Царь-танк. По следам железного монстра. Часть девятая. Устройство, испытания, выводы.

Эту часть начну с фото Царь-танка сделанных на территории музея = Т-34 =.

Да конечно можно спорить часами об этой = реплике = Царь-танка с её кучей недочетов, но именно она дает понять на сколько он был гигантский.

Нет входа в боевую рубку.

Нет усиления колесной балки.

Неправильная толщина ободов колес, форма ступиц и колесных балок и многое другое.

Информации по устройству Царь-танка очень мало.

1 – ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора.

Также известно, что Микулин разработал оригинальную силовую передачу, решив проблему редукции высокооборотного двигателя. Каждое ходовое колесо приводилось от своего самостоятельного “Майбаха” мощностью 240 л. с. при 2500 об/мин. Моторы были сняты с подбитого “Цеппелина”. Колесо с тангенциальными спицами, рассчитанное на прочность Жуковским, имело тавровое сечение. К полкам тавра, покрытым древесиной, посредством железнодорожной рессоры прижимались два обрезиненных катка (автомобильных колеса), которые, вращаясь навстречу друг другу, проворачивали за счет трения ходовое колесо. Катки связывались с валом двигателя через конические шестеренчатые пары. В случае заклинивания ходового колеса на каком-либо препятствии катки, пробуксовывая по ободу, выполняли функцию предохранительной муфты. Управление по курсу производилось при помощи задней направляющей тележки, на которую опиралась хвостовая станина.

Общие характеристики:

Классификация- колесная боевая машина

Боевая масса т.- 60 ( 40 в проекте )

Экипаж чел.- 15

Длинна корпуса мм- 17800

Ширина мм- 12000

Высота мм- 9000

Тип брони- стальная катаная

Лоб корпуса мм- 10 ( 7 в проекте )

Борт корпуса мм- 10 ( 7 в проекте )

Корма корпуса мм- 10 ( 7 в проекте )

Днище мм- 8 ( 5 в проекте )

Крыша корпуса мм- 8 ( 5 в проекте )

Борт башни мм- 8 ( 5 в проекте )

Калибр пушки- 2х76,2 мм

Тип пушки- капонирная

Боекомплект пушки- 60 выстрелов

Пулеметы- 8-10х7,92 мм = Максим =

Боекомплект пулеметов- 8-10 тысяч патронов

Тип двигателя- = Майбах = авиационный, карбюраторный, высокооборотный

Мощность двигателя- 2х240 при 2500 об/мин

Тип подвески- жесткая

Скорость по шоссе км/час- 17

Скорость по пересеченной местности км/час- 10

Запас хода по шоссе км- 60

Запас хода по пересеченной местности км- 40

Испытания.

Бек Александр Альфредович

Талант (Жизнь Бережкова)

Роман

Приближалась минута, когда решится вопрос, правильно ли сконструирована вещь, пойдет ли она, не развалится ли на первых оборотах.

Мотор долго не запускался. Наконец он забился внутри бронированной коробки. Тяжеленная, вмерзшая в землю колесница задрожала. У руля сел я, рядом — Лебеденко.

Я перевел рычаг с холостого хода на первую скорость и осторожно, не дыша, ощущая нервами и спинным мозгом, как возрастает нагрузка, стал отпускать сцепление. Вдруг что-то хрястнуло. У меня упало сердце. Но в ту же секунду я понял, что с этим звуком промерзший металл оторвался от земли, что колеса повернулись и двинулись, двинулись вперед.

Народ кинулся в стороны, освобождая путь. Люди, построившие это чудовище, которые здесь намучились, в эту минуту кричали «ура» и бросали шапки. А я слышал и чувствовал лишь одно: биение мотора и напряжение металла в решающих узлах. Мотор, выдержавший колоссальную нагрузку в момент трогания с места, теперь работал ровно и легко. Я прибавил скорость, колеса слушались меня. Громыхая и гудя, мы обгоняли бегущих по снегу людей. Невдалеке стояла вековая береза. Я направил вездеход прямо на нее. Лебеденко сжал мое плечо, я увидел его встревоженные глаза, но меня охватило озорство победы. Береза надвигается… Едва ощутимый толчок и… береза сломалась, как спичка.

— Потом оказалось, — ответил Микулин, — что со всеми моими адскими переживаниями, с ускорением хода, с рухнувшей березой я проехал всего-навсего сто шестьдесят метров. Оказалось, что вездеход находился в движении всего-навсего полторы минуты или, точнее, восемьдесят восемь секунд. Стечкин засек время на секундомере. А на восемьдесят девятой мы засели. Мотор работал, огромные колеса буксовали, выбрасывали куски мерзлой почвы, а вездеход — ни с места. Потом со страшным треском сломался мотор. Я соскочил с машины. Осмотрелся. Массивный задний каток, прокопав глубокую черную полосу, застрял в мерзлой земле. До проруби наше земноводное чудовище так и не добралось. Здесь же на месте мы приняли решение — увеличить диаметр заднего катка.

И так что же дальше? Случившееся не остановило конструкторов, творческий коллектив отбыл в Москву разрабатывать новые более мощные двигатели, солдатам было приказано охранять танк до особого распоряжения. Секретное изобретение разделило судьбу ни разу не стрелявшей Царь-пушки и ни разу не звонившего Царь-колокола. Секретный полигон просуществовал вплоть  до 1917 года, и лишь когда в стране начались революционные потрясения, этот объект был заброшен. Новой власти этот танк тоже был не нужен. В книге «Броня русской армии» Коломиец приводит доклад Главного броневого управления Народного комиссариата по военным и морским делам в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии от 23 февраля 1919 года:

«По справкам, наведенным в Комитете по делам изобретений ВСНХ, танк H.H. Лебеденко обладает следующими свойствами:

  1. Броня легко пробиваема навылет (1/4 дм. котельное железо);
  2. Третье колесо на хоботе мало размером, что вызывает большое удельное давление и неизбежное застревание;
  3. Вес танка колоссален — 2400 пудов (38 400 кг), и никакой мост (кроме железнодорожного) его не выдержит;
  4. Передача движения фрикционная — для такой грузной конструкции неприменима;
  5. Скорость, которую удалось достигнуть Комитетом по делам изобретений ВСНХ при испытании этого танка, достигала всего 3 версты в час.

В настоящее время танк и подступы к нему засыпаны снегом на большое расстояние. Главное броневое управление полагает танк H.H. Лебеденко небоеспособным и не подлежащим использованию для боевых задач ввиду указанных свойств его, а затрату на раскопки танка для испытания его непроизводительными, что усугубляется еще тем обстоятельством, что он, несомненно, заржавел».

Огромная конструкция машины ржавела еще 6 лет в лесу до 1923 года, когда танк был окончательно разобран на металлолом.

Амбициозный проект, на который возлагались большие надежды, имел два главных недочета:

  • неправильные расчеты в распределении массы машины;
  • незащищенные передние колеса.

И ряд незначительных минусов:

  • доставлять огромную машину к месту фронта незамеченной, не представлялось возможным;
  • боевое вооружение было превосходным, но вот скрытность была нулевой;
  • серийное производство не представлялось возможным, страна не смогла бы обеспечить качественное финансирование производства.

Среди такого количества минусов и проблем имеется и плюс. Плюс заключается в приобретённом опыте Стечкиным и Микулиным, которые на тот момент являлись студентами. После, им были присвоены ученые степени, еще позднее стали академиками АН СССР и ведущими специалистами по конструированию авиационных двигателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *