плетёный; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века был популярен в Ирландии; 20. Простой чёрный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Гранёный; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, чёрный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный; 26. Лапчатый крест наиболее распространённой формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Ёлочный – такая форма креста была очень популярна в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.

Знаменитые гербы

Внук Жоффруа Красивого – Ричард I Львиное Сердце избрал своим гербом трёх шествующих золотых львов (леопардов) на красном поле. Так появился герб англо-французской династии Плантагенетов и Англии. На гербе Франции красуются лилии. По преданию, лилию королю франков Хлодвигу I дал ангел для победы в битве. Семь столетий спустя, в XII в., французский король Людовик VII, отправляясь в Крестовый поход, выбрал лилию своим символом, то ли вспомнив предание, то ли из-за сходства произношения своего имени (фр. Louis) и названия цветка (фр. Lys). Людовик IX Святой усыпал свой лазоревый щит золотыми лилиями, и его щит стал первым французским гербом. Филипп Смелый впервые ограничил число лилий тремя, символизирующими Святую Троицу или три добродетели (милосердие, сострадание, справедливость). В XIV в. три лилии стали гербом Франции. С тех пор усыпанный лилиями герб считают «старым французским», а герб с тремя лилиями – «новым французским».

Герб Ричарда Львиное Сердце и династии Плантагенетов.
Старофранцузский герб. Середина XIII в. – 1376 г.
Герб Арагона и графов Барселонских.

Красивая легенда объясняет появление четырёх красных полос (столбов) на золотом гербе Арагона. Государь Арагона граф Барселонский Вильфред Волосатый получил много ран в сражении с сарацинами, и король Карл Лысый, восхищённый его храбростью и верностью, обмакнул пальцы в кровь своего вассала и провёл ими по его золотому щиту.

Герольды.

Распорядителем турниров было специальное лицо — герольд, что в переводе с немецкого означало «глашатай» (это слово и легло в основу названия «геральдика»). Герольд, как правило, провозглашал, кто явился на турнир, кто будет принимать в нем участие и каковы внешние приметы рыцаря. Герольды занимались еще и другим делом: накануне состязаний проверяли родословные участников, ибо на арену мог выходить только тот рыцарь, четыре поколения предков которого были свободными людьми. Со временем герольды стали составлять и описывать гербы рыцарей — участников турниров.

В разных европейских странах появляются институты герольдов со специальным гербовым королем во главе. Составлению и описанию гербов придавали такое большое значение, что в Германии, например, в XIV в. даже отдельные провинции имели своих герольдов. В Англии уже с XII в. герольды занимают почетное место при дворе короля; правители часто пользуются их искусством, раздавая вознаграждения. При короле Эдуарде III была учреждена специальная геральдическая коллегия, существовавшая довольно долго. Во Франции Людовик VII повелел своим первым герольдам украсить лилиями все предметы, символизирующие его королевское достоинство. Обязанности герольдов постепенно принимают государственный характер.

Людовик XIV в 1696 г. утверждает первую должность герольдмейстера, в обязанность которому вменялось хранить и составлять гербы французских фамилий. Подобные должности учреждаются и в других странах, например в Пруссии при короле Фридрихе I. В Берлине была создана первая в Европе кафедра геральдики.

Герольдами преимущественно были люди высокообразованные для своего времени, хорошо разбиравшиеся в живописи, литературе. Недаром им принадлежат первые сочинения по геральдике, написанные красивым, поэтическим слогом. В Германии был широко известен поэт-герольд второй половины XIII в. Конрад Вюрцбургский, в стихах отразивший идеи теоретической геральдики.

Вначале гербы рыцарей слагались совершенно произвольно, чаще всего из элементов, составлявших вооружение. Поскольку же из года в год количество гербов беспрерывно росло, а определенных правил для них не было, то возникла путаница. Появилась потребность в науке, занимающейся гербами*. Тем более что гербы уже передавались из поколения в поколение по наследству, вроде феодального замка или имения.

Герб начали создавать по определенным правилам. Нарушения их считались большим позором, чем даже поражение в поединке на турнире. Геральдика не допускала совершенно одинаковых гербов, того, чтобы, скажем, были изображены одни и те же сочетания птиц, зверей, оружия и т. д. Их различные положения, раскраска, форма создавали, таким образом, требуемое разнообразие.

Блазонирование.

Блазонирование это своеобразный геральдический язык. Каждая фигура на этом языке имеет своё название. Этим языком принято и описывать гербы, причём по такому описанию, даже не видя герба, его можно с точностью изобразить. Правильное описание герба называется блазонирование (от фр. jargon du blazon – язык геральдики). Герб блазонируют в определённом порядке:

  1. описание поля (простого или разделённого);
  2. описание (при наличии) почётных геральдических фигур и их линий (если они не прямые);
  3. описание (при наличии) простых геральдических фигур;
  4. описание (при наличии) малых фигур (животных или предметов). Блазонирование животных подразумевает описание геральдическим языком их поз (лев восстающий и обернувшийся назад);

описание (при наличии) фигур, помещённых на почётную геральдическую фигуру.

Ну и в заключении немного рыцарских щитов из древних книг.

Щит- паспорт рыцаря. Немного о рисунках на рыцарских щитах.: 9 комментариев

  1. Полезная информация спасибо.

  2. Все расписано достаточно подробно.

  3. Большое спасибо за полезную информацию.

  4. Добрый день спасибо за информацию.

  5. Спасибо за статью, всё чётко, понятно. Очень пригодились новые знания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *