В этой части об открытой площадке музея хотелось бы рассказать о экспозиции посвященной авиации Второй мировой войны. В годы войны авиация была одним из основных родов войск и играла очень важную роль в ходе боевых действий. Не случайно каждая из воевавших сторон стремилась обеспечить постоянное повышение боеспособности своей авиации путем наращивания выпуска самолетов и непрерывного их совершенствования и обновления. Как никогда раньше широко в военную сферу был вовлечен научный и инженерный потенциал, работало множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, конструкторских бюро и испытательных центров, усилиями которых создавалась новейшая боевая техника. Это было время необычайно бурного прогресса самолетостроения.
Истребитель Як-3.
Истребитель Як-3 был разработан в 1943 году в ОКБ А.С. Яковлева на базе истребителя Як-1. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием от Як-1 стало меньшее по размеру крыло, а также ряд аэродинамических и конструктивных улучшений. В 1944 году началось серийное производство Як-3, всего было выпущено 4848 истребителей. Самолетами Як-3 был вооружен полк французских летчиков-истребителей = Нормандия-Неман =. На Як-3 сражались дважды Герои Советского Союза П.С. Кутахов и А.И. Колдунов, Герой Советского Союза летчик-испытатель Б.Н. Еремин и С.А. Микоян.
Взлетная масса кг -2692
Экипаж чел -1
Вооружение:
20-мм пушка ШВАК -1шт
12,7-мм пулемет УБ -2шт
Боекомплект:
20-мм снаряды шт -120
12,7-мм патроны шт -400
Максимальная скорость км/ч -646
Потолок м -104000
Дальность км -648
Число двигателей -1шт
Мощность двигателя л.с. -1240
Истребитель ЛаГГ-3.
Истребитель И-301 разработан в 1940 году конструкторами С.А. Лавочкиным и М.И. Гудковым при участии В.П. Горбунова. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием данного самолета стало использование в его конструкции дельта-древесины. В начале 1941 года началось серийное производство самолета под индексом ЛаГГ-3. Всего с 1941 по 1944 годы было выпущено 6528 самолета данного типа. Данный истребитель выпуска 1941 года с бортовым номером 24 входил в состав 9 истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
Взлетная масса кг -3346
Экипаж чел -1
Вооружение:
7,62-мм пулемет ШКАС -2шт
12,7-мм пулемет УБ -3шт
Боекомплект:
7,62-мм патроны шт -650
12,7-мм патроны шт -660
Реактивных снарядов РС-82 шт -6
Максимальная скорость км/ч -575
Потолок м -9500
Дальность км -1190
Число двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с. -1050
Истребитель Ла-5.
Истребитель ЛаГГ-5 был разработан в начале 1942 года в ОКБ С.А. Лавочкина под руководством С.М. Алексеева на базе истребителя ЛаГГ-3. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием от ЛаГГ-3 стала установка двигателя М-82 с воздушным охлаждением. В июле 1942 года началось серийное производство ЛаГГ-5, с сентября самолет переименовали в Ла-5. Всего с 1942 по 1944 годы было выпущено 10002 самолета в 3 основных модификациях. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя с бортовым номером 15, на котором в 1943 году воевал Герой Советского Союза гвардии майор Г.Д. Костылев ( всего 54 победы в воздушных боях ).
Взлетная масса кг -3360
Экипаж чел -1
Вооружение:
20-мм пушка ШВАК 2шт
Боекомплект:
20-мм снаряды шт -340
Бомбовая нагрузка кг -200
Реактивных снарядов РС-82 шт -6
Максимальная скорость км/ч -580
Потолок м -9500
Дальность км -1190
Число двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с. -1700
Истребитель И-16 тип 10.
Истребитель И-16 был разработан в 1933 году в ЦКБ Н.Н. Поликарпова. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Данный самолет являлся самым массовым советским истребителем в предвоенные годы- всего было построено 10292 И-16. Летчики на самолетах И-16 воевали в Испании на стороне республиканцев. В 1939 году И-16 принял участие в боях на реке Халхин-Гол ( Монголия ), в войне с Финляндией. В экспозиции представлена полноразмерная копия И-16 тип 10 из состава войск ПВО Калининского фронта, базировавшегося на аэродроме Будово в 1941 году.
Взлетная масса кг -1716
Экипаж чел -1
Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -4шт
Боекомплект: 7,62-мм патроны шт -3100
Максимальная скорость км/ч -448
Потолок м -8470
Дальность км -525
Число двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с. -750
Истребитель БЕЛЛ Р-63 = КИНГКОБРА = США.
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси, двигатель располагался за кабиной пилота, создан в КБ фирмы = БЕЛЛ = под руководством Д. Фабриева в 1943 году, всего было выпущено 3303 истребителя = КИНГКОБРА =, из которых 2421 были отправлены в Советский Союз. Истребитель Р-63 поступил в СССР по ленд-лизу и состоял на вооружении частей ВВС и ПВО.
Двигатель: тип 1 = АЛЛИСОН = -1шт
Мощность л.с. -1325
Взлетная масса кг -3822
Максимальная скорость км/ч -634
Дальность км -1265
Потолок км -12,5
Вооружение:
12,7-мм пулемет -2-4 шт
37-мм пушка -1шт
Истребитель = ХАРРИКЕЙН = Мк.IIБ ( Великобритания ).
Истребитель = ХАРРИКЕЙН = разработан в 1934-1935 годах КБ фирмы = ХОУКЕР = под руководством С. Кэмма. Данный самолет представлял собой развитие истребителя-биплана = ХОУКЕР ФЬЮРИ =. = ХАРРИКЕЙН = представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Всего с 1936 по 1944 годы было выпущено 16750 истребителей = ХАРРИКЕЙН = в различных модификациях. Боевое применение в СССР началось с сентября-октября 1941 года на Севере страны и под Москвой, затем до середины 1943 года на всех фронтах. Всего в СССР было отправлено 2952 = ХАРРИКЕЙН =. На экспозиции представлена полноразмерная копия модификации = ХАРРИКЕЙН = Мк.IIБ.
Взлетная масса кг -3422
Экипаж чел -1
Вооружение 7,7-мм пулемет Браунинг -12шт
Боекомплект 7,7-мм патроны -3600шт
Максимальная скорость км/ч -529
Потолок м -11125
Дальность км -740
Число двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с.-1260
Истребитель БФ-109Ф-2 ( Германия ).
Истребитель БФ-109Ф-2 был разработан в 1934 году немецкой фирмой = БФВ = под руководством Вилли Мессершмитта. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в феврале 1937 года, всего было выпущено 33000 БФ-109 различных модификаций. Истребители данного типа использовали в гражданской войне в Испании и в основных операциях на фронтах Второй мировой войны. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя БФ-109Ф-2 из состава 3 воздушного флота Люфтваффе, базировавшегося в 1941 году под Смоленском.
Взлетная масса кг -3120
Экипаж чел -1
Вооружение:
20-мм пушка МГ-151 -1шт
7,92-мм пулемет МГ-17 -1шт
Боекомплект:
20-мм выстрелы шт -150
7,92-мм патроны шт -1000
Максимальная скорость км/ч -620
Двигатель Daimler Benz DB605 -1шт
Мощность л.с -1475
Потолок м -11500
Максимальная дальность без подвесного бака км -560
Военно-транспортный самолет ЛИ-2.
Двухмоторный моноплан с низко-расположенным крылом, грузопассажирским салоном на 14-24 человека и убирающимся шасси. Выпуск самолетов ЛИ-2 был начат в СССР в 1938 году на основании лицензии американской фирмы = Дуглас =, разработавшей пассажирский самолет DS-3, в СССР эти самолеты получили сначала наименование ПС-84, а с сентября 1942 года ЛИ-2 в честь главного инженера завода №84 Б.П. Лисунова. Всего было выпущено более 4935 самолетов ЛИ-2, в том числе 2364 в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Взлетная масса кг -7700
Двигатель М-62 ИР -2шт
Мощность л.с. -2 Х 1000
Вооружение:
12,7-мм пулемет -1шт
7,62-мм пулемет -2 шт
Максимальная скорость км/ч -320
Дальность полета км -2560
Потолок м -7350
Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф ).
Бомбардировщик ДБ-3Ф цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси создан в ЦКБ С.В. Ильюшина. Первый полет совершил в марте 1936 года, строился серийно с 1937 года. Выпускался заводами №18 ( г. Воронеж ), №126 ( г. Комсомольск-на-Амуре ), №23 и №39 ( г. Москва ). Всего изготовлено 6563 экземпляра ДБ-3 и Ил-4. 8 августа 1941 года 15 самолетов ДБ-3Т совершили первую бомбардировку Берлина. В экспозиции представлен боевой самолет Ил-4, заводской номер 17404 совершивший вынужденную посадку в районе с. Муравейка Анучинского района ( Приморский край ). Восстановлением самолета занималась ООО = Авиационно-реставрационная группа = под руководством О.Ю. Лейко. Самолет передан в дар музею в августе 2004 года.
Взлетная масса кг -12120
Экипаж чел. -3-4
Вооружение:
7,62-мм пулемет ШКАС -2шт
12,7-мм пулемет УБТ -1шт
Боекомплект:
7,62-мм патроны шт -1050
12,7-мм патроны шт -200
Бомбовая нагрузка кг -2500
Максимальная скорость км/ч -398
Потолок м -8300
Дальность км -4000
Количество двигателей шт -2
Мощность двигателя л.с. -1100
Легкий бомбардировщик-разведчик Су-2.
Ближний бомбардировщик ББ-1 разработан в 1937 году в ОКБ П.О. Сухого. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в 1940 году, в декабре самолет переименовали в Су-2. Всего до 1942 года было выпущено 893 самолета данного типа. Су-2 применялись как ближние бомбардировщики и как разведывательные самолеты. В экспозиции представлена копия самолета Су-2, который в 1942 году входил в состав отдельной штурмовой авиационной группы 8 воздушной армии Сталинградского фронта.
Взлетная масса кг -4345
Экипаж чел. -2
Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -6шт
Боекомплект: 7,62-мм патроны -4900шт
Бомбовая нагрузка кг -400
Реактивных снарядов РС-82 шт -10
Максимальная скорость км/ч -467
Потолок м -8800
Дальность км -1190
Количество двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с. -1100
Учебно-тренировочный самолет По-2.
Учебно-тренировочный самолет По-2 разработан в 1928 году ЦКБ Н.Н. Поликарпова. Самолет представлял собой двухместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолет предназначался для массового обучения летчиков. Активно использовался для выполнения боевых задач: проведение разведки переднего края противника, связь командования со штабами, эвакуация раненных с передовой, снабжение партизанских отрядов, а также как ночной легкий бомбардировщик. Всего было выпущено 33000 самолетов ( 14 модификаций ). В годы войны женский полк ночных бомбардировщиков был вооружен самолетами По-2.
Взлетная масса кг -1350
Экипаж чел. -2
Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -1шт
Боекомплект 7,62-мм патроны шт -400
Бомбовая нагрузка кг -350
Максимальная скорость км/ч -152
Потолок м -3000
Дальность км -400
Число двигателей -1шт
Мощность двигателя л.с. -115
Максимальная скорость км/ч -152
Потолок м -3000
Дальность км -400
Истребитель ДИ-6.
Истребитель ДИ-6 был разработан в 1934 году старейшим деятелем отечественной авиации, морским летчиком Первой мировой войны и впоследствии летчиком-испытателем С.А. Кочеригиным и В.П. Яценко. ДИ-6 представлял собой двухместный полутороплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Всего было выпущено 222 самолета, в том числе 61 ДИ-6Ш в варианте штурмовика. Самолет принимал участие в Польском походе РККА, а с 1940 года передавался в учебные части. В экспозиции представлена полноразмерная копия двухместного истребителя образца 1936 года, который входил в состав 6-го штурмового авиационного полка Ленинградского фронта ( аэродром Майсниеми ) в 1941 году.
Взлетная масса кг -2033
Экипаж чел. -2
Вооружение 7,62-мм патроны шт -2250
Максимальная скорость км/ч -372
Потолок м -7700
Дальность км -550
Число двигателей шт -1
Мощность двигателя л.с -700
Истребитель И-15бис.
Истребитель И-15бис разработан в 1935 году в ЦКБ Н.Н. Поликарпова как дальнейшее развитие истребителя И-15. И-15бис представлял собой одноместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Всего выпущено 2408 самолетов данного типа. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя выпуска 1938 года, который входил в состав 71 истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.
Взлетная масса кг -1730
Экипаж чел -1
Вооружение 7,62-мм пулемет ПВ-1 -4шт
Боекомплект 7,62-мм патроны -3050шт
Максимальная скорость км/ч -379
Потолок м -9800
Дальность км -770
Число двигателей -1шт
Мощность двигателя л.с -750
Средний бомбардировщик Ю-88А-4 ( Германия ).
Бомбардировщик Ю-88 разработан в 1936 году фирмой = Юнкерс = под руководством Э. Гасснера. Данная машина представляла собой цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Серийное производство Ю-88 велось с 1939 года по май 1945 года, всего было выпущено 14980 экземпляров Ю-88. Применялся на всех фронтах Второй мировой войны как основной бомбардировщик Люфтваффе, а также как ночной истребитель. В экспозиции представлена кабина бомбардировщика Ю-88А-4, найденная в Мурманской области.
Взлетная масса кг -12115
Экипаж чел -4
Вооружение 7,92-мм пулемет МГ-15 -6шт
Боекомплект 7,92-мм патроны -2325шт
Бомбовая нагрузка кг -2900
Максимальная скорость км/ч -467
Потолок м -8200
Дальность км -2710
Количество двигателей шт -2
Мощность двигателя л.с. -1340
Истребитель БФ-110Ф-2 ( Германия ).
Истребитель БФ-110 был разработан в 1934 году немецкой фирмой = БФВ = под руководством Вилли Месершмитта. Самолет представлял собой двухместный двухдвигательный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в феврале 1937 года, всего было выпущено 6050 БФ-110 различных модификаций. Истребители данного типа использовались в основных операциях на фронтах Второй мировой войны, с 1940 года их начали применять как ночные истребители. В экспозиции представлена хвостовая часть фюзеляжа истребителя.
Взлетная масса кг -7200
Экипаж чел -2
Вооружение:
20-мм пулемет МГ-ФФ
7,92-мм пулемет МГ-17
7,92-мм пулемет МГ-15
Боекомплект:
20-мм выстрелы шт -360
7,92-мм патроны шт -4750
Максимальная скорость км/ч -565
Потолок м -10900
Дальность км -1200
Число двигателей шт -2
Мощность двигателя л.с. -1350
Ряд авиационных двигателей.
Авиационный двигатель М-82 ( СССР ).
Авиационный двигатель М-82 ( АШ-82 ) разработан в 1941 году ОКБ А.Д. Швецова на базе двигателя М-62. Данный двигатель представлял собой двухрядный четырнадцатицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения. Первая модификация М-82А установлена на истребителях ЛаГГ-3 ( Гу-82 ) и успешно испытана в сентябре 1941 года, затем на И-185 и МиГ-9 ( И-210 ). Двигатель в модификациях М-82, М-82Ф и М-82ФН использовался на бомбардировщиках Ту-2, Су-2, частично на Пе-8, истребителях Ла-5, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Всего выпущено 33000 экземпляров. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области.
Масса кг -868
Обьем л -41,2
Мощность л.с. -1700
Авиационный мотор Аллисон В-1710 ( США ).
Авиационный двигатель В-1710 разработан в 1929 году американской фирмой = Аллисон =. Данный двигатель представлял собой V-образный двенадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения, индекс 1710 означал обьем в кубических дюймах ( 28 литров ). Первые В-1710 выпущены в 1932 году для дирижаблей, однако полноценное серийное производство началось лишь в 1937 году. Двигатели В-1710 использовались на истребителях П-38, П-39, П-40 и П-63, три из них массово поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Всего выпущено 70000 двигателей В-1710. Найден на острове Шумшу ( Курильские острова ).
Масса кг -707
Обьем л -28
Мощность л.с. -1250
Авиационный двигатель М-105 ( СССР ).
Авиационный двигатель М-105 был разработан в 1940 году ОКБ В.Я. Климова на базе двигателя М-103. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск М-105 началось в 1940 году. Данный двигатель стал самым массовым советским авиадвигателем времен войны. Всего было выпущено около 91000 двигателей М-105. Двигатели М-105 использовались на бомбардировщиках СБ, Ар-2, Пс-2, Як-4 и Ер-2, истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области.
Масса кг -620
Обьем л -35
Мощность л.с. -1100
Авиационный двигатель М-103 ( СССР ).
Авиационный двигатель М-103 разработан в 1936-1937 годах ОКБ В.Я. Климова на базе двигателя М-100. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск М-103 начался в 1939 году на Рыбинском заводе №26, где до окончания производства в 1942 году изготовили 11681 экземпляров. Наиболее массово данный двигатель использовался на легких бомбардировщиках СБ, кроме того, М-103 применялся на ряде опытных самолетов. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области. Масса кг -495
Обьем л -36,03
Мощность л.с. -850
Авиационный двигатель Р-1830 Твин Уосп ( США ).
Авиационный двигатель Р-1830 Твин Уосп разработан в 1932 году американской фирмой = Прат энд Уитни =. Данный двигатель представлял собой двухрядный четырнадцатицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения, индекс 1830 означал обьем в кубических дюймах ( 30 литров ). Первая модификация Р-1830 развивала мощность 850 лошадиных сил, мощность наиболее массовой версии была доведена до 1200 лошадиных сил. Данный двигатель являлся одним из наиболее массовых поршневых двигателей в мире- всего было выпущено 173618 экземпляров. Двигатели семейства устанавливались на такие самолеты, как бомбардировщик Б-24, военно-транспортный С-47 и ряд других.
Масса кг -567
Обьем л -30
Мощность л.с. -1200
Авиационный двигатель Юнкерс Юмо-211 ( Германия ).
Авиационный двигатель Юнкерс Юмо-211 был разработан в 1934 году немецкой фирмой Юнкерс. Данный двигатель представлял собой V-образный 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения. Производство Авиационный Юмо-211 началось в 1937 году, всего до конца войны было выпущено 68248 двигателей. Авиамоторы данного типа устанавливались на бомбардировщики Юнкерс Ю-87, Ю-88 и Ю-90, Хейнкель Хе-111, а также на тяжелый истребитель Фокке-Вульф Та-154.
Масса кг -585
Обьем л -35
Мощность л.с. -1000
Авиационный двигатель АМ-38 ( СССР ).
Авиационный двигатель АМ-38 был разработан в 1939 году ОКБ А.А. Микулина на базе двигателя АМ-35. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск АМ-38 начался в 1939 году. До 1945 года изготовлено около 41000 двигателя. Использовался на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, кроме того, АМ-38 применялся на истребителе МИГ-3.
Масса кг -880
Обьем л -46,7
Мощность л.с. -1600
Фрагменты самолетов найденные поисковиками.
Фрагменты среднего бомбардировщика Юнкерс JU-88 ( Германия ).
Юнкерс JU-88 многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны, использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель. Разрабатывали Юнкерс JU-88 Генрих Эверс и Альфред Гасснер. Всего выпущено 15000 этих самолетов.
Экипаж чел -4
Взлетная масса кг -14000
Вооружение:
Пулемет MG-131 2шт
Пулемет MG-81 3шт
Бомбовая нагрузка до 3 тонн.
Двигатель JUMO 211J-1 2шт
Мощность л.с. -2 х 1700
Максимальная скорость км/ч -550
Дальность км -2700
Потолок м -9900
Продолжение следует.
С 30 октября Открытые площадки военной техники работают для приема гостей по стандартному расписанию.
Спасибо за своевременную информацию.