Царь-танк. По следам железного монстра.

Часть первая. История.

В мировой истории принято считать, что первый танк изобрели англичане, многие читали как в Первую мировую войну от одного вида этих железных монстров немцы бежали с поля битвы, но мало кто знает, что в России в то время тоже был свой танк, появившийся раньше английского.

В архивах 1915 года не много фотографий Царь-танка, но даже их достаточно чтобы понять его грандиозные размеры, люди стоящие на броне смотрятся как букашки. Вот только некоторые данные этого монстра: два огромных спицевых передних колеса имели диаметр 9 метров, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 метра. Верхняя неподвижная пулеметная рубка была поднята над землей примерно на 8 метров. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 метров, на выступающих за плоскости колес крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулеметами, по одному с каждой стороны ( предполагалась также возможность установки пушек ). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/ч. Приводился в движение Царь-танк двумя двигателями = Майбах = ( один на каждое колесо ) по 250 л.с., снятых со сбитого германского = цеппелина =. Вес этого железного монстра 44 тонны.

Давай разбираться для каких целей и кто создал такой грандиозный Царь-танк. Подобной машины еще не имела ни одна армия мира. В отличии от = классических = танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк все таки был колесной боевой машиной. Да и слово = танк = появилось позже, оно происходит от английского слова TANK ( то есть = бак = или = цистерна =, = резервуар = ), происхождение названия связано с целью дезинформации агентов противника, следивших за перевозками войск и вооружения по железной дороге, при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что царским правительством заказана партия топливных цистерн в Англии.

 И танки отправились по железной дороге под видом цистерн- благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже писали по-русски = Осторожно. Петроград =. А тогда эту боевую машину как только не называли: = Нетопырь = ( летучая мышь, чуть позже расскажу почему ), = Мамонт =, = Мастодонт =. = Машина Лебеденко =, = Боевая колесница =, ну и позже = Царь-танк =.

Чтобы понять для каких целей была создана эта уникальная боевая машина, нужно углубиться в историю Первой мировой войны, необходимо понять какова была общая ситуация на фронтах, и какое оружие использовалось. В начале 20 века в Европе сложились две коалиции государств: Россия, Франция, Англия с одной стороны, Германия, Австро-Венгрия и Италия с другой стороны. Первого августа 1914 года Германия объявляет войну России, начинается Первая мировая война.

По планам противоборствующих сторон она должна быть быстрой, как говорят военные маневренной. К примеру Германия рассчитывала разгромить Францию в течении всего одного месяца, а затем сосредоточить свои усилия на Восточном фронте. Кратко суть плана была изложена немецким Кайзером Вильгельмом, = обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге =. Не менее решительно было настроено и руководство Антанты, однако и те и другие не учли примерно равные силы противоборствующих сторон и военные действия начали разворачиваться совсем по другому сценарию. Появляются на вооружении разных армий автоматическое оружие в виде пулеметов, появляются бронированные автомобили, мощные инженерные заграждения, развивается артиллерия и авиация, и поэтому боевые действия приобретают позиционный характер.

Месяцами противоборствующие стороны не могут продвинуться ни на один километр фронта. Любая атака захлебывалась в крови, для захвата одного километра территории, наступающие теряли до восьми тысяч человек. Ярким примером служит десятимесячное топтание на месте известное как = Верденская мясорубка =. Февраль 1916 года, немцы готовят Верденскую наступательную операцию, проводят полтора месяца подготовки, 1200 артиллерийских стволов задействовано, 14 миллионов снарядов упали на голову противника.

 Цена этого вопроса с обеих сторон более 1 миллиона 700 тысяч человеческих жизней, результат 3 км продвижения по фронту. Это явление называется = позиционный тупик =.

 Простые траншеи быстро превращались в настоящие подземные города, из бревен, мешков с песком и земли. Пехотные атаки сомкнутым строем и лихие кавалерийские атаки стали достоянием истории. Концентрация артиллерийского огня на участке прорыва помогала смешать с землей первую линию обороны, но за первой находилась вторая линия с неподавленными огневыми точками, а за ней третья. Прорыв фронта на несколько в глубину считался невероятным успехом. Таких единовременных потерь в истории войн еще не было.

 Используемые повсеместно пулеметы в купе с надежно организованной по обе стороны фронта, оборонительной системой, делают любую попытку пойти в атаку бессмысленной тратой человеческих жизней. Для России война начавшаяся как стремительная и победоносная, превращается в бесконечное сидение многомиллионной армии в грязных окопах. Все это грозит Российской империи как и другим участникам боевых действий, экономическим кризисом глобального масштаба, по сути война становится состязанием на выносливость кто кого пересидит, но долго так продолжаться безусловно не может.

Необходимо было осуществить прорыв на фронтах, но каким образом совершить этот прорыв. Почти все страны участницы этой войны осознают, что необходимо средство способное прорвать глубоко эшелонированную оборону противника. Но как это сделать? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, необходимы передвигающиеся крепости с мощным вооружением, хорошо бронированные и обладающие высокой проходимостью, способные ломать оборонительные сооружения, сеять панику в рядах врага, говоря современным языком танки. До 1916 года танков на полях сражения не было, но когда стало ясно, что без них одержать победу невозможно, первая мировая война превращается в войну идей по созданию сверхоружия того времени. Инженеры воюющих стран садятся за проекты создания танков. В августе 1914 года в Ставку Верховного главнокомандующего поступают два проекта, первый называется = Вездеход = изобретателя Александра Пороховщикова. Это была достаточно легкая машина ( максимум 4 тонны ) и с хорошей скоростью.

 Единственным недостатком Ставка посчитала, что одному члену экипажа будет затруднительно в одно и то же время управлять машиной и вести пулеметный огонь. И все же 9960 рублей Военное Ведомство выделило Пороховщикову на строительство опытного образца, а местом работы определили Рижские казармы ушедшего на фронт нижегородского пехотного полка. О продолжении истории с этим проектом чуть позже, нас больше интересует второй проект поданный инженером Николаем Лебеденко. Это проект нового, абсолютно неслыханного оружия, гигантской в несколько этажей, боевой колесной машины. Лебеденко обещает быстро создать и вывести этого монстра на поля сражений.

Существует две версии, что послужило прототипом этого Царь-танка, по первой версии на эту идею танка натолкнула среднеазиатская повозка- арба, которая благодаря колесам большого диаметра, с легкостью могла преодолевать глубокие ухабы и канавы.

Фото. Повозка-арба.

По другой версии основой послужил орудийный лафет со спицевыми колесами.

Самостоятельно справится  со всеми расчетами и подготовкой проектной документации Лебеденко не мог, и он обращается к Николаю Егоровичу Жуковскому- профессору Московского Высшего Технического Училища ( ныне Московский государственный Университет им. Баумана ). Жуковский вошедший в историю, как создатель аэродинамики, порекомендовал воспользоваться услугами своих племянников, студентов МВТУ Бориса Стечкина и Александра Микулина. Вот как Микулин вспоминает о том, как однажды его пригласил к себе Лебеденко и сказал = Мне рекомендовал Вас профессор Николай Егорович Жуковский как способного конструктора. Согласны ли вы разработать чертежи изобретенной мной машины? При помощи таких боевых машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну..=. Микулин дал свое согласие. Лебеденко так разъяснил ему свою идею: = представляете ли вы себе колеса диаметром десять метров? Так вот, мы будем строить машину вроде трехколесного велосипеда с двумя большими десятиметровыми колесами впереди. При сравнении с экипажем окажется, что если он может переехать через яму в 20 сантиметров, то колесо, имеющее в диаметре десять метров, может перекатиться через любой окоп. А небольшой дом будет раздавлен такими колесами и машиной весом около 60 тонн.. =.

Очень странно, но про Лебеденко в архивах почти нет никакой информации, даже фотографии. Вот как его описывает Микулин = Разумеется, я скоро узнал Лебеденко поближе. О его таинственной личности непрерывно ходили всякие слухи среди сотрудников лаборатории. Он казался всемогущим: имел доступ в так называемые лучшие дома Москвы, был своим человеком в гостиной московского генерал-губернатора, говорили, что у него колоссальные связи в Петрограде, что он вхож к военному министру. Его навещали и принимали у себя некоторые крупнейшие воротилы промышленного мира- Рябушинский, строивший автомобильный завод в Москве, Мещерский, владелец Коломенских и Сормовских заводов. Лебеденко всегда одевался в темно-синий костюм, который выглядел словно с иголочки, употреблял лучшие заграничные мужские духи. Изумительно подстригал усы, постоянно был безукоризненно выбрит и прекрасно причесан на пробор. Мы прозвали его = бархатный кот =. Итак Лебеденко создает конструкторскую бригаду с квалифицированными специалистами, Жуковский Н.Е провел расчет колес, расчетом конструкции занимался Б.С. Стечкин, мотором и приводом Микулин А.А. Лебеденко в основном осуществлял организационное руководство, а также занимался поиском финансирования проекта.

Тот факт, что бронированный монстр был призван передвигаться на = велосипедных = колесах, похоже, технарей не смущал. В те годы колеса были предпочтительнее гусениц, они считались более надежным и менее накладными для движителя. Что касается массы машины, то в эпоху Первой мировой войны многие конструкторы мыслили супер тяжеловесно.

ТТХ после все расчетов.

Классификация: колесная боевая машина

Боевая масса: 40 тонн

Экипаж: 10-15 человек

Длинна: 17800 мм

Ширина: 12000 мм

Высота: 9000 мм

Тип брони: стальная катанная

Лоб корпуса: броня 7 мм

Борт корпуса: броня 7 мм

Корма корпуса: броня 7 мм

Днище корпуса: броня 5 мм

Крыша корпуса: броня 5 мм

Хвостовая балка: броня 7мм                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Вооружение: пушка 2 шт Х 76,2 мм

Тип пушки: капонирная

Боекомплект пушки: 60 выстрелов

Прицелы пушки: оптические

Вооружение пулеметы: 8-10 шт Х 7,92 мм = Максим =

Боекомплект пулеметов: 8-10 тысяч патронов

Тип двигателя: 2 шт = Майбах = авиационный, карбюраторный, высокооборотный

Мощность двигателя: 2 Х 240 л.с. при 2500 об/мин.

Скорость по шоссе: 17 км/ ч

Скорость по пересеченной местности: 10 км/ч

Запас хода: 60 км

Ходовая часть: два передних колеса диаметром 9 метров, задний каток диаметром 1,5 метра, подвеска на винтовых пружинах.

Когда предварительный проект был полностью завершен, Лебеденко попросил сделать действующую уменьшенную модель танка. Стечкин и Микулин создали модель Царь-танка с 30 см колесами, он могла ездить по лаборатории, преодолевая искусственные препятствия, внутри танка была установлена граммофонная пружина, которую нужно было завести, чтобы модель могла долго двигаться. Будущий танк покрасили, колеса отникелировали, также Лебеденко заказал для него дорогой, из красного дерева ящик с позолоченными застежками. Кстати, вот тогда и появилось название = Нетопырь =. Из-за того, что при переноске макета за задние колеса она напоминала летучую мышь со сложенными крыльями, свесившуюся под потолком.

Дальше Николай Лебеденко начинает активное продвижение своего проекта, прежде всего он сумел заинтересовать своим Царь-танком Начальника Главного военно-технического управления генерала Милеанта Гавриила Георгиевича. Именно его стараниями Лебеденко попал на аудиенцию к самому императору Николаю II.

В январе 1915 года на эту встречу Лебеденко приносит миниатюрную модель своего танка. Здесь его расчет оправдался, лучше один раз показать, чем сто раз рассказывать. Модель в масштабе 1:30 возымела на Николая Второго большой эффект. По воспоминанием современников, император и инженер = Аки дети малые = гоняли заводную модель танка по комнате, заставляя машину преодолевать препятствия из 2-3 томов = Свода законов Российской Империи =. Николаю Второму был также предложен вариант танка-амфибии. Лебеденко убеждал = Если сделать эти гигантские колеса полыми, на таких амфибиях мы сумеем форсировать даже Вислу, а дальше такие амфибии пройдут за одну ночь Черное море, выйдут на турецкий берег и захватят Дарданеллы с суши =.

 Впечатленный разработками император распорядился выделить Лебеденко на проект 210  тысяч рублей, огромная по тем временам сумма для России. Для сравнения в 1915 году- обед в среднем ресторане стоил около 2 рублей на человека, килограмм свежего мяса стоил около 50 копеек, килограмм сахара 30 копеек, литр молока 15 копеек. Жалование офицеров: генерал-лейтенант 500 рублей, полковник 325 рублей, капитан 150 рублей. А вот деревянную модель Царь-танка император Николай Второй оставил себе, пообещав при этом, что лично будет следить за ходом строительства железного = гиганта =, очень жалко что дальнейшая судьба этой модели неизвестна.

Под проект Лебеденко было создано специальное производство и целое конструкторское бюро, которое располагалось в Москве Садово-Кудринская 23.

Фото. Садово-Кудринская 23.

Под высочайшим покровительством работа над изготовлением опытного образца шла рекордными темпами. Изготавливали его полностью на отечественных предприятиях, и этому проекту было уделено большое внимание, он был окружен огромной секретностью, все детали были распределены по разным заводам, они заказывались под видом деталей боевых кораблей, либо деталей для тяжелой промышленности.

Щедрое финансирование и высочайшее одобрение обеспечило поддержку мостостроителей, железнодорожников и прочих предприятий, имевших опыт с крупными стальными конструкциями. Агрегаты изготовляли крупнейшие заводы Коломенский, Сормовский, Путиловский, складировались и проверялись разобранные узлы с разных заводов в Москве на территории Хамовнических казарм.

Неприятным моментом стало отсутствие броневой стали требуемой толщины, что привело к росту массы машины с 40 до 60 тонн, что естественно, в конструкцию заложено не было.

По замыслу автора машина в разобранном состоянии должна была большими секциями доставляться по железной дороге к театру военных действий, там собираться на болтах и выдвигаться к линии фронта. Местом для полигона Царь-танка был выбран глухой лес между деревней Очево и Вербилки, там же была построена специальная железнодорожная платформа для разгрузки деталей танка.

Была расчищена площадка под полигон, вырыты колодцы, построены бараки для рабочих-сборщиков, мастерские, вся местность была обнесена колючей проволокой, расставлена круглосуточная охрана.

Рис. Земляные валы.

Были насыпаны земляные валы, образующие правильное каре. Валы выполняли роль своеобразных помостов, ведь для того чтобы прикрутить гигантские колеса нужно приподнять танк как минимум на четыре с половиной метра. В условиях фронтовой сборки = земляной подъемник = был наиболее оптимальным решением.

 Вот как описывает это период Микулин А.А. = Тссс.. Ни звука.. Идемте в кабинет, сказал Лебеденко.  Там я увидел странную картину. Один угол был буквально завален свернутыми в трубочку бумагами. Некоторые были расстелены на столе и на несгораемых шкафах. Оказалось ,это были листы топографической карты- двухверстовки издания Генерального штаба. Да!- подтвердил Лебеденко, мы будем строить его в дремучем лесу. Выяснилось, что Лебеденко целую неделю ездил по местам, абсолютно недосягаемым для посторонних глаз. На следующий день он повез нас на облюбованное им местечко. Сначала мы ехали в автомобиле, потом в одной деревне пересели в розвальни, с немалыми трудами мы добрались до полянки в густом глухом лесу. – Будем строить здесь!- объявил Лебеденко. Вскоре там уже работала рота саперов, они снесли сотни деревьев, расширяя поляну.

Были выкопаны невероятно сырые землянки и выстроены домики из сырых, обливающихся слезами сосновых бревен для саперно-инженерных войск, которым предназначалось сооружать = нетопыря =. Участок обнесли колючей проволокой, через сто-двести шагов стояли часовые. Мы называли наш участок = Полянкой =. У нас появился свой паровоз и два вагона, в которых мы совершали рейсы между = полянкой = и Москвой. На железной дороге, в кратчайшем расстоянии от = полянки =, соорудили платформу, куда выгружались прибывающие материалы.

На соседних станциях дежурили солдаты. Они входили в каждый пассажирский поезд и ставили всех пассажиров спиной к окнам, чтобы никто не видел ящиков на платформе. Разные агрегаты огромной колесницы были заказаны крупнейшим заводам Коломенскому, Сормовскому, Путиловскому. Под видом кессонов изготовлялись ободья колес, другие детали под видом частей парохода. В Москве мы заняли под мастерские большой манеж для приемки и контрольной сборки агрегатов, прибывающих с заводов. Отсюда металл отправлялся на = полянку =, там под открытым небом клепались чудовищные стальные колеса. В лесу была выстроена кузница и механическая мастерская, где обтачивались, подшабривались разные детали.

Люди жили в сырости, работали практически не отдыхая. На = полянке = работало три роты саперно-инженерных войск, то есть, говоря попросту, несколько сот мобилизованных рабочих, одетых в солдатскую форму. Люди попадали туда, как на фронт, или вернее, как в дисциплинарный батальон: никаких отпусков, хотя бы на двадцать четыре часа, не полагалось, часовые никого не выпускали за проволочные заграждения. С первых же дней существования = полянки = людей стали пожирать блохи, называемые лесными, необыкновенные по величине. Но ненавистнее блох было начальство, в = полянку = подбирали каких-то особо бесчеловечных офицеров. Людей заставляли работать по шестнадцать часов, били по зубам, дубасили прикладами.

Колеса росли, оплетенные дощатыми лесами, как возводимый дом. Предполагалось, что когда опытный экземпляр будет закончен и испытан, в тот же час на Путиловском, Обуховском и Сормовском заводах приступят к изготовлению нескольких десятков таких машин =.

Устройство боевой машины Лебеденко.

  1. Ходовое ( ведущее ) колесо
  2. Ступица
  3. Ось ходовых колес
  4. Рубка управления орудийным спонсоном левого борта
  5. Орудийный спонсон правого борта
  6. Цепной привод управления орудийным спонсоном
  7. Верхняя пулеметная башня
  8. Нижняя пулеметная башня
  9. Броневой капонир входного лаза
  10. Входная дверь
  11. Хвостовая станина
  12. Ходовая рубка ( пост управления )
  13. Верхний люк
  14. Каток хвостовой направляющей тележки
  15. Несущая рама
  16. Поворотная ось
  17. Шток пружинной рессоры
  18. Буквами обозначены элементы привода

А. Тавровый обод ведущего колеса

Б. Приводные ( автомобильные ) колеса

В. Коническая шестеренчатая пара.

Г. Фрикцион

Д. Двигатель = Майбах =

К полкам тавра, покрытым древесиной, посредством железнодорожной рессоры прижимались два обрезиненных катка ( автомобильных колеса ), которые, вращаясь навстречу друг другу, проворачивали за счет трения ходовое колесо. Катки связывались с валом двигателя через конические шестеренчатые пары. В случае заклинивания ходового колеса на каком-либо препятствии катки, пробуксовывая по ободу, выполняли функцию предохранительной муфты. Управление по курсу производилось при помощи задней направляющей тележки, на которую опиралась хвостовая станина.

На вооружении Царь-танка по проекту должны были устанавливаться два 3-дюймовых орудия образца 1902 года, без защитных щитков, но вооружение так и не установили- ГАУ ( Главное артиллерийское управление ) выделяло пушки и пулеметы только на проекты, которые считало реальными и готовыми к практическому использованию.

На Царь-Танк были установлены два авиационных карбюраторных высокооборотных двигателя Майбах с подбитого немецкого дирижабля, мощностью 240 л.с при 2500 об/мин.

Фото. Двигатель Майбах с немецкого дирижабля.

Фото. Сбитый немецкий дирижабль.

Справка: В то время сбить дирижабль было очень сложно. Казалось бы, он такой большой, наполнен водородом, и стоит дать по нему пару очередей из пулемета, и цеппелин рухнет. На самом деле это не так. Во первых, тогда не было радаров и засечь бесшумно плывущий по ночному небу дирижабль было не просто. Во вторых, зенитная артиллерия находилась в зачаточном состоянии. В третьих мощные двигатели разгоняли дирижабль до 100 км/ч, а потолок полета доходил до 7,5 км, таким образом он был неуязвим для первых истребителей, чей потолок едва дотягивал до 4 км. В четвертых, в начале Первой мировой войны зажигательные пули не были широко распространены, а обычные делали в жестком куполе дирижабля небольшие дырки, которые никак не сказывались на летных качествах корабля. В пятых вооружены цеппелины были = до зубов =, например немецкий LZ-77 был оснащен 6 пулеметами = максим = в гондолах, и 4 крупнокалиберными пулеметами на верхних платформах, плюс личное оружие экипажа, истребитель встречала настоящая лавина огня.

Чтобы попасть в танк, экипаж пользовался откидной ступенькой у заднего колеса, на наклонной поверхности были сделаны ребра. Чтобы не скользить, и через бронированную дверь попадал в танк. Центральная башня поворачивалась на 360 градусов, там располагались два стрелка из пулемета, ниже башни располагались водитель танка и механики, механик мог ходить от одного двигателя к другому, которые располагались за ведущими колесами.

Сборка прошла в достаточно сжатые сроки. Царь-танк посекционно начали собирать в начале июля 1915 года, а в конце августа 1915 он был готов к ходовым испытаниям. На полигон прибыла комиссия состоящая из представителей армии и профильного министерства.

Микулин занял место водителя, а Стечкин выполнявший роль механика-моториста, запустил двигатели. Машина двинулась по деревянному настилу под аплодисменты и крики = Ура = собравшихся внизу людей. Попавшаяся на пути береза, была сломана как спичка. Но как только настил кончился, Царь-танк смог проехать по мягкому грунту около 10 метров, после чего задний каток крепко увяз в земле. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы, сказалась ошибка в расчетах, большая часть веса пришлась на хвостовик.

Микулин вспоминает ходовые испытания Царь-танка = Перед пуском мы проверили все крепления машины, я дико волновался. Приближалась минута, когда решится вопрос, правильно ли сконструирована машина, пойдет ли она, не развалится ли на первых оборотах. Мотор долго не запускался. Наконец он забился внутри бронированной коробки, тяжелая машина задрожала. У руля сел я, рядом- Лебеденко, дальше я перевел рычаг с холостого хода на первую скорость и осторожно, не дыша, ощущая нервами и спинным мозгом, как возрастает нагрузка, стал отпускать сцепление. Вдруг что-то хрястнуло, у меня упало сердце, и колеса двинулись вперед. Народ кинулся в стороны, освобождая нам путь. Люди, построившие это чудовище, которые здесь намучились, в эту минуту кричали = Ура = и бросали шапки. А я слышал и чувствовал лишь одно: биение мотора и напряжение металла в решающих узлах. Мотор, выдержавший колоссальную нагрузку в момент трогания с места, теперь работал ровно и легко. Я прибавил скорость. Колеса слушались меня, невдалеке стояла вековая береза, я направил вездеход прямо на неё. Лебеденко сжал мое плечо, я увидел его встревоженные глаза, но меня охватило озорство победы, береза надвигалась. Едва ощутимый толчок и береза сломалась, как спичка. Потом оказалось, что со всеми моими адскими переживаниями, с ускорением хода, с рухнувшей березой я проехал всего-навсего шестьдесят метров. А дальше мы засели. Мотор работал, огромные колеса буксовали, выбрасывая куски почвы, а вездеход- ни с места, потом со страшным треском сломался мотор =.

Танк испытаний не прошел. Комиссия дала заключение- боевая машина Лебеденко не пригодна для езды по пересеченной местности, а также большая уязвимость этой машины- простой залп шрапнели по спицам колес гарантированно выводили танк из строя, а при удачном попадании в ступицу колеса машина вообще складывалась, как карточный домик. Генералы махнули на Лебеденко и его детище рукой и удалились восвояси, солдаты остались на посту, получив приказ беречь Царь-танк. Случившееся не остановило конструкторов Микулина и Стечкина, сделав выводы, что нужно поставить более мощные двигатели, установить на колеса сплошные диски, увеличить диаметр и ширину заднего катка, творческий коллектив отбыл в Москву разрабатывать новый, более мощный двигатель, а Лебеденко отправился в Санкт-Петербург выбивать новые ассигнования на Царь-танк.

И такой двигатель появился АМБС-1 ( по первым буквам имен и фамилий конструкторов Александр Микулин, Борис Стечкин ), его разработка продолжалась до конца лета 1916. По расчетам, двигатель АМБС должен был развивать мощность свыше 300 л.с. при 3000 оборотов в минуту. Авторы нового проекта желали максимально сократить габариты и вес двигателя. Кроме того, планировалось обеспечить максимально возможную мощность. Подобные требования привели к появлению оригинальной конструкции, в которой использовались сразу несколько необычных решений.

Компактность двигателя должна была обеспечиваться его аксиальной компоновкой с размещением цилиндров параллельно главному валу. Увеличивать мощность предполагалось за счет системы со встречным движением поршней и двухтактного принципа работы. Наконец, из конструкции двигателя планировалось исключить карбюратор, отвечающий за образование бензовоздушной смеси. Правда первые его испытания оказались далеко не обнадеживающими- после 1,5 минут работы двигатель вышел из строя. Стало очевидно, что для отработки перспективного мотора понадобиться слишком много времени, а осенью 1916 года пришли первые известия о боевом применении британских ромбовидных танков, боевая эффективность которых оценивалась тогда намного выше, чем у Царь-танка Лебеденко.

 Денег в казне на доработку проекта Лебеденко уже не было, ведь шла кровопролитная война, да и Николай II уже потерял к монстру всякий интерес. Вплоть до 1917 года, танк стоял еще под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов, солдаты разбежались, и о машине забыли и больше не вспоминали, конструкторские работы по ней больше не велись, а огромная сюрреалистическая конструкция, построенной боевой машины еще 7 лет ржавела в лесу, местные жители растаскивали  Царь-танк по изопчастям, пока не вышло распоряжение разобрать его на металлолом.

Ну а что же дальше случилось с действующими лицами этой истории.

Лебеденко Н.Н.

Этот человек-загадка пропал во время Гражданской войны. Стечкин говорил о нем =… наверное, погиб где-нибудь, о таком, как он, мы бы обязательно услышали =. Хотя есть версия, что он эмигрировал в Германию, и на долгие годы поселился в Берлине.

Н.Е. Жуковский.

В 1916 Жуковский разрабатывает теорию бомбометания и занимается вопросами баллистики артиллерийских снарядов. После Октябрьской революции 1917 года активно включается в дело создания советской авиации. В 1918 образовывает и становится руководителем ЦАГИ ( Центральный аэродинамический институт ). Н.Е. Жуковский создает единую научную дисциплину- экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Автор многочисленных исследований в области механики, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики.

Фото. Николай Егорович Жуковский с дочерью Еленой.

Тяжелые условия разрухи 1919-1920 годов и смерть любимой дочери подорвали здоровье ученого, Н.Е. Жуковский скончался в Москве 17 марта 1921 года.

Стечкин Б.С.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения. Разрабатывает теорию воздушного реактивного двигателя. Принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения. Профессор МВТУ и МАИ. Несмотря на все свои заслуги перед страной, Стечкин дважды подвергался сталинским репрессиям. В первый раз он был арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии, осужден сроком на 3 года. Во второй раз был арестован в декабре 1937 года. До 1943 находился в заключении, работая в закрытом конструкторском бюро НКВД. В 1943 освобожден по ходатайству А.А. Микулина самому Сталину.

Фото. Стечкин Борис Сергеевич.

С 1962 года работает с Королевым С.П. руководителем отдела ОКБ-1. В 1953 становится академиком Академии Наук СССР. Умер 2 апреля 1969 на 78-м году жизни.

Микулин А.А.

С  1923 года работал в Научном автомоторном институте, 1930- главный конструктор ЦИАМ. Создает первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34. Во время войны занимается форсированием двигателей для Ил-2 и Ил-10. В 1955- главный конструктор опытного авиамоторостроительного завода № 300 в Москве.

Фото. Микулин Александр Александрович.

 Под его руководством создан двигатель АМ-3 для самолетов Ту-16 и Ту-104. Работал в лаборатории двигателей АН СССР. Награжден: три ордена Ленина, орден Суворова I и II степени, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы Народов, орден Красной Звезды, орден Знак Почета. Умер 13 мая 1985 года.

Проводя оценку проекта Царь-танка стоит отметить, что он имел много недочетов.

  1. Неправильные расчеты в распределении массы машины.
  2. Незащищенные передние колеса.
  3. Удельная нагрузка колес на грунт получилась слишком высокой.
  4. Скрытая переброска таких колоссов к фронту представлялась маловероятной.
  5. Массовое производство таких машин страна в то время вряд ли смогла осуществить.
  6. Отсутствие более мощных двигателей в то время для таких проектов.

Рис. Современные мысли на тему Царь-танка.

Положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретенный тогда молодыми Микулиным и Стечкиным. Оба стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

Фото. Н.Е. Жуковский со своими учениками и сотрудниками. Пятый справа Б. Стечкин, на мотоцикле справа- А. Микулин.

А что же изобретатель Пороховщиков и его проект = вездеход =? Он тоже до фронта не доехал и по врагу не стрелял, потому что был напрочь забракован ведомством генерал-лейтенанта Милеанта, несмотря на то, что при ходовых испытаниях в декабре 1916 года не заглох и даже развил скорость в 40 верст в час, так быстро не передвигался ни один танк времен Первой мировой.

В танке Пороховщикова для поворота впервые были установлены бортовые фрикционы- механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков. По твердому грунту танк шел, опираясь на колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте переходил на гусеничную ленту, то есть имел комбинированный колесно-гусеничный движитель.

Корпус своего танка Пороховщиков сделал водонепроницаемым, в следствии чего он мог легко преодолевать водные преграды. Также он предложил и уникальную броню собственной разработки, она представляла комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок. Особое значение имела дешевизна его брони, возможность гнуть и варить её. Тем не менее, военное ведомство прекратило финансирование работ Пороховщикова. Официальной причиной называлось существенное (двукратное) превышение сметы расходов: всего было потрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало талантливого конструктора вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а её образец сдать на вечное хранение в Главное Военнотехническое управление. Пороховщиков пытался выбить деньги на = вездеход-2 =, но там уже грянула революция, и всем стало не до танков.

Но вернемся к нашему Царь-танку и попробуем разобраться, как на такой заведомо тупиковый и бесперспективный проект военное ведомство могло выделить такие огромные деньги. Неужели военное руководство не понимало этого, конечно, не понимать это профессиональные военные не могли. Может это было халатное отношение к своим обязанностям, но шла кровопролитная война и все силы государства были напряжены до предела, и о халатности не могло быть и речи. По одной из версии это было чистое предательство. В 1915 году Россию наводнили шпионы разных мастей, они проникали в различные сферы российского общества, и конечно главным образом в армию. Так всю Россию поразил выпиющий эпизод откровенной измены русского адмирала немецкого происхождения А.А.Эбергарда.

Фото. Командующий Морскими силами Черного моря адмирал А.А.Эбегард.

Лучший немецкий крейсер = Гебен = терзавший уже несколько месяцев своими смертоносными обстрелами Черноморский флот и российские приморские города, случайно заскочил на минные поля под Севастополем, он находился над русскими минами более 15 минут, этого времени вполне хватило, чтобы активировать мины и уничтожить вражеский крейсер, но приказа сделать это, от адмирала Эбергарда так и не поступило.

Фото. Германский линейный крейсер Гебен.

Конечно можно подумать, что немецкая контрразведка могла вмешаться путем подкупа или интриг в продвижение явно тупикового проекта танка Лебеденко,  немцы хоть и были нашими врагами, но военное командование Германии до 1916 года считало разработку и применение танков абсолютно бесперспективным направлением.  По одной из версий провели эту дьявольскую операцию совсем не враги, а те, кому принадлежит первенство в использовании танков в Первую мировую войну- наши союзники англичане. Высокопоставленные должностные лица, действующие в интересах Великобритании = похоронили = проект =Вездехода = Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса = Вездехода = и английского танка МАРК 1 говорит в пользу этой гипотезы.

Фото. Английский танк МАРК.

Фото. Чертеж танка = Вездеход =

В любом случае проект танка Пороховщикова пусть он и был реализован англичанами, показывает, что в начале 20 века в России разрабатывались и реально создавались уникальные технологии, намного опережающие свое время, но упирались в политику и человеческую алчность.

Царь-танк. По следам железного монстра.: 28 комментариев

  1. Добрый день, когда будет продолжение?

  2. В то время танкостроение только-только зарождалось. Все правильные и удачные решения находились вслепую, методом перебора всех возможных вариантов. Посмотрите например на аэропланы начала XX века – сейчас к такой этажерке и на земле подходить страшно, не то что летать. От современного истребителя эти аэропланы отличались так же, как и первые танки ПМВ от нынешних.

    Нарисуйте-ка вот прямо сейчас проект космического корабля, который должен приземляться на Марс или Венеру. А через 30-40 лет мы посмотрим на эти наивные рисунки и посмеёмся.

  3. в чем перспективность конструкции Пороховщикова? В том что он взял не его разработки гусеницу Кегресса? Или что он изобрел снегоход (таратайка ровно такого же размера на резиновой гусенице, но садился водитель не верхом, а внутрь), только до руля не додумался, ездил только по прямой?

  4. Этот танк должен был просто тупо преодолеть проволочное заграждение и траншею, все !!! Пулеметные точки в нем – смотрите по бокам. Это сделано специально, чтобы уничтожать пехоту, сидевшую в окопах за пулеметами.

  5. А если на горшок приспичит? А если не одному?

  6. Кроме этого, был ещё один крупный косяк — привод колеса сделали фрикционным, за обод. Это с одной стороны хорошо — спицы не передают крутящий момент, получаются легкими, такой привод сейчас повсеместно применяют на колесах обозрения. Очень хорошо и правильно. Но стоит проехать по глубокой луже или заляпать обод грязью — привод неизбежно начнет пробуксовывать, со всеми вытекающими…

  7. Коллега, не надо считать капитана Лебеденко придурком. Он вполне себе толковый изобретатель. Он, очень хорошо понимал, что колеса большого диаметра не повернуть, увы, гидроусилитель руля ишо не изобрели. А крутить 10 тысяч оборотов рулем черезе редуктор — крайне затруднительно, это водители паровых тракторов проверили. Поэтому, Лебеденко и иже с ним, остановились на рулевых колесах малого диаметра, что было правильно. Но нагрузку на эти колеса не рассчитал, и они увязли.

  8. Исследователи до сих пор ищут в запасниках Зимнего дворца, музеях и архивах следы самого первого ходового макета Царь-танка, который Лебеденко вроде как торжественно презентовал Николаю II. Пока тщетно — деревянная самодвижущаяся игрушка с приводом от граммофонной пружины пропала бесследно.

  9. Вы просто завидуете гениальному стартаперу, который смог успешно привлечь венчурный капитал!!!!

  10. Справедливости ради надо заметить, что в других странах тоже появлялись безумные проекты гигантских колесных “бронеходов”, но, в отличие от царской России, они так и остались на бумаге

  11. Зачем же, десятилетия спустя немецкая немецко техническая мысль, которая дала много хороших проектов военной техники выдала и рецепт ” Мауса” – колоссального нежизне-бое-способного монстра.
    А вот монстр от ВВС в виде “Ильи Муромца” оказался неплох.
    Так что Николай Александрович вполне себе мог и не разобраться, где смелая и правильная мысль, а где – похожая на неё пустышка.

  12. В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» и доныне хранится миниатюрная модель «Царь-танка» – та самая, которой восхитился император

  13. Сверхтяжелые танки во все времена ни разу (!) в реальных боевых действиях не участвовали, оставаясь своеобразным инженерно-конструкторским полигоном для последующих разработок более легких машин.

  14. Боевая колесница изначально мертворожденная. как ни крути. даже расширить обод в 3-4 раза мало что решает, ибо в таком случае, двигатель должен был иметь мощность, которую в те времена еще не делали. не буду вдаваться в подробности, но сопротивление качению у колеса огромное, даже несмотря на такие диаметры.

  15. Возвышенная над ландшафтом боевая платформа позволяет с возвышенности более эффективно уничтожать противника, получается передвижная господствующая возвышенность. Пехота загоняется с возвышенности пулемётами на дно окопов — а это может сыграть решаюшую роль при прорыве обороны (если пустить пехоту на прорыв). В общем, если бы обод колеса был раза в три-четыре шыре, история могла быть иной…

  16. Хорошая статья. У писателя Александра Бека есть книга “Жизнь Бережкова”. Горький, организовавший ЖЗЛ, набрал штат молодых, талантливых ребят и назвал их беседчиками. Посылались они к интересным людям современности. Бек получил задание поговорить и потом описать жизнь А.А.Микулина. С заданием он справился хорошо и книгу написал интересную. Я ее читал в начале семидесятых у соседа. А потом разыскал и себе. Там как раз описываются все перипетии участия главного героя книги в изготовлении танка Лебеденко. Если кому интересно, то можно эту книгу найти. А вообще идея была мертвой, слишком большая мишень получалась. И называли ее соответственно – Нетопырь.

  17. Когда людям надоело воевать, они
    устали от войны, они собрались вместе и пришли с
    претензией к Богу: как же Он допускает войну?
    Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
    мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
    (Древняя притча)

  18. Парадокс заключается в том, что при всей необычности, сложности и огромных размерах машины Лебеденко сумел пробить свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у императора, во время которой Лебеденко подарил государю заводную деревянную модель машины с двигателем на базе граммофонной пружины.

  19. Новое всегда или почти всегда воспринимается в штыки. Закупленная партия пулеметов Максима испытывалась в России. Заключение комиссии – данная модель предназначена для разгона толпы кочевников. И были в комиссии вполне адекватные люди. Командующий Киевским военным округом, герой русско-турецкой войны, военный теоретик и полный генерал М.И.Драгомиров весьма скептически отозвался о пулемете. А ведь был очень не дурак.

  20. Амбициозный проект, на который возлагались большие надежды, имел два главных недочета:
    • неправильные расчеты в распределении массы машины;
    • незащищенные передние колеса.

  21. Как только увидел фотку, подумал — бить буду по спицам 😀
    Но есть и рациональное зерно. Возвышенная над ландшафтом боевая платформа позволяет с возвышенности более эффективно уничтожать противника, получается передвижная господствующая возвышенность. Пехота загоняется с возвышенности пулемётами на дно окопов — а это может сыграть решаюшую роль при прорыве обороны (если пустить пехоту на прорыв). В общем, если бы обод колеса был раза в три-четыре шыре, история могла быть иной…
    машина пороховщикова была ближе к теме, но опять же, монолента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *