Как и обещал отдельно расскажу об одном из экспонатов Музея победы ТМ-3-12. Если Вы хоть раз посещали открытую площадку посвящённую Военно-морскому флоту, просто невозможно не заметить этого железного исполина массой более 340 тонн. Свою историю орудие ТМ-3-12 именно так называется эта установка ( расшифровывается как = транспортёр морской, тип три, калибр 12 дюймов = ) начинало не на железнодорожной платформе, а на флоте. Возможно именно поэтому данный экспонат расположен в музее на площадке ВМФ.
11 июня 1911 года на заводе = Руссуд = ( АО Русское судостроительное общество ) в Николаеве был заложен линкор-дредноут = Императрица Мария =. 30 июня 1915 года корабль прибыл к месту приписки в Севастополь. Вскоре = Императрица Мария = приняла активное участие в Первой мировой войне. В октябре 1915 года прикрывала 2-ю бригаду линейных кораблей в районе Зонгулдака. В ноябре их же в районе Варны и Евксинограда. Линкор участвовал также в Трапезундской десантной операции в феврале-апреле 1916 года.
Главным калибром корабля являлись 12/52 орудия Обуховского завода принятые на вооружение в 1907 году. Они располагались в башенных установках разработанных = Металлическим заводом = ( Санкт-Петербург ) по три орудия в каждом и получили обозначение МК-3-12 ( = морская корабельная, трёхорудийная, двенадцатидюймовая ). 12 калибр орудия в дюймах соответствует 305 мм, а 52 обозначает длину ствола пушки- соответствует 15850 мм. На борту = Императрицы Марии = было установлено четыре МК-3-12. Летом 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак сделал линкор своим флагманским кораблем и неоднократно выходил на нем в море.
Утром 20 октября 1916 года на севастопольском рейде, примерно в полумиле от берега, на = Императрице Марии = произошел взрыв порохового погреба под первой орудийной башней главного калибра. После чего последовала еще серия взрывов. Несмотря на все попытки экипажа спасти корабль, этого не удалось сделать и он затонул, погибло 225 моряков. Скорее всего это была запланированная диверсия. Есть версия, что взрыв линкора дело рук группы немецкого разведчика Виктора Эдуардовича Вермана. В советское время был даже снят двухсерийный художественный фильм = А был ли Каротин? = по сюжету которого чекист Каротин с двумя помощниками раскрывает немецкий шпионский заговор и одновременно находит виновников взрыва = Императрицы Марии = ( по фильму = Святая Мария = ). Упоминается взрыв на линкоре и в другом более известном советском фильме = Кортик = снятом на киностудии = Беларусь фильм = в 1973 году.
В мае 1918 года Экспедиция подводных работ особого назначения ( ЭПРОН ) предварительно разгрузив лежащий на дне корабль, загерметизировала его корпус и закачав туда воздух, сумела поднять линкор = Императрица Мария = и отбуксировать его в Севастопольский док. Восстановить корабль помешала гражданская война и в 1927 году он был разобран на металлолом, а вот для его 305 мм орудий история продолжилась.
В 1932 году при Ленинградском металлическом заводе было создано специальное конструкторское бюро перед которым поставили задачу разработки и реализации проектов создания крупнокалиберной артиллерии на железнодорожных платформах. В мае 1936 года был окончательно утвержден проект получивший, в соответствии с принятой нумерацией, обозначение ТМ-3-12. Изготовление установок было поручено Николаевскому государственному заводу. По своей конструкции транспортер ТМ-3-12 представлял собой дальнейшее развитие железнодорожных артиллерийских установок, разработанных ранее специалистами ЦКБС-3, речь идет о ТМ-1-14 ( 365 мм ) и ТМ-2-12 ( 305 мм ). В качестве прототипа было решено использовать транспортер ТМ-2-12, но предназначенное для установки на ТМ-3-12 12 дюймовое орудие обладало существенно большей длиной ( 52 калибра вместо 40 калибров у орудия ТМ-2-12 ). Для обеспечения заданного техническим заданием наибольшего угла возвышения в 50 градусов в конструкцию нового транспортера разработчикам пришлось включить механизм подьема станка орудия в боевое положение. При этом советские конструкторы учли негативный опыт использования электромеханического привода подьема станка, реализованный на железнодорожной артиллерийской установке ТМ-1-14, использовав на этот раз гидравлический привод. Помимо повышения надежности работы механизма подьема станка, такой шаг позволил сократить время, которое было необходимо для выполнения данной операции с 15,4 до 8 минут.
Также была заново разработана и схема подачи к орудию полузарядов и снарядов. Прежде всего, в вагон-погреб была введена снарядная тележка, которая каталась по рельсам в проходе между стеллажами. Тележка, нагруженная снарядом, выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба, полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам, после чего вручную загружались в кокор. Подьем кокора с помощью кранов был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки, по этой причине в конструкции транспортера ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки, снабдив её лебедкой, необходимой для подьема кокора, эта лебедка и заменила собой подьемные краны. Но краны все же решили сохранить, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа обладала еще одной лебедкой и тележкой для горизонтального перемещения кокора. Стоит отметить, что ТМ-3-12 стал первым транспортером, где процесс досылания стал полностью автоматическим. Так на ТМ-1-14 пневматически досылался только снаряд, а полузаряды досылались вручную. На установке ТМ-2-12 броском досылались и снаряд и полузаряды, но последние просто не доходили до своего места в каморе орудия, поэтому окончательная досылка все равно осуществлялась в ручном режиме. И лишь в ТМ-3-12 досылка была полностью автоматической и производилась броском зарядного стола. Это положительным образом отразилось на скорострельности установки. Один выстрел у ТМ-1-14 занимал примерно 40 секунд, у ТМ-2-12 35 секунд, у ТМ-3-12 30 секунд, что позволяло производить до двух выстрелов в минуту. Основным способом ведения огня для тяжелых советских железнодорожных артиллерийских установок была стрельба с основания, представлявшего собой бетонный массив с размерами 16 х 16 х 3 метра на железном каркасе. Транспортер по рельсам, которые были вмурованы в бетон, заезжал на такое основание. После этого с транспортера опускался опорный цилиндр, который болтами крепился к бетонному основанию, затем из-под транспортера выкатывались тележки, и он опирался уже лишь на возимое основание ( тот самый цилиндр ), а также два задних катка.
Фото. Хорошо виден опорный цилиндр.
Строительство подобного сооружения обычно велось несколько недель. При этом установка превращалась из железнодорожной в обычную береговую и получала возможность ведения кругового обстрела, что имело особенно важное значение при стрельбе по движущимся целям.
Был у артиллерийской установки и дополнительный метод стрельбы- непосредственно с колес. Так как угол горизонтального наведения 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, стрельба обычно осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались = усами =. Радиус закругления данных усов составлял 500 метров. Для того чтобы изменить угол горизонтального наведения орудия на 10 градусов, транспортер ТМ-3-12 должен был проехать по ветке несколько десятков метров вперёд или назад. Кстати, надо отметить еще одну интересную особенность. В = обычном = режиме транспортер перевозился паровозом ( на батарею полагалось один-два паровоза серии Э ), но две крайние тележки транспортера имели вспомогательные электродвигатели и могли двигаться самостоятельно правда очень медленно и недалеко.
Фото. Задние тележки с электродвигателем.
В боекомплект артиллерийской установки входили как старые бронебойные и фугасные снаряды образца еще 1911 года массой 470 кг, так и более новые боеприпасы. К новым боеприпасам, которые были приняты на вооружение в 1928 году, относили фугасный дальнобойный снаряд массой 314 кг. Этот же снаряд использовался для стрельбы из артиллерийских установок ТМ-2-12, однако в данном случае, благодаря существенно большей длине ствола орудия, начальная скорость снаряда возросла до 950 м/с ( против 823 м/с у ТМ-2-12 ), что позволило уверенно поражать цели, расположенные на удалении в 29632 метра.
Тактико-технические характеристики ТМ-3-12
Длина- 33,9 м
Ширина- 2,9 м
Высота- 4,8 м
Калибр- 305 мм
Длина ствола- 52 калибра 15,85 м
Ресурс ствола- 400 выстрелов
Скорострельность- 1,8-2 выстрел/мин
Наибольший угол возвышения орудия- 50 градусов
Угол склонения- 2,5 градусов
Угол гризонтального наведения- 5 градусов
Масса фугасного снаряда- 314 кг
Начальная скорость снаряда- 950 м/с
Максимальная дальность стрельбы- 29632 метра
- За период с июля 1938 по январь 1939-го он выпустил три ТМ-3-12.С 21 по 23 июля 1938 года на НИМАП проводились испытания первой установки. При этом были обнаружены недостатки её схемы электрооборудования. В последующих двух установках этот недостаток был устранен, помимо этого с целью облегчения конструкции транспортеров ряд деталей был выполнен вместо стали из дюралюминия. После успешных испытаний на полигоне все три установки поступили на вооружение батареи №9 и убыли на Советско-финский фронт. 9-й отдельный артиллерийский дивизион состоял из 5 эшелонов, 3 из которых были боевые, в состав которых входили сами артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, один эшелон со средствами ПВО и один- подвижная база. Составы эшелонов был следующие:
Первый боевой эшелон
- Контрольная платформа
- Контрольная платформа
- Паровоз Э
- Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
- Бронированный вагон-снарядный погреб
- Бронированный вагон-зарядный погреб
- Вагон-силовая станция
- Вагон с запасными частями и принадлежностями
- Вагон центрального поста управления стрельбой
- Платформа для возимого имущества
- Мягкий штабной вагон
- Вагон для личного состава
- Вагон для личного состава
- Прожекторная платформа
- Автотранспортная платформа
- Платформа для кабеля ПУАО
- Вагон-склад
- Вагон-кухня
Второй боевой эшелон
- Контрольная платформа
- Контрольная платформа
- Паровоз Э
- Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
- Бронированный вагон-снарядный погреб
- Бронированный вагон-зарядный погреб
- Вагон силовая станция
- Вагон с запасными частями и принадлежностями
- Автотранспортная платформа
- Вагон для личного состава
- Вагон для личного состава
- Вагон-склад
- Вагон-кухня
Третий боевой эшелон
- Контрольная платформа
- Контрольная платформа
- Паровоз Э
- Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
- Бронированный вагон-снарядный погреб
- Бронированный вагон-зарядный погреб
- Вагон-силовая станция
- Вагон с запасными частями и принадлежностями
- Автотранспортная платформа
- Вагон для личного состава
- Вагон для личного состава
- Вагон-склад
- Вагон-кухня
Четвертый эшелон-подвижная база
- Паровоз Щ и Э
- Вагон-автомастерская
- Вагон-клуб
- Автотранспортная платформа
- Бронированный вагон-снарядный погреб
- Бронированный вагон-зарядный погреб
- Бронированный вагон-снарядный погреб
- Бронированный вагон-зарядный погреб
- Вагон-склад
- Вагон-склад
- Вагон-амбулатория
- Вагон для личного состава
- Вагон-продовольственный склад
- Вагон-кухня
- Цистерна для воды
- Цистерна для горючего
- Вагон-силовая станция
- Прожекторная платформа
- Автотранспортная платформа
- Вагон-баня
Фото. Бронированный вагон-снарядный погреб.
Фото. Вагон-мастерская.
Фото. Развернутая мастерская.
Эти артиллерийские установки использовались для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма. Огонь велся с хорошо известной жителям Санкт-петербурга круговой железнодорожной ветки Сестрорецк-Белоостров, которая была введена в строй в 1896 году, данная ветка идеальным образом подходила для действия этих артиллерийских систем. К началу Великой Отечественной войны батарея уже базировалась на острове Ханко, где вела огонь по вражеским кораблям, не давая им возможность войти в Финский залив, а также использовались для подавления финской артиллерии. В декабре 1941 года было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. Так как железнодорожное сообщение с Ленинградом блокировали финские войска, эвакуация проводилась морем. Это делало невозможным спасение артиллерийских установок, и их решили уничтожить. Казенные части стволов взорвали, противооткатные устройства привели в негодность, а многоосные тележки ходовой части затопили. Как это ни удивительно, финнам удалось восстановить установки. Они отремонтировали поврежденные механизмы орудий и подняли из воды тележки, а стволы получили через оккупированную Францию с однотипного с = Императрицей Марии = линкора = Александр III =, который в 1920 году после эвакуации белых из Крыма попал в тунисскую Бизерту принадлежавшую французам.
Фото. линкор = Александр III =.
В 1924 году французы согласились передать остатки белогвардейского флота СССР, благо дипломатические отношения как раз установили, но потребовали оплаты за те годы, пока флот стоял в Бизерте. У СССР денег на ржавые корабли не нашлось и линкор остался на месте. В 1936 его разобрали на металл. Двенадцать орудий главного калибра с разобранного русского линкора = Александр III = французы подарили в 1940 году Финляндии, шесть орудий финны установили на береговых батареях, два вынуждены были отдать СССР. Еще четыре орудия не успели попасть в Финляндию и достались немцам, которые использовали их в своих береговых укреплениях. Свои орудия финны и пустили на восстановление трофейных ТМ-3-12.
Фото. Подьем финнами затопленного паровоза серии Э.
Фото. Подьем транспортировочных тележек.
Фото. На переднем плане сосны в кадках, которые финны использовали для маскировки.
Фото. Комиссия из инженеров осматривает транспортер перед восстановлением.
Фото. ТМ-3-12 на стационарной боевой позиции без тележек.
Фото. Опорный цилиндр опущен в центр стационарной площадки и закреплен на нем болтами. Слева люк для доступа к кабелям.
Фото. Комиссия принимает отремонтированный ТМ-3-12.
Фото. Штабной вагон входящий в состав ТМ-3-12.
Фото. Бронированные вагоны для снарядов.
Фото. Тележки отогнанные из под транспортера ТМ-2-12. На заднем плане сам транспортер на котором ведутся ремонтные работы.
Фото. Проверка механизма вертикальной наводки.
Фото. Переговорное устройство на командном посту.
Фото. Вид со стороны подающих путей боеприпасов.
Фото. Бронебойные снаряды с баллистическим наконечником.
Фото. Тележка для подвоза боеприпасов.
Фото. Подьемник транспортировки снарядов и зарядов из погребов к орудию.
Фото. Процесс заряжания.
Фото. Подающие пути снарядов и зарядов.
Фото. Произведение выстрела.
После капитуляции Финляндии установки были возвращены в Советский Союз. В 1945 году ТМ-3-12 поступили на вооружение 294-й батареи железнодорожной артиллерии в Балтийске где простояли на боевом дежурстве до 1961 года. Все три установки уцелели до нашего времени. Одна из них находится в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе, еще одна в музее железных дорог России Санкт-Петербург, третья в форте = Красная горка = на южном побережье Финского залива.
Фото. ТМ-3-12 в форте = Красная горка =.
Фото. ТМ-3-12 в музее железных дорог России.
Такая вот своя увлекательная история у этого большого экспоната. При написании были использованы фотографии с финского сайта SA-Kuva.
Спасибо очень интересно.
Спасибочки большое за информацию.
Информация очень полезная.
Добрый день спасибо за информацию.
Спасибо за такую информацию. Не нужно долго искать.
Спасибо за такую информацию.