
Продолжая цикл статей о посещении Музея Победы, не могу не рассказать еще об одной открытой площадке посвященной Военно-морскому флоту.


В годы Великой Отечественной войны Военно-морской флот, как
вид Вооруженных сил решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с сухопутными войсками, авиацией и войсками ПВО. Он вел активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов противника, обеспечивал надежное прикрытие военных и гражданских морских, озерных и речных перевозок, содействовал приморским группировкам сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях. Активное участие советские моряки приняли в различных наступательных и оборонительных операциях советских войск. Около 500 тысяч матросов и офицеров героически сражались на сухопутных театрах военных действий.

За годы войны флот высадил более 100 морских оперативных и тактических десантов. К 22 июня 1941 года к началу Великой Отечественной войны Военно-морской флот в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северо-тихоокеанскую военные флотилии. В составе флотов насчитывалось около 1000 боевых кораблей и катеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров.
Типы кораблей Военно-морского флота СССР периода Второй мировой войны.
1. Линейные корабли- класс бронированных артиллерийских военных кораблей, отличаются применением максимального количества орудий крупного калибра и мощной броневой защитой.
2. Легкие крейсера- класс боевых кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых могут быть борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.
3. Эскадренные миноносцы- класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, самолетами, кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Используется для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.
4. Лидеры эскадренных миноносцев- корабли подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с более высокой скоростью до 43 узлов и с усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев.
5. Подводные лодки- класс кораблей способных к автономным действиям под водой и на поверхности.
6. Сторожевые корабли- класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
7. Торпедные катера- класс быстроходных боевых кораблей, основным оружием которых являются торпеды.
8. Тральщики- военные корабли предназначенные для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющие для этого специальное оборудование. Подразделяются на: быстроходные тральщики, базовые тральщики, мелкосидящие тральщики.

Начну пожалуй сразу с самого большого экспоната.
305-мм морская железнодорожная артиллерийская установка-транспортер ТМ-3-12.







Проект транспортера разработан Центральным конструкторским бюро судостроения №3 на Ленинградском металлическом заводе и утвержден в мае 1936 году. Ствол изготовлен на Обуховском заводе в Петрограде. Транспортер предназначен для стрельбы по морским и наземным целям. Три транспортера были изготовлены в городе Николаеве в период с 1 июля 1938 года по 1 января 1939 года, при этом были использованы стволы главного калибра с линкора = Императрица Мария =, затонувшего на рейде Севастополя в 1916 году. Из трех транспортеров сформировали батарею №9, она во время Советско-финской войны использовалась для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма. После завершения боевых действий в соответствии с решением комитета обороны СССР 20 июня 1940 года батарея была переведена на полуостров Ханко, арендованный у Финляндии для создания на нем военно-морской базы. Сначала Великой Отечественной войны по декабрь 1941 года батарея участвовала в боевых действиях- защищала военно-морскую базу Балтийского флота, перед её эвакуацией с полуострова Ханко в декабре 1941 года орудия были приведены в состояние непригодное для стрельбы. Финские специалисты вернули боеспособность транспортерам, установив на них стволы с русского линкора = Александр III =. В начале 1945 года батарея была возвращена в СССР. Форт = Красная горка = на берегу Финского залива стал последней позицией для базировавшихся на полуострове Ханко транспортеров ТМ-3-12. В 1999 году по распоряжению главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.И. Куроедова уникальный памятник военно-технического достижения советских оружейников 305-мм морская железнодорожная артиллерийская установка была безвозмездно передана Центральному музею Великой Отечественной войны.
Калибр ствола мм -305
Предельная дальность стрельбы км -50
Скорострельность, выстрел/мин -2
Масса ствола т -50
Масса снаряда кг -470
Полная масса транспортера т -340
Боевой расчет, человек -50



Речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 = Шмель =.









Бронекатера были созданы для ведения военных действий на реках, озерах и в мелководных районах морей с 1935 года. На них устанавливались танковые орудийные башни, пулеметные башни бронеавтомобилей и пусковые установки реактивных снарядов БМ-8-24 и БМ-13-16 = Катюша =. Бронекатера входили в состав речных и озерных боевых флотилий Великой Отечественной войны. Речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 = Шмель = был разработан в 1965 году. Головной катер проекта 1204 был построен в 1967 году в городе Керчь на ссз = Залив =, всего с 1967 по 1974 гг. было построено 118 артиллерийских бронекатеров проекта 1204.
Водоизмещение полное т -71
Скорость хода узлы, км/час -23-41
Вооружение:
Артустановка 76-мм Д-56 ТС -1
Артустановка 25-мм 2М-3М -1
7,62-мм пулеметы ПКТ -2
140-мм ракетная установка БМ-14-17 -1
30-мм гранатомет АГ-30 = Пламя = -2
Мины шт -10



Торпедный катер проекта 123-БИС типа = Комсомолец = ( СССР ).






Торпедные катера проекта 123-БИС типа = Комсомолец = строились на Тюменской судоверфи ( с октября 1941 года на заводе №639 ). Предназначен для нанесения торпедных ударов по кораблям противника и постановки дымовых завес. Этот катер мог использовать свое вооружение и ходить на максимальной скорости при волнении моря до 3-х баллов. Данный катер создан в 1944 году в Ленинграде. Всего было построено более 30 таких катеров, вошедших в состав Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Водоизмещение полное т -20,5
Скорость хода, узлы ( км/час ) -48 ( 86 )
Вооружение:
12,7-мм спаренные пулеметы ДШК -2
450-мм однотрубный торпедный аппарат -2
Дымовая аппаратура ДА-4 -1
Экипаж человек -7



Боевая рубка подводной лодки Щ-307 ( СССР ).

Головная подводная лодка Щ-307 серии У-БИС-2 построена на Ленинградском заводе под руководством Б.М. Малинина и К.М. Руберовского. Вошла в состав Балтийского флота в 1935 году. 10 августа 1941 года впервые потопила торпедами немецкую подводную лодку U-144, всего за время войны потопила 13 кораблей противника. За боевые успехи в годы войны награждена Орденом Красного Знамени.
Водоизмещение надводное т -591,3
Водоизмещение подводное т -707,6
Длина/ширина/осадка м -58,8/6,2/4,0
Число и мощность двигателей л.с. -2х800/ 2х1370
Скорость хода надводная узлы/ км/ч -13,48/8,3
Скорость хода подводная узлы/ км/ч -25/15
Дальность плавания надводная миль/км -5100/104
Дальность плавания подводная миль/км -8330/185
Вооружение:
Артиллерийское мм -90
Торпедное -2х45/6
Экипаж чел -39



Боевая рубка подводной лодки Л-3.




Подводная лодка Л-3 ( Типа = Ленинец = ) разработана в техбюро №4 Балтийского завода под руководством Б.М. Малинина в 1933 году. Во время Великой отечественной войны в составе Краснознаменного Балтийского флота потопила 25 транспортов и боевых кораблей противника. За боевые заслуги 1 марта 1943 года удостоена гвардейского звания.
Водоизмещение надводное т -1051,3
Водоизмещение подводное т -1327,0
Длина/ширина/осадка м -78,0/7,0/3,96
Число и мощность двигателей л.с. -2х1100/ 2х650
Скорость хода надводная узлы/ км/ч -13,75/8
Скорость хода подводная узлы/ км/ч -25,4/14,8
Дальность плавания надводная миль/км -6000/135
Дальность плавания подводная миль/км -11100/192,4
Вооружение:
Артиллерийское мм -90
Торпедное -1х45/6
Экипаж человек -54




Стилизованная палуба эсминца находится на берегу правого дока. Представляет собой бетонное основание с обводами корпуса корабля, на котором установлены фрагменты надстроек, орудия и палубное оснащение настоящих кораблей.


Рубка-надстройка базового тральщика БТЩ типа = Фугас =.

Базовые тральщики предназначались для поиска и уничтожения морских мин с помощью тралов и проводки кораблей ( судов ) за тралами через миноопасные районы. Рубка на кораблях предназначена для размещения командных постов, боевых постов, систем и приборов управления кораблем и техническими средствами корабля. Они обладали мощным артиллерийским вооружением: 1х100-мм артустановка Б-34-У-1, 1х45-мм артустановка 21-К, 2-4 шт 12,7-мм спаренных пулеметов ДШК.
Водоизмещение полное т -500
Скорость хода узлы/ км/ч -8/14,8
Вооружение:
Артиллерийское мм -100
Пулеметное мм -12,7
Тралы -2



130-мм артиллерийская установка Б-13.

130-мм артиллерийская установка Б-13 была разработана в КБ завода = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1936 году. Этой артиллерийской установкой вооружались эсминцы, лидеры и крейсеры. Б-13 использовалась и как оружие береговой обороны. Применялась для отражения воздушного нападения, подавления огневых точек, уничтожения живой силы противника при высадке морских десантов и поддержке сухопутных войск, а также для противодействия надводным кораблям и судам.
Калибр мм -130
Боевая масса кг -12800
Дальность стрельбы км -25,5
Масса снаряда кг -33,5
Начальная скорость снаряда м/сек -870
Темп стрельбы выстрел/мин -10
Расчет, человек -9



Палубный пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53.



Палубный пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53 предназначен для хранения и производства стрельбы по надводным целям как залпом, так и одиночной торпедой. ПТА-53 представляет собой трубу, снаружи которой размещены устройства для выстреливания торпед сжатым воздухом, механизмы и приборы дистанционного ввода данных стрельбы. Устанавливался на поворотной платформе на надводных кораблях. В период Великой Отечественной войны с надводных кораблей выпущено 860 торпед и потоплено 194 надводных корабля противника.
Калибр мм -533
Масса кг -10000
Длина мм -8000
Давление воздуха в баллонах кг/см куб -200



Двухавтоматная турельная артиллерийская установка 2М-3-М образца 1940 года.

Двухавтоматная турельная артиллерийская установка 2М-3-М предназначена для ведения огня по воздушным и морским целям. Она имела электрогидравлическую систему наведения и кольцевой ( коллиматорный ) прицел. Стояла на вооружении малых надводных кораблей и катеров.
Калибр мм -25
Боевая масса кг -1500
Расчет человек -1
Дальность стрельбы км -3
Темп стрельбы выстрел/мин -130


Спаренная артиллерийская установка В-11 образца 1946 года.


Спаренная артиллерийская установка В-11 создана в 1944 году на заводе №4 на базе двух автоматов 70-К. Принята на вооружение в 1946 году. Устанавливалась на крейсерах, эсминцах и тральщиках. Предназначалась для борьбы с низколетящими целями противника. Стояла на вооружении и в послевоенное время, широко применялась в военных конфликтах.
Калибр мм -37
Боевая масса кг -3400
Масса снаряда кг -7,35
Начальная скорость снаряда м/сек -880
Расчет человек -7
Дальность стрельбы км -4
Темп стрельбы, выстрел/мин -160

100-мм артиллерийская установка Б-34-У-1.



100-мм артиллерийская установка Б-34 разработана под руководством В.И. Кудряшова в КБ завода = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1938 году. В процессе доработки конструкции артустановке придали универсальный характер: повысили дальнобойность, сохранили ранее принятый для зенитных орудий угол вертикального наведения и обеспечили возможность кругового обстрела. Б-34 устанавливались на крейсерах типа = Киров =, специальных железнодорожных платформах для создания мобильных артиллерийских группировок и в фортах на подступах к главной Ленинградской военно-морской базе Кронштадту.
Калибр мм -100
Боевая масса кг -13700
Дальность стрельбы км -22
Масса снаряда кг -15,8
Начальная скорость снаряда м/сек -872
Темп стрельбы выстрел/мин -15
Расчет человек -9

Большой морской бомбомет БМБ-2.

433,5-мм одноствольный большой морской бомбомет БМБ-2 создан конструкторским коллективом под руководством В.И. Шавырина. Предназначен для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам. Метание глубинных бомб осуществлялось с помощью заряда. Устанавливались в кормовой части корабля и стреляли по его траверзу. Во время Великой Отечественной войны применялся на надводных кораблях типа = Большой охотник = противолодочной обороны военно-морских сил.
Калибр мм -433,5
Масса бомбомета кг -45
Угол возвышения град. -45
Дальность бомбометания -120
Скорострельность выстрел/мин -10


Глубоководный минный защитник ( ГМЗ ).

Глубоководный минный защитник ( ГМЗ ) предназначен для защиты выставленных морских мин от траления контактными тралами. ГМЗ состоит из якоря, магазина с буйками, тросов с навешенными резаками ( патронами ) для перерезания или перебивания тральной части.
Масса кг -900
Количество зарядов шт -9
Масса заряда кг -8,8
Глубина места постановки м -70-395
Срок службы год -1
Морская якорная мина образца 1908/1939 годов.


В 1908 году на вооружение Российского флота поступила шаровая гальваноударная мина конструкции П.П. Киткина. В 1939 году она была модернизирована и получила обозначение морская якорная мина образца 1908/1939 годов. Контактная с гальваноударным взрывателем, срабатывающем при ударе корабля по выступающему из корпуса мины взрывателю. После постановки путем сбрасывания в воду, мина освободившись от якоря, всплывает на установленную длину минрепа и становится на боевой взвод. Эти мины успешно применялись в годы войны для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника.
Масса мины с якорем кг -602
Масса взрывчатого вещества кг -110
Габариты мм 1280х915х1120
Глубина места постановки м -15-110
Время привода в боевое положение мин -120
Живучесть мины год -10


Дальномер ДМ-3.

Дальномер ДМ-3 предназначался для определения дистанции и скорости цели, а также корректировки артиллерийского огня и передачи данных в приборы управления стрельбой корабельной артиллерии. Устанавливался на боевых надводных кораблях ВМФ СССР.
База м -3
Масса кг -370
Увеличение в каратах -14-28
Пределы измерения дальности км 1,7-46,3


Прожектор линкора = Парижская Коммуна = СССР.


Линкор = Парижская Коммуна = ( Севастополь ) во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов вел боевые действия на Черном море при обороне и освобождении военно-морских баз Севастополя и Новороссийска. Сигнальный прожектор предназначался для передачи информации кодом Морзе. В котором каждой букве или знаку соответствует определенная комбинация кратковременных ( точка ) и длинных ( тире ) посылок импульсов света. Изменение продолжительности импульса осуществлялось сигнальщиком путем изменения угла поворота шторок прожектора. Источником света служила электрическая дуга между двумя угольными электродами.
Масса кг -700
Высота мм -2100
Ширина мм -1800
Диаметр отражающего зеркала мм -1000
Напряжение питания вольт -110


В-11 37-мм морская автоматическая спаренная артиллерийская установка образца 1946 года.



В-11 создана в 1944 году на заводе №4 на базе двух автоматов 70-к. Принята на вооружение в 1946 году. Устанавливалась на крейсерах, эсминцах и тральщиках. Предназначалась для борьбы с низколетящими целями противника. Состояла на вооружении и в послевоенное время и широко применялась в военных конфликтах.
Масса т -3,4
Масса снаряда кг -0,735
Дальность стрельбы км -4
Начальная скорость снаряда м/сек -880
Скорострельность выстрел/мин -160
Расчет человек -7


45-мм палубная артиллерийская установка 21-К образца 1939 года.

45-мм палубная артиллерийская установка 21-К создана на Свердловском артиллерийском заводе №8 имени М.И. Калинина. В годы войны стояла на вооружении подводных лодок и катеров. Вела стрельбу по воздушным и морским целям противника.
Масса кг -507
Дальность стрельбы км -9
Скорострельность выстрел/мин -25-30
Начальная скорость снаряда м/сек -760
Расчет человек -3


305-мм ствол орудия линкора.





305-мм ствол устанавливался на кораблях, морских железнодорожных артиллерийских транспортерах и орудиях береговой обороны. Линкоры = Марат =, = Октябрьская революция = и = Парижская Коммуна =, введенные в строй в 1914 году были оснащены 305-мм башенными установками. Железнодорожные транспортеры участвовали в обороне Прибалтики и Ленинграда.
Масса т -50,56
Длина мм -15850
Предельная дальность стрельбы км -40
Живучесть ствола, выстрелов -400
Масса снаряда кг -470,9
Длина мм -1457,3
Заряд кг -132
Максимальная начальная скорость м/с -762,5

Фото. Линкор = Парижская Коммуна =.

Фото. Линкор = Марат =.
533-мм торпеда 53-39.



533-мм парогазовая торпеда образца 1939 года является модификацией 533-мм торпеды 53-38 образца 1938 года. Она отличалась увеличенной массой заряда, самой высокой скоростью среди торпед периода Великой Отечественной войны ( 51 узел ) и высокой точностью попадания в цель. Махачкалинский торпедостроительный завод выпустил более 4000 торпед, которые применялись для поражения боевых кораблей и транспортов, разрушения портовых и гидротехнических сооружений. Этими торпедами было потоплено более 1000 кораблей и судов противника. В ходе войны её модификацию = 53-39 ПМ = оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа = зигзаг =.
Калибр мм -533
Масса взрывчатого вещества кг -317
Масса торпеды кг -1800
Длина мм -7500
Дальность хода км -10
Скорость хода км/час -94


152-мм пушка КАНЭ ( Франция ).


152-мм пушка разработана французской фирмой = КАНЭ = в 1892 году. 7 августа 1895 года пушка была принята на вооружение, ею оснащались корабли и части береговой обороны вплоть до конца 40-х годов ХХ века. В частности, этими пушками были вооружены крейсеры = Варяг =, = Аврора =, = Очаков = и др.
Калибр мм -152
Боевая масса кг -13100
Дальность стрельбы км -223
Масса снаряда кг -51
Начальная скорость снаряда м/сек -735
Темп стрельбы выстрел/мин -2-4
Расчет человек -11


37-мм автоматическая зенитная пушка 61-Л образца 1939 года АЗП-39.

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-Л была разработана в КБ завода №8 ( г. Калининград Московской области ) под руководством М.Н. Логинова. Предназначалась для борьбы с воздушными целями на дальностях до 3500 м и высотах до 2500 м, летящими со скоростью до 250 м/с. Питание пушки осуществлялось из металлических обойм емкостью 5 выстрелов каждая. В годы Великой Отечественной войны пушка 61-К являлась основным зенитным средством Красной Армии для защиты наземных войск от низколетящих самолетов противника.
Боевая масса кг -2100
Расчет человек -7
Предельная досягаемость по высоте м -6700
Предельная досягаемость по горизонту м -8500
Темп стрельбы выстрел/мин -170
Вес снаряда кг -0,75
Начальная скорость снаряда м/сек -870
Скорость передвижения км/час -60


85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года.


85-мм зенитная пушка 52-К была разработана в КБ завода №8 ( г. Калининград Московской области ) под руководством М.Н. Логинова и Г.Д. Дорохина. Данная пушка являлась основным образцом советской тяжелой зенитной артиллерии в годы Великой отечественной войны. Пушка 52-К производилась на заводе №8 сначала в Подлипках, а после эвакуации с конца 1941 года выпускалась в Свердловске. С 1943 года пушки стали выпускаться с щитовым прикрытием, а с 1944 года полуавтоматику инерционно-механического типа заменили на полуавтоматику механического копирного типа. Пушки с новой системой полуавтоматики получили индекс КС-12.
Боевая масса кг -4900
Расчет человек -7
Предельная досягаемость по высоте м -10500
Предельная досягаемость по горизонту -15500
Темп стрельбы выстрел/мин -15
Вес снаряда кг -9,2
Начальная скорость снаряда м/сек -800
Скорость передвижения км/час -50


85-мм артиллерийская установка 90-К.



85-мм артиллерийская установка 90-К была разработана на заводе = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1942 году. Состояла на вооружении надводных кораблей и береговой артиллерии. Данная артиллерийская установка с заводским номером 0517 в годы войны произвела 240 выстрелов по врагу.
Калибр мм -85
Боевая масса кг -5300
Дальность стрельбы км -15,5
Масса снаряда кг -9,2
Начальная скорость снаряда м/сек -792
Темп стрельбы выстрел/мин -15-18
Расчет человек -9


100-мм артиллерийская установка Б-34-У-1.

100-мм артиллерийская установка Б-34 разработана под руководством В.И. Кудряшова в КБ завода = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1938 году. В процессе доработки конструкции артустановке придали универсальный характер: повысили дальнобойность, сохранили ранее принятый для зенитных орудий угол вертикального наведения и обеспечили возможность кругового обстрела. Б-34 устанавливались на крейсерах типа = Киров =, специальных железнодорожных платформах для создания мобильных артиллерийских группировок и в фортах на подступах к главной Ленинградской военно-морской базе Кронштадту.
Калибр мм -100
Боевая масса кг -13700
Дальность стрельбы км -22
Масса снаряда кг -15,8
Начальная скорость снаряда м/сек -872
Темп стрельбы выстрел/мин -15
Расчет человек -9


130-мм артиллерийская установка Б-13.


130-мм артиллерийская установка Б-13 была разработана в КБ завода = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1936 году. Этой артиллерийской установкой вооружались эсминцы, лидеры и крейсеры. Б-13 использовалась и как оружие береговой обороны. Применялась для отражения воздушного нападения, подавления огневых точек, уничтожения живой силы противника при высадке морских десантов и поддержке сухопутных войск, а также для противодействия надводным кораблям и судам.
Калибр мм -130
Боевая масса кг -12800
Дальность стрельбы км -25,5
Масса снаряда кг -33,5
Начальная скорость снаряда м/сек -870
Темп стрельбы выстрел/мин -10
Расчет, человек -9



152-мм артиллерийская установка МУ-2 ( СССР ).


152-мм артиллерийская установка МУ-2 разработана в КБ завода = Большевик = ( Обуховский сталелитейный завод ) в 1939 году. Артиллерийская установка относится к классу сверхдальних орудий среднего калибра. Выпускалась в корабельном и железнодорожном береговом вариантах. Перевод системы из одного варианта в другой допускался без существенных переделок путем использования фундаментного кольца и анкерных болтов. Дальность стрельбы достигалась за счет длины ствола, равной 57 калибрам. 152-мм орудия до последних дней войны участвовали в боевых действиях.
Калибр мм -152
Боевая масса кг -43000
Дальность стрельбы км -29
Масса снаряда кг -55
Начальная скорость снаряда м/сек -950
Темп стрельбы выстрел/мин -6-8
Расчет чел -20

Фото. Памятник военным морякам погибшим в битве под Москвой в 1941-1942 гг.

Гребной винт 611-Л13-АБ26 ( СССР ).

Шестилопастный, цельнолитой, латунный, винт фиксированного шага, правого вращения, малошумный. Различаются гребные винты правого и левого вращения в режиме = передний ход =. Для уменьшения шумоизлучения на кораблях применяются малооборотные и многолопастные винты, они устанавливаются в специальные направляющие насадки. Данный тип винта применялся на подводных лодках.
Диаметр м -1,68
Количество лопастей шт -6

Фото. Подводная лодка Щ-303 ( Ёрш ).

Фото. Подводная лодка Щ-109 ( Сом ).
Гребной винт 11 71 4253-39 ( СССР ).

Гребной винт 11 71 4253-39 четырехлопастный, цельнолитой стальной винт фиксированного шага, правого вращения, диаметром 2,5 метров. Гребной винт устанавливался на судах обеспечения (вспомогательных судах) ВМФ СССР, предназначенных для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота: плавучим базам, гидрографическим, грузовым, океанографическим, противопожарным, рефрижераторным, санитарно-транспортным (госпитальным), спасательным, обеспечения, снабжения, транспортным, кабельным, ледокольным и другим судам, в том числе морским и речным судам гражданского флота. Для защиты винта от поломки, при плавании судов в районах с ледовыми условиями, применялись специальные направляющие насадки. Винты противоположного направления вращения обеспечивали повышение КПД до 15% за счет уменьшения потерь на закручивание потока.
Диаметр м -2,5
Число лопастей шт -4

Фото. Корабли обеспечения на Ладоге.

Фото. Северные конвои.
Гребной винт крупнотонажных кораблей ( СССР ).

Гребной винт фиксированного шага, правого вращения, сборный, применялся на линейных кораблях ( линкорах ) довоенной постройки, по четыре на каждом корабле. Три однотипных линкора = Марат =, = Октябрьская революция = и = Парижская коммуна = участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, первые два обороняли Ленинград, третий на Черном море защищал Севастополь и Новороссийск.
Диаметр м -4,6
Длина м -1,6
Масса т -14,5
Количество лопастей шт -4

Фото. Линкор = Марат =.

Фото. Линкор = Октябрьская революция =.

Фото. Линкор = Парижская коммуна =.
Якорь Холла.

Якорь Холла предназначен для обеспечения стоянки кораблей, типа эскадренный миноносец, на чистой воде, на глубине до 200 метров на песчаных и каменистых грунтах. Состоит из скобы, веретена, лапы, валика, штыря, коробки и весит около 3000 кг. Лапы якоря поворачиваются на 45 градусов. Якорь представляет собой металлическую, кованную конструкцию, разработан в Англии в 1888 году по чертежам капитана Холла. Хорошие держащие возможности якоря позволили принять его на вооружение военных и торговых флотов многих государств.



Фото. Якорь Холла на крейсере = Аврора =.

Продолжение следует.
Развейте тему дальше. Интересно узнать подробности!
Спасибо за предоставленную информацию. Я считаю, что нужно помнить о нашх героях
Спасибо за ценную информацию.
Спасибо автору! Очень информативно.