Музей танка Т-34

Часть третья.

Музей танка Т-34

Часть третья

На втором этаже музея- тематическая экспозиция о боевом применении = Тридцатьчетверок = в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах ХХ века.

На входе небольшая галерея, в центре картина = Прорыв = Евгения Корнеева.

В центре экспозиции 2 этажа находится диорама = Лобня. Наступление. 1941 год =. Автор заслуженный художник России, лауреат государственной премии Е.А. Корнеев.

Сюжет диорамы.

Первые дни декабря 1941 года. Немецкие танки наступают из Красной Поляны. Старший сержант Гайк Шадунц разместил свое орудие вблизи лобненского железнодорожного переезда, в нескольких метрах от дома Евдокии Ивашенковой, матери пятерых ребятишек. В жестоком бою уничтожены три наших пушки. Расчет Шадунца остается один, но продолжает уничтожать вражеские танки, не пуская их на Рогачевское шоссе.

Особенно тревожно стала ночь с 5 по 6 декабря. Над домом Ивашенковой то и дело проносятся снаряды, неподалеку в Луговой, идет кровопролитный бой. К утру все смолкает… Гайк Авакович Шадунц вспоминал: = Красивый день был. Снег и солнце. Мороз 40 градусов! От леса по всей местности шли наши войска, на лыжах и без лыж. В полушубках белых. Машины, как муравьи и танки Т-34, столько = тридцатьчетверок = я еще не видел! И я понял, наши пошли в контрнаступление. Закричал от радости! А тут генерал. Папаха у него. = Что здесь делаете, артиллеристы? = спрашивает. = Смотрите, в нас не стреляйте! А то, пойдемте с нами! =. = Товарищ генерал =говорю, = А как ваша фамилия? Может останусь живым, расскажу, в день наступления на лыжах, с автоматом- генерал! =. = Как тебе сказать = отвечает = фамилия моя Король =. Это был командир 331-й Брянской пролетарской стрелковой дивизии. А впереди у наступающих были Красная Поляна, Крюково, Волоколамское шоссе.

Фото. Генерал-майор РККА, Король Федор Петрович. Советский военачальник.

Фото. Диорама бой под Алитусом.

Сражение за Алитус- одно из первых танковых сражений Великой Отечественной войны, произошло 22-23 июня 1941 года в Литве, в районе Алитуса. С немецкой стороны в нем участвовали: 7-я танковая дивизия, 20-я танковая дивизия, с советской 5-я танковая дивизия 11-й Армии Северо-Западного фронта полковника Ф.Ф. Федорова ( лучшее танковое соединение РККА, имела на вооружении 268 танков и 76 бронеавтомобилей ). Также немецким войскам на Алитуском направлении противостояли советская 128-я стрелковая дивизия, батальоны 126-й и 23-й стрелковых дивизий, пограничные заставы и строители укреплений Алитуского укрепрайона.

Фото. Подбитые Т-34. Алитус.

Фото. Уничтоженный немецкий танк Т-3.

По итогам сражения 25-й танковый полк немецкой 7-й дивизии потерял почти половину своего состава, советская 5-я танковая дивизия практически перестала существовать. Несмотря на победу, уже в самом первом танковом сражении новой войны, немцы ощутили силу сопротивления Восточного фронта, которое не шло ни в какое сравнение с боями 1940-го на Западе. Командир немецкой 3-й танковой группы Герман Гот охарактеризовал бой под Алитусом как крайне тяжелый для немецкой армии.

Диорама битва за Москву. Освобождение подмосковного села

Битва под Москвой.

Битва под Москвой- это одно из главных сражений во время Великой Отечественной войны. Она проходила с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942. Имеет два этапа: оборонительный ( когда советские войска защищали столицу ) и наступательный. Гитлер рассматривал взятие столицы СССР как одну из главных целей для победы в войне.

Изначально Гитлер планировал завоевать Москву до наступления сильных морозов, но боевые действия на других фронтах и действия советской армии затормозили планы правителя Германии. Первые авианалеты на Москву начались еще 22 июля, и потом до декабря немецкие летчики пытались бомбить город с воздуха. Однако, серьезных разрушений это городу не принесло. Массированное же наступление на Москву со стороны немецких войск началось 30 сентября 1941 года. По плану = Барбароса = группа армий = Центр = должна была с помощью трех танковых и трех артиллерийских бригад окружить и затем прорвать оборону Москвы. По численности Красная Армия немного превосходила немецкую, но у Германии было больше орудий, танков и самолетов. К тому же, солдаты РККА зачастую были плохо обучены военному делу.

Линия обороны на пути продвижения немцев к Москве не была тщательно подготовлена, и была неверно выбрана тактическая расстановка. Но в планы Германии вмешалась погода, начались сильные дожди и грунтовые дороги размыло, передвигаться техники стало сложнее, что дало Красной армии создать надежную линию укреплений перед Москвой, кроме того, немецкая группа = Центр = не пополнялась ни солдатами, ни техникой. К зиме Германия потеряла на этом направлении до 35% техники. Поэтому советские войска начали наступление на немцев уже с декабря, и к январю отодвинули линию обороны на 200-250 км. Это позволило сохранить столицу СССР, и было одно из первых крупнейших поражений Германии.

Фото. Стенд посвященный танковым таранам.

Россия была родиной не только воздушного, но и танкового тарана, и он активно применялся в годы Великой Отечественной войны. Первый в мире танковый таран совершил Семен Кузьмич Осадчий, еще в годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Там он командовал танковым взводом, воевал на легком танке Т-26. 29 октября 1936 года произошло танковое сражение у населенного пункта Сесения ( 30 км южнее Мадрида ), сошлись советские танки Т-26 роты под командованием капитана П.М. Армана и итальянские легкие танки = Ансальдо =. Советские танкисты в этом бою одержали убедительную победу, уничтожив танки врага.

В этой схватке экипаж Осадчего совершил первый в мире танковый таран, Т-26 столкнул в ущелье итальянский танк = Ансальдо =. Рейд советских танкистов был очень успешным, они в этот же день уничтожили и рассеяли до двух батальонов пехоты и два эскадрона кавалерии, вывели из строя 12 пушек, два десятка единиц автотранспорта, разбили танковое подразделение противника. За этот бой танкисты Арман, Погодин, Осадчий получили первые звания Героя Советского Союза за Воинские подвиги. Осадчий не дожил до Великой Отечественной войны, 3 ноября 1936 года в танк попал снаряд, взрывом ему оторвало обе ноги, 13 ноября он скончался в госпитале.

Танковый таран стал тактическим приемом, когда пользуясь своей мобильностью и броней, танки врывались на огневые позиции врага, таранили артиллерийские орудия, пулеметные точки, различный транспорт противника, а также выводили из строя танки врага путем столкновения. Бронетехнику противника обычно опрокидывали или обездвиживали, кроме того, экипажи танков могли таранить уличные баррикады и кирпичные стены зданий. К примеру, в сражении в районе Прохоровки 12 июля 1943 года, советские танкисты совершили более 20 танковых таранов.

Таранными ударами уничтожали не только легкую и среднюю бронетехнику врага, но и тяжелые = Тигры =. При ударе корпусом танка у немецкой бронетехники рвались гусеницы, лопалась броня, деформировались ведущие и опорные катки.

Прямые тараны совершались как правило в особых случаях, когда кончались боеприпасы, была повреждена пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с машинами противника, а также в ближнем бою, когда танки врывались в боевые порядки врага. Таранить старались в борт танка, это могло привести к переворачиванию машины противника. Бывало, что танки взрывались из-за детонации боекомплекта, или из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков.

25 июня 1944 года наш танк протаранил заведомо более тяжелый и мощный обьект- бронепоезд. Случилось это на станции Черные Броды недалеко от Бобруйска, где находился немецкий бронепоезд и мощным огнем сдерживал наступление нашего подразделения. В один из танков Т-34 под командованием Дмитрия Комарова попал снаряд, заряжающий и радист-пулеметчик были ранены, а башня повреждена. Выгрузив раненых, Комаров и механик-водитель Михаил Бухтеев направили танк непосредственно на бронепоезд. По пути танк снес два легких орудия, а затем на полной скорости, обьятый огнем от очередного попадания, врезался в бронепоезд, уничтожив три орудийных площадки и обездвижив весь состав. Бухтеев при столкновении погиб, Комаров же остался в живых и через несколько недель вернулся на фронт, где пал смертью храбрых осенью того же года. Немцы, потеряв бронепоезд, вынуждены были отступить, оставив станцию.

Фото. Наградной лист Дмитрия Евлампиевича Комарова.

Фото. Комаров Дмитрий Евлампиевич.

Фото. Диорама Курская дуга.

Курская битва.Курская битва 1943 года делится на оборонительную ( 5-23 июля ) и наступательные ( 12 июля- 23 августа ) операции, проведенные Красной Армией в районе Курского выступа по срыву наступления и разгрому стратегической группировки немецких войск. Победа Красной Армии под Сталинградом и её последующее общее наступление зимой 1942-1943 года на огромном пространстве от Балтики до Черного моря, подорвали военную мощь Германии. Чтобы воспрепятствовать упадку морального духа армии и населения, Гитлер и его генералы решили подготовить и провести на советско-германском фронте крупную наступательную операцию. С её успехом они связывали надежды на возврат утраченной стратегической инициативы и поворот в ходе войны в свою пользу.

Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление, однако в середине апреля Ставка пересмотрела способ намеченных действий. Причиной тому явились данные советской разведки о том, что немецкое командование планирует провести стратегическое наступление на Курском выступе. Ставка приняла решение измотать противника мощной обороной, затем перейти в контрнаступление и разгромить его ударные силы. Произошел редчайший в истории войн случай, когда сильнейшая сторона, владея стратегической инициативой, преднамеренно предпочла начать боевые действия не наступлением, а обороной. Развитие событий показало, что этот смелый замысел был абсолютно оправдан.

Свое интересное название битва на Курской дуге, сражение получило из-за внешней схожести линии фронта с огромной дугой. Изменить ход Великой Отечественной войны и решить судьбу российских городов, таких как Орел и Белгород, было возложено на немецкие армии = Центр =, = Юг = и оперативную группу = Кемпф =. На оборону Орла были  поставлены с нашей стороны войска Центрального фронта, а на оборону Белгорода- Воронежского фронта.

12 июля 1943 года ознаменовано величайшим танковым сражением на поле под станицей Прохоровка. После проведенного сражения гитлеровцам пришлось сменить нападение на оборону. Этот день стоил им огромных человеческих потерь ( около 10 тысяч ) и разгрома 400 танков. Далее в районе Орла сражение продолжили Брянский, Центральный и Западный фронта, перейдя на операцию = Кутузов =. 

За три дня, с 16 по 18 июля Центральным фронтом была ликвидирована крупнейшая гитлеровская группировка, а её остатки были отброшены на 150 км к западу.

Еще несколько интересных диорам.

Фото. Диорама = В перерыве между боями =.

Фото. Диорама штурм Берлина.

Фото. Диорама = И на Тихом океане свой закончили поход =.

На стендах музея можно увидеть модели советских и немецких танков.

Не могу не упомянуть отдельно интересный танк Т-35. Это советский тяжелый танк межвоенного периода. Разработан в 1931-1932 годах инженерами специализированного конструкторского бюро под общим руководством Н.В. Барыкова. Является первым в СССР тяжелым танком, запущенным в массовое производство в 1933-1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе.

В рамках нескольких небольших партий было выпущено 59 серийных машин. Т-35 представлял собой пятибашенный тяжелый танк классической компоновки, с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укрепленных позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 30-х годов. С 1933 года танки Т-35 поступили на вооружение пятой тяжелой танковой бригады РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ТТБР в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовал, однако ограниченно применялся в ходе маневров и учений и часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР.

Т-35 принимал участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном из-за технических неисправностей ( лишь семь танков было потеряно в бою ). Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участие в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда. Все они были потеряны в бою.

ТТХ Т-35

Боевая масса: 50 т

Экипаж: 11 человек

Длина: 9720 мм

Ширина: 3200 мм

Вооружение: 1 х 76,2- мм ( КТ-28 ), 2 Х 45 мм ( 20К ), 6 х 7,62 мм пулемета.

Двигатель: V– образный 12- цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 500 лс.

Скорость по шоссе: 28,9 км в час

Скорость по пересеченной местности: 14 км в час

Запас хода: 100 км в час

Свидетельства войны, найденные поисковиками на Лобненском рубеже.

Фото. Стенд под названием = три танкиста =.

Герои этой экспозиции никогда не воевали в одном экипаже танка, но их связывает большая любовь к = тридцатьчетверке =. Дмитрий Кабанов в танке с 19 лет. Он и водил = тридцатьчетверки = и ремонтировал их. Каждую машину Кабанов нарекал персональным именем, относился к танкам, как к своим однополчанам. Погиб 26 января 1945 года в Польше.

Сергей Орлов знаменитый советский поэт в годы Великой Отечественной войны был танкистом. Дважды горел в танках. Из его стихотворений, посвященных танкам и танкистам, можно составить отдельную книгу. Написал сценарий фильма = Жаворонок =, в котором главный герой- танк Т-34.

Леонид Карцев прошел Великую Отечественную войну на Т-34. После  войны окончил бронетанковую академию и был распределен в конструкторское бюро нижнетагильского = Уралвагонзавода =. Стал главным конструктором, под его руководством созданы танки Т-55, Т-55А, Т-62.

В музее представлена роль танков Т-34 в основных битвах и операциях Великой Отечественной войны:

Московская битва ( 1941 )

Сталинградская битва ( 1942-1943 )

Курская битва ( 1943 )

Битва за Днепр ( 1943 )

Освобождение правобережной Украины ( 1943-1944 )

Белорусская операция ( 1944 )

Прибалтийская операция ( 1944 )

Корсунь-Шевченковская операция (1944 )

Ясско-Кишеневская операция ( 1944 )

Львовско-Сандомирская операция ( 1944 )

Освобождение 11 стран Европы ( 1945 )

Фото. Фадин Александр Михайлович.

Зимой 1944 года, экипаж танка Т-34, которым командовал Александр Фадин, выстрелом из пушки уничтожил немецкий самолет. Произошло это так, командование поставило Фадину задачу удерживать подступы к деревне от немецкой пехоты. Так как его танк был один на ходу, пришлось в одиночку выполнять поставленную задачу. На подступах к деревне нужно было занять позицию, ливший перед этим дождь, превратил дорогу в месиво, в котором даже танку было тяжело продвигаться. Дабы проехать и не застрять было решено двигаться задним ходом, и лишь к вечеру танк добрался до позиции, где его ждала пехота. Отдохнуть получилось только час, раздалась команда = В атаку =, и сразу с замаскированных немецких дзотов началась стрельба по пехоте и танку, а он в свою очередь раз за разом стал уничтожать пулеметные расчеты врага. К концу боя все 18 огневых точек немцев были уничтожены, но и поредела в численности советская пехота. И тут над полем был замечен немецкий транспортный самолет итальянского производства фирмы = Капрони =, летел он низко скидывая ящики с боеприпасами для немецких солдат. Лейтенант Александр Фадин оценил дистанцию, рассчитал скорость самолета, взял упреждение и выстрелил осколочным снарядом.

Фото. Самолет фирмы = Капрони =.

Фугас попал = Капрони = прямо в двигатель, самолет переломился в воздухе и рухнул на землю. Вот так впервые в истории Второй Мировой войны был сбит самолет из танкового орудия.

Экипаж всего одного танка, единственного брошенного на удержание села Дашуковка, за половину суток уничтожил: 18 пулеметных точек, два миномета с расчетами, один из которых был шестиствольным минометом, колонну автотехники из 11-ти машин и бронетранспортеров, танк Т-4, самолет, 50 солдат и офицеров.

За этот бой весь экипаж был представлен к наградам, а сам командир Фадин к званию Герой Советского союза.

Самые результативные советские танкисты Великой Отечественной войны.

Лавриненко Дмитрий Федорович.

Фото. Лавриненко первый слева.

Гвардии старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко- его боевая служба продлилась всего полгода, но за это время он одержал 52 победы, результат который за всю войну так и не смог превзойти ни один советский танкист. Лавриненко воевал в рядах знаменитой 1-й Гвардейской танковой бригады Катукова и погиб в боях под Москвой 18 декабря 1941 года, в самый разгар московской наступательной операции. Ему было 27 лет. Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко было присвоено в 1990 году.

Бочковский Владимир Александрович

Капитан Владимир Александрович Бочковский мастер танкового боя, одержал 36 побед, пять раз горел в танке. Как и Дмитрий Лавриненко служил в 1-й Гвардейской танковой бригаде, куда прибыл по окончании танкового училища летом 1942 года. В 1944-1945 годах принимал активное участие в танковых рейдах в тыл противника. За один из таких рейдов, в результате которого в тылу у немцев на Днестре был освобожден и удерживался до подхода главных сил город Чортков, заместитель командира танкового батальона 1-й Гвардейской танковой бригады гвардии капитан В.А. Бочковский был удостоен звания Героя Советского Союза. Бочковский дошел до Берлина, где был тяжело ранен во время штурма Зееловских высот. После войны Бочковский продолжил военную службу. В 1954 году окончил Военную академию бронетанковых войск, в 1964 году Военную академию Генерального штаба. С 1980 года генерал-лейтенант танковых войск В.А. Бочковский в отставке. Скончался 8 мая 1999 года.

Корольков Иван Иванович.

Майор Иван Иванович Корольков уничтожил 34 немецких танка, начал свою боевую карьеру механиком-водителем тяжелого танка КВ-1, завершил службу командиром танкового полка. Летом 1942 года командир роты тяжелых танков КВ-1 1-го танкового батальона 133-й танковой бригады 64-й армии Сталинградского фронта, старший лейтенант Корольков в составе экипажа подбил 8 танков противника. В критический момент боя 18 августа возглавил атаку стрелковых подразделений и несмотря на ранение, продолжал командовать танковой ротой до полного выполнения боевой задачи. За период боев с 22 июня по 20 сентября 1942 года на боевом счету экипажа КВ-1 И.И. Королькова 26 подбитых танков противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года = За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм = старшему лейтенанту Королькову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда. Комполка Корольков прошел всю войну, которая закончилась для него 1 мая 1945 тяжелым ранением в боях за немецкий город Ратенов. С 1946 года майор Корольков в запасе. Жил и работал в поселке городского типа Солнцево Курской области. Умер в 1973 году.

Кученков Михаил Петрович. 

Старший лейтенант Михаил Петрович Кученков прошел всю войну, уничтожил 32 немецких танка. Из наградного листа: = Командир взвода СУ-85 ( 4-я батарея ) Кученков М.П. умело водил и маневрировал своими орудиями на поле боя за Фридриховку. Метким огнем орудия тов. Кученков сжег немецкий танк = Тигр = и уничтожил несколько солдат и офицеров =. Из наградного листа = 19 июля 1944 года в бою за Митулин тов. Кученков уничтожил минометную батарею, транспортер, 5 пулеметных точек противника. 21 июля 1944 года в бою за Погорельцы огнем из пушек, пулеметов и гусеницами уничтожил до роты пехоты противника =. Из наградного листа = 22 января 1945 года в районе Жарнув уничтожил группировку противника, своей самоходкой уничтожил: 1 самоходное орудие = Артштурм =, 1 танк, 3 бронетранспортера, до взвода пехоты, взял в плен 48 солдат и офицеров противника. При форсировании р. Одер и уничтожении вражеской группировки в районе г. Штайгау и с. Крейшау с 24 по 29 января 1945 года, на западном берегу реки Одер, огнем и гусеницами своей самоходки уничтожил: 2 танка, 1 самоходку, 3 бронетранспортера, 1 пулеметную точку, 2 КП, не менее взвода пехоты противника =.

Дьяченко Никита Прохорович.

Гвардии капитан Никита Прохорович Дьяченко уничтожил 31 немецкий танк, став пятым по результативности танковым асом РККА. С первого дня войны Дьяченко воевал на танках Т-34 различных модификаций. Закончил войну заместителем командира танкового батальона 61-й Гвардейской бригады. Трижды ранен. Награды: Орден Красного Знамени ( 20.02.1945 ), Орден Александра Невского ( 26.05.1945 ), медаль = За оборону Ленинграда =, медаль = За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 = ( 15.09.1945 ).

Фото. Катуков Михаил Ефимович.

Стенд под названием генерал-хитрость посвящен маршалу бронетанковых войск М.Е. Катукову. Он стал танкистом в 1932 году. Весть о начале Великой Отечественной войны застала Катукова в госпитале, с высокой температурой он сбежал от врачей в свою 20-ю танковую дивизию, которой командовал. Военный талант М.Е. Катукова ярко раскрылся в битве под Москвой. Он, командир бригады, удачно применял метод подвижных танковых засад на широком фронте, умело вел активную разведку на большую глубину. За отважные и умелые боевые действия 4-ая танковая бригада была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду, а самого Катукова по праву стали называть первым танкистом-гвардейцем. За те бои ему было присвоено звание генерал-майора танковых войск, он был награжден орденом Ленина, а потом были многие трудные и славные битвы: на Курской дуге, на Украине, в Польше, в Германии, участвовал во взятии Берлина.

В 1945 году, подводя итоги Второй Мировой войны, примьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: = Три. Английская пушка. Немецкий самолет = Мессершмитт =. Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк… =

Рекорды танка Т-34.

1. Самый массовый танк в мире, в 1940-1946 годах было выпущено свыше 60 тысяч = тридцатьчетверок =.

2. Наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков.

3. Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности.

4. Самое мощное пушечное вооружение среди однотипных танков 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации.

5. Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса.

6. Самый быстроходный танк- 55 км в час.

7. Наибольший запас по топливу 370-420 км.

8. самый экономичный танк по расходу топлива благодаря быстроходному танковому дизелю.

9. Наилучшая проходимость благодаря широким гусеницам.

10. Первый в мире танк, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ.

11. Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях.

12. Находился в вооруженных силах 46 государств.

13. Первый средний танк, эксплуатировавшийся от Заполярья до Южной Африки, во всех часовых поясах.

14. Самое большое число танков-символов победы и памятников воинской доблести.

15. Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс.

16. Больше всего в сравнении с другими боевыми машинами, представлен в документальных и художественных фильмах.17. Чаще всего изображен на живописных полотнах.

Военные конфликты в которых участвовал танк Т-34.

1.Великая Отечественная война. 1941-1945 года

2. Разгром Квантунской армии. 1945 год

3. Гражданская война в Китае. 1946-1949 года

4. Корейская война. 1950-1953 года

5.Венгерское восстание. 1956 год

6. Суэцкий кризис. 1956 год

7. Операция в заливе Свиней. 1961 год

8. Война за независимость Анголы. 1961-1974 года

9. Гражданская война в Северном Йемене. 1962-1970 года

10. Война за независимость Гвинеи-Бисау. 1963-1970 года

11. Война во Вьетнаме. 1965-1975 года

12. Война за независимость Намибии. 1966-1986 года

13. Шестидневная война. 1967 год

14. Война Судного дня. 1973 год

15. Турецкое вторжение на Кипр. 1974 год

16. Война в Западной Сахаре. 1975-1991 года

17. Гражданская война в Анголе. 1975-2002 года

18. Гражданская война в Ливане. 1975-1990 года

19. Война за Огаден. 1977-1978 года

20. Гражданская война в Афганистане. 1978-1992 года

21. Китайско-Вьетнамская война. 1979 год

22. Ирано-Иракская война. 1980-1988 года

23. Ливанская война. 1982 год

24. Война в Хорватии. 1991-1995 года

25. Боснийская война. 1992-1995 года

26. Гражданская война в Йемене. 2014-2015 года

Фото. Ангола.

Фото. Эфиопия.

Фото. Северовьетнамские Т-34.

Фото. Корея.

Подводя итог скажу, музей Т-34 достоин внимания и уважения. При его посещении ощущаешь гордость за тех, кто создавал его и воевал на этом танке. Историю надо изучать, хранить и помнить, и в этом помогают такие места как этот музей.

В ближайшем будущем комплекс = История танка Т-34 = планируется увеличить в 10 раз. Появится новое здание, а уже существующее будет реконструировано и объединено с новым в единый комплекс.

В обновленном музее разместится огромное количество экспонатов, пока хранящихся в запасниках.

Музей танка Т-34. Часть первая.

http://bezablog.ru/2019/10/11/музей-танка-т-34/(откроется в новой вкладке)

Музей танка Т-34. Часть вторая.

http://bezablog.ru/2019/11/09/музей-танка-т-34-2/(откроется в новой вкладке)

Музей танка Т-34: Один комментарий

  1. На одной из встреч с Е. С. Катуковой, вдовой дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова, возникла идея организовать официальный музей истории танка Т-34 и открыт 6 декабря 2001 года. В этот день, 60 лет назад, в 1941 году на Лобненском рубеже началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой. Л. Н. Васильева стала президентом музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *