Музей танка Т-34

Часть вторая

В этом блоге продолжу рассказ о музее Т-34, а точнее об экспозиции в самом здании, но для начала хотелось бы затронуть интересную биографию создателя легендарного танка Михаила Ильича Кошкина.

Фото. М.И. Кошкин 1920 год.

Михаил Ильич Кошкин родился № декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. Когда ему было шесть лет, семью, и без того живущую небогато, постигло большое несчастье, умер отец. Мать была вынуждена пойти батрачить, чтобы прокормить троих детей. Спустя четыре года работать начал и Михаил, окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве. В 1917 году Кошкин пошел в армию. Был ранен на Западном фронте, после лечения в 1918 году поступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной армии. Он участвовал в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в боях против Врангеля на южном фронте. После Гражданской войны Кошкин окончил коммунистический университет имени Свердлова, имел несколько назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. В 1929 году по рекомендации С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный институт. Завершив обучение в 1934 году, Кошкин работает на ленинградском Кировском заводе. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Там Кошкин участвовал в создании танка Т-111 ( Т-46-5 ), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Фото. Танк Т-111 ( Т-46-5 ).

Т-46-5 был призван заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не спасала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-26, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка успешно прошел испытания, однако в массовое производство Т-111 не пошел. При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина обладала недостаточно мощным для прорыва обороны противника орудием и имела ряд других недостатков. На Кировском заводе Кошкин также принял участие в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. По сравнению с серийными Т-28 машина имела лучшую скорость, и к тому же, её было сложно обездвижить, даже при обрыве гусеницы танк мог продолжать движение на колесном ходу. К сожалению, сложность конструкции и дороговизна производства не позволила проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.

Фото. Танк Т-29.

В конце 1936 года Кошкин переезжает из Ленинграда в Харьков, там он возглавляет танковый отдел конструкторского бюро Харьковского завода № 183. На тот момент КБ было перегружено, в условиях нехватки кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче. В результате, чертежи БТ-9 делались в спешке и вызвали массу замечаний. В 1937 году Автобронетанковое управление сформировало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.

Фото. Танк БТ-7.

Фото. Танк БТ-7-ИС на испытаниях.

Рис. Чертежи танка БТ-9.

Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, и Кошкин возглавляет объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от московского руководства разрешения на испытание двух новых танков. В это время изделиям Харьковского завода присвоили индекс А, таким образом, построенный по проекту БТ-20 танк получил название А-20. Он представлял собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по образцу БТ-ИС.

Фото. Танк А-20.

Второй спроектированный танк КБ Кошкина был А-32. Он обладал лучшей проходимостью и более мощной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес машины, а значит, её броню и вооружение. Показ обоих танков руководству Наркомата обороны и членам правительства состоялся осенью 1939 года на полигоне в Кубинке.

Фото. А-20 и А-32

Фото. А-32 на полигонных испытаниях 1939 года.

Фото. Участники полигонных испытаний танка А-32 на привале ( стоят: слева- Е.А. Кульчицкий, справа- М.И. Кошкин ).

Результатом испытаний и смотров стало постановление комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:

Принять на вооружение РККА танк Т-32 гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 со следующими изменениями.

1 Увеличить толщину бронелистов до 45 мм.

2 Улучшить обзорность из танка.

3 Установить на танк Т-32 следующее вооружение:

А Пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм

Б Отдельный пулемет у радиста 7,62 мм

В Отдельный пулемет калибра 7,62 мм

Г Зенитный пулемет калибра 7,62 мм

Присвоить указанному танку название Т-34.

Фото. Довоенные танки производства завода № 183 слева направо: А-8 ( БТ-7М ), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34.

Согласно плану Харьковский завод № 183 должен был изготовить в 1940 году 200 танков Т-34. Главный конструктор с энтузиазмом взялся за новый проект. В марте планировалось устроить = высочайший показ = новых танков в Кремле. Специально для этого были построены два предсерийных Т-34, повышенное внимание было уделено качеству сборки и внешней отделки. Но завод не успевал испытать первые Т-34 к назначенному сроку. Особенно много времени требовала обкатка танков пробегом для определения их эксплуатационных характеристик и надежности. На специальном заседании парткома завода и города было решено совместить эти испытания с перегоном танков из Харькова в Москву. Ответственный исполнитель- главный конструктор М.И. Кошкин.

12 марта в 16:00 = близнецы = Т-34 покинули стены завода. В целях соблюдения секретности машины двигались в обход крупных населенных пунктов и главных магистралей страны, преимущественно в ночное время. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта. Головной танк, в большей степени изношенный предшествовавшими испытаниями, перенес поломку в дороге. Несмотря на все трудности, ранним утром 17 марта оба Т-34 прибыли на площадь Кремля. Кошкин так сильно простудился в пути, что во время официального доклада не мог сдерживать кашель. Фактически, героический перегон стоил жизни, конструктор скончался 26 сентября 1940 года во время реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До самой смерти кошкин продолжал активно участвовать в доработке проекта Т-34.

И так вернемся к музею Т-34, экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34, а также развития мирового танкостроения.

Фото. Стенд рождения идеи танка.

Предки танков.

Фото. Ассирийская боевая повозка. Бронзовый барильеф на воротах царя ШапмансараII ( 865-860 гг до нашей Эры )

Рис. Боевые слоны Ганнибала.

Рис. = Корабли = киевского князя Олега.

Рис. Шотландская боевая повозка ( 1456 год ).

Рис. Танк Леонардо да Винчи.

Рис. = Гуляй-город = Хольшуэра( Германия 1558 год ).

Подвижная крепость ( Германия 1556 год ).

Рис. Боевая плавающая повозка АвгустиноРамелли( Италия 1586 год ).

Рис. Боевая колесница Вольтера ( 1769 год ).

Рис. Паровой броневой автомобиль Джеймса Коуэна ( Англия 1885 год ).

Фото. Пример индивидуальной брони- рыцарские латы.

Царь танк Лебеденко, и находки с места его испытания.

Архивное фото Царь танка.

Конструкция колесной боевой машины разработана в 1914-1917 годах в лаборатории инженера Н.Н. Лебеденко. Теорию разработал профессор Н.Е. Жуковский, основоположник современной аэро- и гидромеханики. Расчет машины произвели Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, в будущем академики Академии наук СССР, специалисты в области авиационных двигателей. Агрегаты машины изготовлены в Москве. Испытания в начале осени 1917 года проведены в районе села Орудьево( Дмитровского района ). Самая крупная сухопутная боевая машина в мировом танкостроении.

Основные характеристики.

Корпус машины: стальной лист 6 мм

Диаметр ведущих колес: 9 метров

Длина: 17800 мм

Ширина: 12000 мм

Вооружение: две пушки и несколько пулеметов

Масса: 44 тонны

Двигатель: два двигателя = Майбах = со сбитого немецкого дирижабля

Экипаж: 7 человек

Скорость: от 3 до 17 км в час

Боевая машина = вездеход =, создан в единственном экземпляре( 1915 год ) в мастерских Нижегородского полка. Автор проекта русский изобретатель А.А. Пороховщиков. Боевая масса 4т, экипаж 2 человека, вооружение пулемет 7,62 мм, броня противопульная, мощность двигателя Форд 20 лс., максимальная скорость 25 км в час.

Стенд первые танки.

Вот еще несколько экземпляров помимо танков Лебеденко и Пороховщикова

Танк Менделеева.

Проект танка разработан в 1911-1915 годах инженером-кораблестроителем В.Д. Менделеевым.

Длинна: 11000 мм, с пушкой 13000

Ширина: 4400 мм

Высота: 4450 мм

Вооружение: морская 120 мм пушка Канэ, пулемет 7,62 мм = максим =

Экипаж: 8 человек ( командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира ).

Двигатель: карбюраторный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, 250 лс.

Скорость: 15-24 км в час

Вес: 172 т

Английский танк Вилли.

Английский танк построенный в 1915 году.

Боевая масса: 18,3 т

Экипаж: 4-6 человек

Длинна: 5450 мм

Ширина: 2800 мм

Высота6 2410 мм

Вооружение: нарезная 40 мм пушка = Виккерс =, два пулемета 7,7 мм = Виккерс =.

Двигатель: Daimler, бензиновый, карбюраторный, 105 лс.

Марк 1

Британский тяжелый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк. Примененный в боевых действиях 15 сентября 1916 года, битва на Сомме.

Боевая масса: 28,45 т

Экипаж: 8 человек

Длина: 8060 мм

Ширина: 4380 мм

Высота: 2450 мм

Вооружение: две нарезных пушки 57 мм = Гочкис =, 4 пулемета 8 мм = Гочкис =

Двигатель: = Даймлер = карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения 105 лс.

Танк А-7-V

Немецкий тяжелый танк времен Первой мировой войны. Первый серийный танк Германской империи, выпущен в 1917-1918 годах малой серией в 20 машин.

Боевая масса: 30 т

Длина: 7305 мм

Ширина: 3060 мм

Высота: 3300 мм

Вооружение: нарезная пушка 57 мм = Максима-Норденфельда =, 5 пулеметов 7,92 мм МГ-08

Двигатель: Даймлер, рядный.Карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.

Скорость: 10-12 км в час

Танк HOLT GAS-ELECTRIC

Прототип американского бензино-электрического танка, который был построен в сотрудничестве между компаниями Холт( в настоящее время Caterpillar) и GeneralElectric.Выпущен в начале 1918 года.

Масса: 23,04 т

Экипаж: 6 человек

Длина: 5,03 м

Ширина: 2,76 м

Высота: 2,37 м

Вооружение: горная пушка 75 мм Винкерс, два пулемета 7,92 мм Браунинг

Двигатель: 4 цилиндровый марки Холт и два электродвигателя.

Скорость: 10 км в час

Танк K-WAGEN

Немецкий сверхтяжелый танк периода Первой мировой войны. Отличался огромными размерами и весом, из-за чего представлял собой скорее не танк, а = подвижный форт =. К концу войны ни один танк так и не был закончен полностью.

Боевая масса: 150 т

Экипаж: 22 человека

Длина: 12800 мм

Ширина: 5900 мм

Высота: 3300 мм

Вооружение: четыре капонирные пушки 77 мм, шесть пулеметов 7,92 мм МГ-08

Двигатель: Даймлер, карбюраторный, 6 цилиндровый, жидкостного охлаждения

Скорость: 7 км в час.

Танк М1918 Форд

Трехтонный американский танк периода Первой мировой войны. Создан фирмой Форд в 1918 году с максимальным использованием в конструкции комплектов автомобилей.

Боевая масса: 3,26 т

Экипаж: 2 человека

Длина: 3277 мм

Ширина: 1626 мм

Высота: 1626 мм

Вооружение: один пулемет 7,62 мм = Марлин =

Двигатель: два спаренных рядных 4 цилиндровых карбюраторных двигателя

Скорость: 13 км в час

Фото. Стенд первые советские танки.

Т-18 ( МС-1 )

Т-18 ( МС-1 малый сопровождающий ) советский легкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925-1927 годах, и стал первым танком советской разработки. За основу был взят французский Рено FT-17, при общем сходстве с FT-17, наш танк за счет лучшей компоновки имел значительно меньшую длину корпуса и как следствие меньшую массу и лучшую подвижность, мощность двигателя увеличили до 40 лс., в трансмиссию были введены четырехступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион.

Т-18 имел классическую компановку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, а совмещенного отделения управления и боевого отделения в лобовой. Экипаж танка состоял из двух человек, механика-водителя и командира, также выполнявшего функцию стрелка. Радиостанции тогда не устанавливались, единственным средством связи служила флажковая сигнализация.

Впервые Т-18 были применены в бою в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью забайкальской группе Особой Дальневосточной армии ( ОДВА ) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября 1929 года.

Боевая масса: 5,30 т

Экипаж: 2 человека

Вооружение: нарезная 37 мм пушка Гочкинса, и два пулемета 6,5 мм Федорова

Длина: 4,38 м

Ширина: 1,76 м

Высота: 2,12 м

Двигатель: рядный, 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения, мощностью 35 лс.

Скорость: 16 км в час

Дальше остальная экспозиция посвящена танку Т-34.

В центре зала первого этажа большой макет среднего танка Т-34.

Сверху над макетом продольный разрез танка Т-34.

Дизель В-2-34

Важную роль в рождении Т-34 сыграло создание двигателя нового поколения. Харьковские конструкторы К.Ф. Челпан, И.Я. Трашутин, Я.Е. Викман, И.С. Бер и их товарищи спроектировали новый 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 лс. Мотор отличался прогрессивной для своего времени схемой газораспределения. В каждой головке цилиндров находилось по два распределительных вала ( как у современных автомобилей ). Интересной особенностью В-2 стала система смазки с = сухим = картером, не требовавшая дополнительного резервуара масла. Следует добавить, что В-2 являлся оригинальной разработкой, а не копией какой-либо иностранной модели. Разве что набор технических решений конструкторы могли позаимствовать у тогдашних поршневых авиационных моторов.

Полный состав коллектива конструкторов, работавших над созданием Т-34.

 Эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. Диорама = Разгрузка первого эшелона =.

На диораме изображен участок сборки танков на заводе № 183 в Нижнем Тагиле.

Телескопический прицел ТОП-1 со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости. Прицел ТОП-1 предназначен для стрельбы из 45-мм танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета ДТ. С конца 1938 года прицел устанавливался на серийных танках БТ-7, Т-26.

График пробега танков Т-34 по маршруту Москва-Харьков.

Маршрут танкового пробега Харьков-Москва.

Трак танка Т-34 и немецкого Т-IV. Можно догадаться кто на бездорожье чувствовал себя лучше.

Зимний комуфляж на башне Т-34, который использовали в 1-й гвардейской танковой бригаде в битве под Москвой.

Место-тренажер механика-водителя.

На тренажере можно почувствовать себя водителем Т-34.

Стенд посвященный создателям танка.

Александр Александрович Морозов родился в 1904 году в Брянске. Начал трудовую деятельность копировщиком чертежей, потом стал инженером. В 1927 году завод получил заказ на = маневренный танк = и в конструкторское бюро со всего завода отобрали самых перспективных сотрудников. Среди них был двадцатитрехлетний Морозов. При его непосредственном участии создавались танки Т-24 ( 1930 ), БТ-2 ( 1931 ), БТ-5 ( 1932 ), БТ-7 ( 1934 ), БТ-7М ( 1938 ). С 1937 по 1940 годы Александр Морозов участвовал в создании танка Т-34, как заместитель Главного конструктора М.И. Кошкина. После смерти Кошкина в 1940 году Морозов стал Главным конструктором. Под его руководством созданы все модификации танка Т-34 на Уралвагонзаводе. Скончался А.А. Морозов в 1979 году.

Скульптурная композиция создателям Т-34, М.И. Кошкин, А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко. Скульптор заслуженный художник Российской Федерации С. Мильченко.

Стенд посвященный Калининой Людмиле Ивановне.

Калинина Людмила Ивановна одна из первых женщин, окончивших военную Академию механизации и моторизации им. И. Сталина. В июне 1941 года военный инженер 3-го ранга Л.И. Калинина была направлена на Южный фронт. Ей поручили возглавить отдел ремонта и эвакуации танков. Войска фронта вели тяжелые оборонительные бои. Инженер Калинина в короткие часы затишья успевала подогнать к передовому краю тягачи, краны и организовать эвакуацию подбитых танков в ближайший тыл. Незначительные повреждения и неисправности устраняли тут же у танка. Когда в Красной Армии ввели погоны и новые звания, Людмила Калинина стала инженер-майором. В её распоряжении было большое и сложное ремонтно-восстановительное хозяйство: подвижный танковый ремонтный завод, три армейских ремонтно-восстановительных батальона, эвакуационная рота, в подчинении более тысячи человек. Людмила Ивановна находилась на фронте до осени 1944 года.

Возглавляемая ею танкоремонтная служба, дала вторую жизнь трем тысячам танков. За ратный и трудовой подвиг полковник Л.И. Калинина удостоена Ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 2-й степени, двух орденов Красной Звезды, ордена Знак Почета, 23 медали, в том числе За боевые заслуги.

Динамика выпуска танков СССР-Германия.

Детали танка Т-34.

Т-34 в разрезе.

Показана толщина брони Т-34.

Уголок комнаты в дачном доме инженера-конструктора Н.А. Кучеренко в поселке Луговая, где в начале 1980-х силами его дочери Ларисы Николаевны, был создан = любительский музей создания танка Т-34 =. В дальнейшем на основе этой экспозиции и был создан Музей танка Т-34.

Молоштанов Алексей Александрович- советский конструктор танков, лауреат Сталинской премии. Чертежник, конструктор ХТЗ, заместитель главного конструктора Харьковского КБМ. С октября 1937 года участвовал в разработке нового маневренного колесно-гусеничного танка в КБ-24 ( начальник М.И. Кошкин ). Руководитель конструкторской группы вооружения и башни. Сталинская премия 1946 года за участие в создании танка Т-34. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны второй степени, Знак почета, и другими медалями.

Представлены различные типы боеприпасов для танкового башенного орудия: бронебойные, осколочно-фугасные и другие виды снарядов.

Выбор типа боеприпаса производился командиром экипажа, в зависимости от рода войск противника и желаемого эффекта.

Заряжание пушки Т-34 было ручным и требовало от заряжающего расторопности и изрядной физической силы.

Место механика-водителя, комбинезон танкиста, танковые шлемофоны, очки, оружие.

Руда из которой выплавляли броню знаменитого танка.

Немецкий орел на пограничном столбе.

Сравнительный стенд боевых характеристик танков Второй мировой войны.

Продолжение следует.

Музей танка Т-34. Часть первая

http://bezablog.ru/2019/10/11/музей-танка-т-34/(откроется в новой вкладке)

Музей танка Т-34. Часть третья.

http://bezablog.ru/2019/12/15/музей-танка-т-34-3/(откроется в новой вкладке)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *