Музей Победы. Площадка военной техники. Часть 2 авиация.

В этой части об открытой площадке музея хотелось бы рассказать о экспозиции посвященной авиации Второй мировой войны. В годы войны авиация была одним из основных родов войск и играла очень важную роль в ходе боевых действий. Не случайно каждая из воевавших сторон стремилась обеспечить постоянное повышение боеспособности своей авиации путем наращивания выпуска самолетов и непрерывного их совершенствования и обновления. Как никогда раньше широко в военную сферу был вовлечен научный и инженерный потенциал, работало множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, конструкторских бюро и испытательных центров, усилиями которых создавалась новейшая боевая техника. Это было время необычайно бурного прогресса самолетостроения.

Истребитель Як-3.

Истребитель Як-3 был разработан в 1943 году в ОКБ А.С. Яковлева на базе истребителя Як-1. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием от Як-1 стало меньшее по размеру крыло, а также ряд аэродинамических и конструктивных улучшений. В 1944 году началось серийное производство Як-3, всего было выпущено 4848 истребителей. Самолетами Як-3 был вооружен полк французских летчиков-истребителей = Нормандия-Неман =. На Як-3 сражались дважды Герои Советского Союза П.С. Кутахов и А.И. Колдунов, Герой Советского Союза летчик-испытатель Б.Н. Еремин и С.А. Микоян.

Взлетная масса кг -2692

Экипаж чел -1

Вооружение:

20-мм пушка ШВАК -1шт

12,7-мм пулемет УБ -2шт

Боекомплект:

20-мм снаряды шт -120

12,7-мм патроны шт -400

Максимальная скорость км/ч -646

Потолок м -104000

Дальность км -648

Число двигателей -1шт

Мощность двигателя л.с. -1240

Истребитель ЛаГГ-3.

Истребитель И-301 разработан в 1940 году конструкторами С.А. Лавочкиным и М.И. Гудковым при участии В.П. Горбунова. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием данного самолета стало использование в его конструкции дельта-древесины. В начале 1941 года началось серийное производство самолета под индексом ЛаГГ-3. Всего с 1941 по 1944 годы было выпущено 6528 самолета данного типа. Данный истребитель выпуска 1941 года с бортовым номером 24 входил в состав 9 истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота.

Взлетная масса кг -3346

Экипаж чел -1

Вооружение:

7,62-мм пулемет ШКАС -2шт

12,7-мм пулемет УБ -3шт

Боекомплект:

7,62-мм патроны шт -650

12,7-мм патроны шт -660

Реактивных снарядов РС-82 шт -6

Максимальная скорость км/ч -575

Потолок м -9500

Дальность км -1190

Число двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с. -1050

Истребитель Ла-5.

Истребитель ЛаГГ-5 был разработан в начале 1942 года в ОКБ С.А. Лавочкина под руководством С.М. Алексеева на базе истребителя ЛаГГ-3. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Основным отличием от ЛаГГ-3 стала установка двигателя М-82 с воздушным охлаждением. В июле 1942 года началось серийное производство ЛаГГ-5, с сентября самолет переименовали в Ла-5. Всего с 1942 по 1944 годы было выпущено 10002 самолета в 3 основных модификациях. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя с бортовым номером 15, на котором в 1943 году воевал Герой Советского Союза гвардии майор Г.Д. Костылев ( всего 54 победы в воздушных боях ).

Взлетная масса кг -3360

Экипаж чел -1

Вооружение:

20-мм пушка ШВАК 2шт

Боекомплект:

20-мм снаряды шт -340

Бомбовая нагрузка кг -200

Реактивных снарядов РС-82 шт -6

Максимальная скорость км/ч -580

Потолок м -9500

Дальность км -1190

Число двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с. -1700

Истребитель И-16 тип 10.

Истребитель И-16 был разработан в 1933 году в ЦКБ Н.Н. Поликарпова. Самолет представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Данный самолет являлся самым массовым советским истребителем в предвоенные годы- всего было построено 10292 И-16. Летчики на самолетах И-16 воевали в Испании на стороне республиканцев. В 1939 году И-16 принял участие в боях на реке Халхин-Гол ( Монголия ), в войне с Финляндией. В экспозиции представлена полноразмерная копия И-16 тип 10 из состава войск ПВО Калининского фронта, базировавшегося на аэродроме Будово в 1941 году.

Взлетная масса кг -1716

Экипаж чел -1

Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -4шт

Боекомплект: 7,62-мм патроны шт -3100

Максимальная скорость км/ч -448

Потолок м -8470

Дальность км -525

Число двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с. -750

Истребитель БЕЛЛ Р-63 = КИНГКОБРА = США.

Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси, двигатель располагался за кабиной пилота, создан в КБ фирмы = БЕЛЛ = под руководством Д. Фабриева в 1943 году, всего было выпущено 3303 истребителя = КИНГКОБРА =, из которых 2421 были отправлены в Советский Союз. Истребитель Р-63 поступил в СССР по ленд-лизу и состоял на вооружении частей ВВС и ПВО.

Двигатель: тип 1 = АЛЛИСОН = -1шт

Мощность л.с. -1325

Взлетная масса кг -3822

Максимальная скорость км/ч -634

Дальность км -1265

Потолок км -12,5

Вооружение:

12,7-мм пулемет -2-4 шт

37-мм пушка -1шт

Истребитель = ХАРРИКЕЙН = Мк.IIБ ( Великобритания ).

Истребитель = ХАРРИКЕЙН = разработан в 1934-1935 годах КБ фирмы = ХОУКЕР = под руководством С. Кэмма. Данный самолет представлял собой развитие истребителя-биплана = ХОУКЕР ФЬЮРИ =. = ХАРРИКЕЙН = представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Всего с 1936 по 1944 годы было выпущено 16750 истребителей = ХАРРИКЕЙН = в различных модификациях. Боевое применение в СССР началось с сентября-октября 1941 года на Севере страны и под Москвой, затем до середины 1943 года на всех фронтах. Всего в СССР было отправлено 2952 = ХАРРИКЕЙН =. На экспозиции представлена полноразмерная копия модификации = ХАРРИКЕЙН = Мк.IIБ.

Взлетная масса кг -3422

Экипаж чел -1

Вооружение 7,7-мм пулемет Браунинг -12шт

Боекомплект 7,7-мм патроны -3600шт

Максимальная скорость км/ч -529

Потолок м -11125

Дальность км -740

Число двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с.-1260

Истребитель БФ-109Ф-2 ( Германия ).

Истребитель БФ-109Ф-2 был разработан в 1934 году немецкой фирмой = БФВ = под руководством Вилли Мессершмитта. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в феврале 1937 года, всего было выпущено 33000 БФ-109 различных модификаций. Истребители данного типа использовали в гражданской войне в Испании и в основных операциях на фронтах Второй мировой войны. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя БФ-109Ф-2 из состава 3 воздушного флота Люфтваффе, базировавшегося в 1941 году под Смоленском.

Взлетная масса кг -3120

Экипаж чел -1

Вооружение:

20-мм пушка МГ-151 -1шт

7,92-мм пулемет МГ-17 -1шт

Боекомплект:

20-мм выстрелы шт -150

7,92-мм патроны шт -1000

Максимальная скорость км/ч -620

Двигатель Daimler Benz DB605 -1шт

Мощность л.с -1475

Потолок м -11500

Максимальная дальность без подвесного бака км -560

Военно-транспортный самолет ЛИ-2.

Двухмоторный моноплан с низко-расположенным крылом, грузопассажирским салоном на 14-24 человека и убирающимся шасси. Выпуск самолетов ЛИ-2 был начат в СССР в 1938 году на основании лицензии американской фирмы = Дуглас =, разработавшей пассажирский самолет DS-3, в СССР эти самолеты получили сначала наименование ПС-84, а с сентября 1942 года ЛИ-2 в честь главного инженера завода №84 Б.П. Лисунова. Всего было выпущено более 4935 самолетов ЛИ-2, в том числе 2364 в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Взлетная масса кг -7700

Двигатель М-62 ИР -2шт

Мощность л.с. -2 Х 1000

Вооружение:

12,7-мм пулемет -1шт

7,62-мм пулемет -2 шт

Максимальная скорость км/ч -320

Дальность полета км -2560

Потолок м -7350

Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф ).

Бомбардировщик ДБ-3Ф цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси создан в ЦКБ С.В. Ильюшина. Первый полет совершил в марте 1936 года, строился серийно с 1937 года. Выпускался заводами №18 ( г. Воронеж ), №126 ( г. Комсомольск-на-Амуре ), №23 и №39 ( г. Москва ). Всего изготовлено 6563 экземпляра ДБ-3 и Ил-4. 8 августа 1941 года 15 самолетов ДБ-3Т совершили первую бомбардировку Берлина. В экспозиции представлен боевой самолет Ил-4, заводской номер 17404 совершивший вынужденную посадку в районе с. Муравейка Анучинского района ( Приморский край ). Восстановлением самолета занималась ООО = Авиационно-реставрационная группа = под руководством О.Ю. Лейко. Самолет передан в дар музею в августе 2004 года.

Взлетная масса кг -12120

Экипаж чел. -3-4

Вооружение:

7,62-мм пулемет ШКАС -2шт

12,7-мм пулемет УБТ -1шт

Боекомплект:

7,62-мм патроны шт -1050

12,7-мм патроны шт -200

Бомбовая нагрузка кг -2500

Максимальная скорость км/ч -398

Потолок м -8300

Дальность км -4000

Количество двигателей шт -2

Мощность двигателя л.с. -1100

Легкий бомбардировщик-разведчик Су-2.

Ближний бомбардировщик ББ-1 разработан в 1937 году в ОКБ П.О. Сухого. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в 1940 году, в декабре самолет переименовали в Су-2. Всего до 1942 года было выпущено 893 самолета данного типа. Су-2 применялись как ближние бомбардировщики и как разведывательные самолеты. В экспозиции представлена копия самолета Су-2, который в 1942 году входил в состав отдельной штурмовой авиационной группы 8 воздушной армии Сталинградского фронта.

Взлетная масса кг -4345

Экипаж чел. -2

Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -6шт

Боекомплект: 7,62-мм патроны -4900шт

Бомбовая нагрузка кг -400

Реактивных снарядов РС-82 шт -10

Максимальная скорость км/ч -467

Потолок м -8800

Дальность км -1190

Количество двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с. -1100

Учебно-тренировочный самолет По-2.

Учебно-тренировочный самолет По-2 разработан в 1928 году ЦКБ Н.Н. Поликарпова. Самолет представлял собой двухместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолет предназначался для массового обучения летчиков. Активно использовался для выполнения боевых задач: проведение разведки переднего края противника, связь командования со штабами, эвакуация раненных с передовой, снабжение партизанских отрядов, а также как ночной легкий бомбардировщик. Всего было выпущено 33000 самолетов ( 14 модификаций ). В годы войны женский полк ночных бомбардировщиков был вооружен самолетами По-2.

Взлетная масса кг -1350

Экипаж чел. -2

Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС -1шт

Боекомплект 7,62-мм патроны шт -400

Бомбовая нагрузка кг -350

Максимальная скорость км/ч -152

Потолок м -3000

Дальность км -400

Число двигателей -1шт

Мощность двигателя л.с. -115

Максимальная скорость км/ч -152

Потолок м -3000

Дальность км -400

Истребитель ДИ-6.

Истребитель ДИ-6 был разработан в 1934 году старейшим деятелем отечественной авиации, морским летчиком Первой мировой войны и впоследствии летчиком-испытателем С.А. Кочеригиным и В.П. Яценко. ДИ-6 представлял собой двухместный полутороплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Всего было выпущено 222 самолета, в том числе 61 ДИ-6Ш в варианте штурмовика. Самолет принимал участие в Польском походе РККА, а с 1940 года передавался в учебные части. В экспозиции представлена полноразмерная копия двухместного истребителя образца 1936 года, который входил в состав 6-го штурмового авиационного полка Ленинградского фронта ( аэродром Майсниеми ) в 1941 году.

Взлетная масса кг -2033

Экипаж чел. -2

Вооружение 7,62-мм патроны шт -2250

Максимальная скорость км/ч -372

Потолок м -7700

Дальность км -550

Число двигателей шт -1

Мощность двигателя л.с -700

Истребитель И-15бис.

Истребитель И-15бис разработан в 1935 году в ЦКБ Н.Н. Поликарпова как дальнейшее развитие истребителя И-15. И-15бис представлял собой одноместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Всего выпущено 2408 самолетов данного типа. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя выпуска 1938 года, который входил в состав 71 истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.

Взлетная масса кг -1730

Экипаж чел -1

Вооружение 7,62-мм пулемет ПВ-1 -4шт

Боекомплект 7,62-мм патроны -3050шт

Максимальная скорость км/ч -379

Потолок м -9800

Дальность км -770

Число двигателей -1шт

Мощность двигателя л.с -750

Средний бомбардировщик Ю-88А-4 ( Германия ).

Бомбардировщик Ю-88 разработан в 1936 году фирмой = Юнкерс = под руководством Э. Гасснера. Данная машина представляла собой цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Серийное производство Ю-88 велось с 1939 года по май 1945 года, всего было выпущено 14980 экземпляров Ю-88. Применялся на всех фронтах Второй мировой войны как основной бомбардировщик Люфтваффе, а также как ночной истребитель. В экспозиции представлена кабина бомбардировщика Ю-88А-4, найденная в Мурманской области.

Взлетная масса кг -12115

Экипаж чел -4

Вооружение 7,92-мм пулемет МГ-15 -6шт

Боекомплект 7,92-мм патроны -2325шт

Бомбовая нагрузка кг -2900

Максимальная скорость км/ч -467

Потолок м -8200

Дальность км -2710

Количество двигателей шт -2

Мощность двигателя л.с. -1340

Истребитель БФ-110Ф-2 ( Германия ).

Истребитель БФ-110 был разработан в 1934 году немецкой фирмой = БФВ = под руководством Вилли Месершмитта. Самолет представлял собой двухместный двухдвигательный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в феврале 1937 года, всего было выпущено 6050 БФ-110 различных модификаций. Истребители данного типа использовались в основных операциях на фронтах Второй мировой войны, с 1940 года их начали применять как ночные истребители. В экспозиции представлена хвостовая часть фюзеляжа истребителя.

Взлетная масса кг -7200

Экипаж чел -2

Вооружение:

20-мм пулемет МГ-ФФ

7,92-мм пулемет МГ-17

7,92-мм пулемет МГ-15

Боекомплект:

20-мм выстрелы шт -360

7,92-мм патроны шт -4750

Максимальная скорость км/ч -565

Потолок м -10900

Дальность км -1200

Число двигателей шт -2

Мощность двигателя л.с. -1350

Ряд авиационных двигателей.

Авиационный двигатель М-82 ( СССР ).

Авиационный двигатель М-82 ( АШ-82 ) разработан в 1941 году ОКБ А.Д. Швецова на базе двигателя М-62. Данный двигатель представлял собой двухрядный четырнадцатицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения. Первая модификация М-82А установлена на истребителях ЛаГГ-3 ( Гу-82 ) и успешно испытана в сентябре 1941 года, затем на И-185 и МиГ-9 ( И-210 ). Двигатель в модификациях М-82, М-82Ф и М-82ФН использовался на бомбардировщиках Ту-2, Су-2, частично на Пе-8, истребителях Ла-5, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Всего выпущено 33000 экземпляров. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области.

Масса кг -868

Обьем л -41,2

Мощность л.с. -1700

Авиационный мотор Аллисон В-1710 ( США ).

Авиационный двигатель В-1710 разработан в 1929 году американской фирмой = Аллисон =. Данный двигатель представлял собой V-образный двенадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения, индекс 1710 означал обьем в кубических дюймах ( 28 литров ). Первые В-1710 выпущены в 1932 году для дирижаблей, однако полноценное серийное производство началось лишь в 1937 году. Двигатели В-1710 использовались на истребителях П-38, П-39, П-40 и П-63, три из них массово поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Всего выпущено 70000 двигателей В-1710. Найден на острове Шумшу ( Курильские острова ).

Масса кг -707

Обьем л -28

Мощность л.с. -1250

Авиационный двигатель М-105 ( СССР ).

Авиационный двигатель М-105 был разработан в 1940 году ОКБ В.Я. Климова на базе двигателя М-103. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск М-105 началось в 1940 году. Данный двигатель стал самым массовым советским авиадвигателем времен войны. Всего было выпущено около 91000 двигателей М-105. Двигатели М-105 использовались на бомбардировщиках СБ, Ар-2, Пс-2, Як-4 и Ер-2, истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области.

Масса кг -620

Обьем л -35

Мощность л.с. -1100

Авиационный двигатель М-103 ( СССР ).

Авиационный двигатель М-103 разработан в 1936-1937 годах ОКБ В.Я. Климова на базе двигателя М-100. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск М-103 начался в 1939 году на Рыбинском заводе №26, где до окончания производства в 1942 году изготовили 11681 экземпляров. Наиболее массово данный двигатель использовался на легких бомбардировщиках СБ, кроме того, М-103 применялся на ряде опытных самолетов. Данный двигатель найден на местах боев в Мурманской области. Масса кг -495

Обьем л -36,03

Мощность л.с. -850

Авиационный двигатель Р-1830 Твин Уосп ( США ).

Авиационный двигатель Р-1830 Твин Уосп разработан в 1932 году американской фирмой = Прат энд Уитни =. Данный двигатель представлял собой двухрядный четырнадцатицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения, индекс 1830 означал обьем в кубических дюймах ( 30 литров ). Первая модификация Р-1830 развивала мощность 850 лошадиных сил, мощность наиболее массовой версии была доведена до 1200 лошадиных сил. Данный двигатель являлся одним из наиболее массовых поршневых двигателей в мире- всего было выпущено 173618 экземпляров. Двигатели семейства устанавливались на такие самолеты, как бомбардировщик Б-24, военно-транспортный С-47 и ряд других.

Масса кг -567

Обьем л -30

Мощность л.с. -1200

Авиационный двигатель Юнкерс Юмо-211 ( Германия ).

Авиационный двигатель Юнкерс Юмо-211 был разработан в 1934 году немецкой фирмой Юнкерс. Данный двигатель представлял собой V-образный 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения. Производство Авиационный Юмо-211 началось в 1937 году, всего до конца войны было выпущено 68248 двигателей. Авиамоторы данного типа устанавливались на бомбардировщики Юнкерс Ю-87, Ю-88 и Ю-90, Хейнкель Хе-111, а также на тяжелый истребитель Фокке-Вульф Та-154.

Масса кг -585

Обьем л -35

Мощность л.с. -1000

Авиационный двигатель АМ-38 ( СССР ).

Авиационный двигатель АМ-38 был разработан в 1939 году ОКБ А.А. Микулина на базе двигателя АМ-35. Данный двигатель представлял собой V-образный двеннадцатицилиндровый мотор водяного охлаждения. Серийный выпуск АМ-38 начался в 1939 году. До 1945 года изготовлено около 41000 двигателя. Использовался на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, кроме того, АМ-38 применялся на истребителе МИГ-3.

Масса кг -880

Обьем л -46,7

Мощность л.с. -1600

Фрагменты самолетов найденные поисковиками.

Фрагменты среднего бомбардировщика Юнкерс JU-88 ( Германия ).

Юнкерс JU-88 многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны, использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель. Разрабатывали Юнкерс JU-88 Генрих Эверс и Альфред Гасснер. Всего выпущено 15000 этих самолетов.

Экипаж чел -4

Взлетная масса кг -14000

Вооружение:

Пулемет MG-131   2шт

Пулемет MG-81      3шт

Бомбовая нагрузка до 3 тонн.

Двигатель JUMO 211J-1    2шт

Мощность л.с. -2 х 1700

Максимальная скорость км/ч   -550

Дальность км -2700

Потолок м -9900

Продолжение следует.

Музей Победы. Площадка военной техники. Часть 2 авиация.: 2 комментария

  1. С 30 октября Открытые площадки военной техники работают для приема гостей по стандартному расписанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *