Хочется начать с выражения благодарности за проделанную работу Андрею Владимировичу Смирнову и Андрею Вячеславовичу Карпову. В истории Царь-танка очень много белых пятен, а о личности самого конструктора Николая Лебеденко до недавнего времени можно было прочесть только одно: = информации не сохранилось. Они провели исследование по разысканию архивных документов о Николае Лебеденко и восстановили его биографию.
Несмотря на то, что сам Царь-танк широко и давно известен, личность его создателя- Николая Лебеденко продолжала оставаться в тени забвения до наших дней. Нельзя сказать, что ему не было уделено внимания вообще, напротив и сама машина имеет второе название = Танк Лебеденко =, и как минимум, с 1933 года во всех серьезных работах, посвященных отечественному танкостроению, он упоминается. Другое дело, что фактической ценности эта информация не имеет. Лебеденко указывался то генерал-лейтенантом на русской службе, то капитаном, то инженером.
В романе Александра Бека = Жизнь Бережкова = и в снятом на его основе фильме = Талант = Лебеденко вообще выведен в образе беспринципного дельца, пытающегося сделать состояние на военных заказах для армии за счет чужих идей. Но сотрудники музея Смирнов А.В и Карпов А.В. доказали, что все эти факты далеки от истины.
И так начнем, Николай Николаевич Лебеденко родился 2 марта ( по новому стилю ) 1879 года в Москве в семье клинского купца 2-й гильдии Н.И. Лебеденко.
Обучение получил в частной гимназии Креймана ( Москва, ул. Петровка 25 ), главной задачей которой являлась подготовка учащихся к поступлению в университет. Учебное заведение было одним из лучших в Москве. Хотя и дорогим. Это был пансион, говоря современным языком- интернат. Высокое качество образования и строгая дисциплина сделали гимназию привлекательным местом для обучения отпрысков многих влиятельных и известных семей Москвы.
Фото. Улица Петровка 25 бывшая гимназия Креймана.
Фото. Аттестат зрелости получил 30 мая 1897 года, хорошие оценки по точным наукам, только тройка по греческому языку.
Фото. Первое фото Николая Лебеденко, ему здесь 18 лет.
1897-1903 годы. Учеба в университете.
В мая 1897 года Николай Лебеденко получает аттестат зрелости об окончании гимназии и подает заявление с просьбой о приеме на математическое отделение физико-математического факультета Московского императорского университета.
Фото. Заявление с просьбой о приеме на математическое отделение физико-математического факультета Московского императорского университета.
За годы учебы Лебеденко в университете он, по словам заслуженного профессора Н. Умова = выделялся как один из лучших студентов =. Весной 1903 года как окончивший курс университета Лебеденко подает зачетное сочинение = Световые явления в магнитном поле = и блестяще проходит испытания, итогом чего становится получение им диплома 1 степени ( диплома с отличием ) об окончании Московского университета. Но университет он не покидает, а остается на кафедре физики на два года для подготовки к профессорскому званию. Ходатайствуя об этом. Профессор Н. Умов отмечает следующее: = Нередко обращал на себя внимание своею способностью к остроумным приспособлениям =. В 1902 году Лебеденко еще до сдачи экзаменов отправляется на стажировку в Болонский университет, в лабораторию профессора Аугусто Риги. Характеризуя его деятельность в ней, профессор Умов особенно выделяет тот факт, что Лебеденко. Помимо теоритической постановки ряда важных для науки вопросов самостоятельно разработал методику испытаний и необходимые для них приборы, собственноручно их изготовил. По состоянию на 1903 год Николай Лебеденко свободно знает четыре языка: английский, немецкий, французский, итальянский.
Фото. Фотография Николая Лебеденко 1903 год.
Фото. На фото показан диплом первой степени ( по современному красный диплом ).
1905-1911 годы.
С 1905 по 1911 год Николай Лебеденко выполняет обязанности внештатного лаборанта при физическом кабинете университета ( без содержания ). В тот период в Московском университете преподавали такие выдающиеся деятели русской науки как Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, И.А. каблуков, П.Н. Лебедев, К.Е. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и др. Для Лебеденко они были не просто учителями и наставниками, но и коллегами, он был своим для этого круга. Как лаборант он указан среди участников XII Всероссийского съезда естествоиспытателей. Столь незначительная, на первый взгляд должность не должна вводить в заблуждение, в то время лаборант- это фактически заведующий лабораторией, отвечающий за её функционирование, проводящий в ней опыты, исследования, семинары и читающий лекции. Подтверждением его весьма высокого социального положения может служить тот факт, что уже в 1908 году = Н.Н. Лебеденко, лаборант = упоминается в книге абонентов телефонной сети Москвы, емкость которой составляла тогда около 8000 номеров. Может возникнуть вопрос- на какие средства жил Н. Лебеденко, будучи лаборантом без содержания? Он активно и успешно преподавал в женской гимназии Алелековой ( ул. Большая Никитская 46, ныне музей военной формы РВИО ), в мужском коммерческом училище имени Цесаревича Алексея, ныне Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова ( Стремянный пер. 36 ).
Фото. Частная гимназия Алелековой ( Большая Никитская 46/17 ).
Фото. Московское коммерческое училище имени Цесаревича Алексея ( Москва Стремянный пер. 28 ).
В 1905 году Николай Лебеденко бракосочетается с Марией Александровной Васильевой и в этом же году у них рождается сын Лев.
Фото. С левой стороны свидетельство 1902 года выданное Марии Александровне Васильевой об окончании 3-ей Московской женской гимназии, и получения звания = домашней учительницы =. Справа свидетельство 1905 года о том, что Московский императорский университет не возражает против брака Николая Лебеденко и Марии Васильевой.
В 1911 году он покидает университет, на фото ниже документ об увольнении.
По итогам его работы в университете он награждается орденом Св. Станислава 3 степени.
Фото. Орден Св. Станислава 3 степени.
Вот как Стечкин ошибочно описывает этот орден: = И в один прекрасный день Николай Николаевич- вкрадчивые манеры, медовые, бархатные подстриженные усы и дивные темно-вишневого цвета улыбающиеся глаза- собрался в путь-дорогу. Он нарядился в великолепный черный фрак, который ему очень шел, нацепил на лацкан нечто вроде ордена на красной ленточке ( где-то добыл по случаю ), захватил с собой шкатулку с моделью и отправился в Петербург =. А на самом деле этот орден был по праву заслужен.
С 1 августа 1908 года он становится начальником службы распределения тока Московских городских железных дорог ( ныне ГУП Мосгортранс, своими словами первые трамваи ), с годовым содержанием в 4200 рублей, что примерно соответствовало окладу депутата Государственной Думы того времени.
1909-1917 годы. Общественная деятельность на ниве воздухоплавания и изобретательства.
Помимо профессиональной деятельности, Николай Лебеденко самым активным образом принимает участие в общественной жизни, состоя членом множества обществ. Именно эта сторона его жизни и распахнула перед ним двери в самые высокие кабинеты, как об этом позже вспоминал А. Микулин, рассказывая о создании Царь-танка. Россию начала ХХ столетия не обошел стороной технический прогресс: бурное развитие автомобилей, авиации, телефонии, электричества повлекло за собой создание массы негосударственных организаций, с помощью которых прогрессивная часть общества рассчитывала популяризировать эти технические новинки. Быть среди них означало быть в первых рядах- и не зрителей, а созидателей, творцов науки и техники. В период с 1909 по 1917 год Николай Лебеденко был членом Императорского Русского технического общества ( Московское отделение, председатель автомобильного отдела ), Московского спортивного автомобильного общества ( техническая комиссия ), Московского общества электротехников, Московского общества воздухоплавания ( секретарь ), Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х.С. Леденцова и др.
Особо стоит обратить внимание на Московское общество воздухоплавания и Общество содействия успехам опытных наук (Леденцовское общество).
Фото. Общество воздухоплавания располагалось на Ходынском поле.
В деятельности общества воздухоплавания Лебеденко принимал самое непосредственное участие. На нем, как на секретаре лежали заботы по организации выставок, авиационных недель, перелетов (в частности, 1-й междугородный перелет по маршруту Санкт-Петебург-Москва в 1911 году). Одной лишь аппаратной работой деятельность Лебеденко не ограничивалась: он дважды совершает полеты на аэростате «Катэк», причем один полет – ночью. Стоит признать, что свой вклад в развитие авиации в России Николай Лебеденко, безусловно, внес. Интересно посмотреть на состав руководства общества: председатель – командующий войсками Московского округа генерал П.А. Плеве, члены правления – московский голова Н.И. Гучков, председатель Государственной думы А.И. Гучков, заслуженный профессор Н.Е. Жуковский. В состав руководства также входят – братья Рябушинские, С.А. Чаплыгин и др. Деловая, политическая, военная и научная элита страны. Безусловно, что работа в окружении столь значимых персон давала Лебеденко известные преференции.
Не менее значимым в его жизни стало членство в Леденцовском обществе. Оно было организовано согласно завещанию вологодского купца 1-й гильдии Х.С. Леденцова группой профессоров-естествоиспытателей во главе с Н.А. Умовым. Все ведущие ученые, профессора Московского университета и Московского технического училища входили в его состав. Первое заседание общества состоялось в мае 1909 года, а уже в ноябре Николай Лебеденко в числе первых оформил членство. Основной целью общество видело в развитии изобретательства и наук в России, для чего оказывало разностороннюю поддержку ученым, изобретателям как финансово, так и экспертно. На деньги общества, к примеру, были организованы лаборатории: аэродинамическая профессора Жуковского при Московском университете, И.П. Павлова в Санкт-Петербурге, физическая профессора П.Н. Лебедева. По изобретениям было выдано более 1000 экспертных заключений. Своего рода финалом деятельности общества стало его участие в проведении в октябре 1916 года 1-го Всероссийского съезда по делам изобретений, самое деятельное участие в котором принял и Н.Н. Лебеденко. Вероятнее всего, что столь активная и продолжительная работа на ниве популяризации науки и изобретений, возможность одним из первых иметь доступ к тем или иным техническим новинкам и идеям и привела Лебеденко к мысли о создании некой научно-технической лаборатории с производственной базой, где потенциально выгодные, сулящие коммерческие перспективы идеи и решения воплощались бы в готовые изделия или методы. По крайней мере, известен факт, что в 1913 году московские газеты сообщали о грядущем перевороте в полиграфии, который готовит бывший приват-доцент Московского университета Н. Лебеденко, предложивший новый способ красочной печати.
4 января 1913 года Николай Лебеденко переезжает на Зубовский бульвар 15.
Фото. Обращение о пересылке почты на новое место.
Фото. Зубовский бульвар 15.
Проживает на Зубовском бульваре он относительно недолго, до конца 1915 года, а в январе 1916 он переезжает в дом князя Щербатова на Новинском бульваре.
Фото. Дом князя Щербатова
1914-1917
Первая мировая война.
К началу 1 мировой войны Н.Н. Лебеденко имел частную лабораторию (Зубовский бульвар, д.17), занимавшуюся, как минимум, созданием способа цветной печати. Но не только: начавшаяся война дала толчок к созданию многих новых, ранее неизвестных, но крайне необходимых армии устройств. Не желая стоять в стороне, Лебеденко сразу же принимается за работу. Прежде всего, он известен как создатель танка, но это только часть работ его лаборатории. Первым же изобретением, доведенным до серийного производства и принятым на вооружение российской авиации, становится автоматическое устройство для бомбометания с аэропланов. С ГВТУ был заключен договор на поставку 20 штук на сумму 50000 рублей, который Лебеденко выполнил. Помимо этого, в лаборатории велись работы по созданию:
- взрывчатого вещества «москвит/лизит»
- способа цветной мозаичной печати
- прибора для записи реагирования самолета на действия элеронов и рулей
- прибора для проверки натяжения расчалок фюзеляжа самолета
- прибора инструментальной артиллерийской разведки
- прибора управления автоматическим зенитным огнем
- трассирующих пуль
- зажигательных (термитных) бомб
- Боевая машина/танк
- Двигателя АМБС (АМБЕС-1)
Фото. Зубовский бульвар 17. Научно-техническая лаборатория Лебеденко.
Кстати название = Лизит = дано не в честь жены, а в честь матери Лебеденко. Прибор инструментальной артиллерийской разведки, прибор управления автоматическим зенитным огнем, трассирующие пули- эти разработки опережали свое время лет на 20.
Фото. Прибор для автоматического сбрасывания бомб.
Фото. Промысловое свидетельство на торговое предприятие 3 разряда, выданное Николаю Лебеденко, окончившему курс императорского Московского университета, на поставку 20 штук аппаратов для метания снарядов для аэропланов на сумму 50000 рублей.
Фото. Документ о выполнении военного заказа.
Фото. Инструкция написанная самим Лебеденко к прибору автоматического сбрасывания бомб.
Фото. Этот прибор в своих работах описывали Жуковский и Журавченко.
Фото. Жуковский сидит на стуле, Стечкин посередине в очках, Микулин на мотоцикле справа.
Не давая оценку самому замыслу, стоит отметить, что само по себе создание подобного образца от идеи до испытаний всего лишь за год говорит как минимум о высокой культуре производства в лаборатории. Изготовление велось на разных заводах, что, однако не стало препятствием для успешной постройки (техническая документация, технический надзор, логистика — все оказалось на высоте). Местом складирования поступающих деталей и предварительной сборки стал манеж в Хамовниках (Комсомольский проспект, д.17А). Именно в этом манеже, как вспоминал А. Микулин, во время презентации «танка» военному министру Шуваеву он получил от последнего по протекции Лебеденко отсрочку от призыва в школу прапорщиков. Как знать, удалось бы Микулину, будь он призван на фронт, уцелеть в горниле Первой мировой войны.
Окончательная сборка и испытания «танка» проводились в другом месте: в лесном массиве между Орудьево и Вербилками. Место было выбрано в результате долгих поисков и поездок по Подмосковью, при этом, как вспоминал Микулин, Лебеденко «не удовлетворялся только тем, чтобы смотреть на карту. Он заставил других инженеров, из другой лаборатории, тайно от нас, сделать ему такую доску для карт с подвижным ходом и, по мере того, как ехал его автомобиль, у него крутилась карта, а приводом он сделал колесо от автомобиля.». В лесу был оборудован полигон с разгрузочной платформой, площадкой для испытаний, мастерскими и казармами для солдат и рабочих. Итог испытаний известен – машина, пройдя некоторое расстояние (около 500 метров), застряла. В лесном массиве действительно сохранились следы производственно-хозяйственной деятельности периода Первой мировой войны. По крайней мере, находки, сделанные сотрудниками музея в разное время и ныне находящиеся в экспозиции, относятся к этому времени.
Разберем несколько моментов касающихся постройки Царь-танка:
1. Жуковский знал Лебеденко. Хоть и Микулин утверждает обратное, но Лебеденко пересекался с Жуковским и в университете и в Обществе воздухоплавания, на сьездах и конференциях. Да и Жуковский не отдал бы просто так двух своих племянников какому-нибудь авантюристу и шарлатану.
2. Микулин утверждает, что части для Царь-танка делали крупнейшие заводы Коломенский, Сормовский и другие. Но во время войны большие заводы отчитывались власти = рабочей десятидневкой =, то есть докладывали о выпуске продукции каждые 10 дней. В архивах этих докладов нет никакого намека на детали корпуса Царь-танка. Вопрос кто его строил остается открытым.
3. Модель Царь-танка была показана Николаю II.
В архивах камер-фурьерских журналов ( в них обязательно фиксировались все посещения царя ) за 1916-1917 год никакого упоминания о Лебеденко нет. Модель точно была, и скорее всего её показывали людям у которых водились деньги, так называемому Союзу городов ( Земгор ) под руководством Львова. В то время был создан военно-промышленный комитет, это негосударственный орган созданный крупнейшими промышленниками, которые работали над военными заказами, вот скорее всего им как потенциальным инвесторам макет и был показан.
4. На строительство Царь-танка было выделено 210 тыс. рублей. Царь-танк не мог столько стоить. Заказ Сормовского завода на три парахода, каждый по 302 тыс. рублей.
Скорее всего эти деньги выдавались на всю работу лаборатории Лебеденко, в том числе и на зарплаты Микулина и Стечкина, зарплаты у них были не маленькие.
5. Сборка Царь-танка проходила недалеко от Орудьево. Это не так, Орудьево даже в то время считался крупным населенным пунктом, так что о секретности и речи быть не могло. Царь-танк строился в глухом лесу между Очево и Вербилками.
6. Почему = Нетопырь =. На одном из документов карандашом написано это слово.
Все очень просто, если поднять модель Царь-танка за заднее колесо, то он напоминает висящую вниз головой летучую мышь.
В 1916 году проходит 1-й Всероссийский съезд по вопросам изобретений. Научная, техническая военная элита решает поставить изобритательство на военные рельсы. Лебеденко был в числе организаторов этого сьезда и по заданию оргкомитета делает доклад.
1917-1920 годы.
В рядах Белого движения.
Шел 1917 год — февральская революция, двоевластие, корниловский мятеж, Октябрьская революция – круговорот событий поставил точку в судьбе самого известного изобретения Н. Лебеденко. Но не в его собственной. Революционные перемены Лебеденко не принял. О его пребывании в Москве в мае 1918 года свидетельствуют документы: он обратился в Университет с просьбой о выдаче ему паспортной книжки взамен утерянной. Прошение было удовлетворено, но, как ни странно, в архивном деле находится и сама паспортная книжка. В этом же году Лебеденко навсегда покидает Москву. О нем писал в своих мемуарах «В годы смут и надежд» видный деятель Белого движения Г.Н. Трубецкой: «инженер Лебеденко, принимавший деятельное участие в вооружённой борьбе, которая предшествовала утверждению большевиков в Москве». Из его мемуаров следует, что Лебеденко был первым, кто отправился из Москвы на Дон к генералу Алексееву с задачей консолидации антибольшевистских сил. Известно, что в дальнейшем Лебеденко находился в рядах ВСЮР (Вооруженные силы Юга России) и в период с декабря 1919 — марта 1920 годов эвакуировался из Новороссийска в Константинополь. С мая 1920 года обосновался в Белграде, в котором в то время оседало много белогвардейцев.
1926-1948 годы.
В Германии.
Белградский период жизни заканчивается в 1926 году. Вскоре он переезжает в Германию и в начале 1927 года обосновывается в Берлине. За эти годы менялись адреса, но одно осталось неизменным: Лебеденко продолжил заниматься тем же, чем и ранее: научно-технические исследования, преподавательская практика. С 1927 года он активно патентует свои изобретения (или те, которые таковыми считает) в различных отраслях техники. Получает патенты в Германии, Дании, Франции, США. Интересно, что часть патентов – это разработки дореволюционного периода (способ цветной печати, тип двигателя и др.). В адресных книгах и телефонных справочниках Берлина все это время (до 1948 года) он указывается как ученый, владелец частной лаборатории научно-технических исследований. Находилась она в районе Вильмерсдорф, на Церингерштрассе 30.
Фото. Лебеденко в адресной книге.
В Германии Лебеденко защитил 24 патента.
Покинув в 1918 году Москву, а в 1920 Россию, Лебеденко, надо полагать, меньше всего желал встречи с бывшими соотечественниками. Однако увидеть их ему пришлось: 1 мая 1945 года через этот квартал прошли наступающие «тридцатьчетверки» 3 гвардейской танковой армии П.С. Рыбалко: севернее –91 танковой бригады, южнее – 53 гвардейской танковой бригады.
После окончании войны Лебеденко остался проживать по тому же адресу — Берлин, Церингерштрассе 30, где и скончался в 8 утра 26 мая 1948 года от остановки сердца.
Похоронен он был на русском православном кладбище Тегель в 12 ряду 2 квартала. Однако могила его не сохранилась: была утрачена в результате нового захоронения в 2019 году.
Фото. До 2018 года могила Лебеденко выглядела как просто холмик около памятника.
Фото. В 2019 на этом месте произошло захоронение другого человека.
К сожалению, печальной оказалась и судьба его сына — Льва: обнаружен в архиве запрос 1930 года о социальном положении отца.
Лебеденко Лев Николаевич, 3.11.1905 г. р. В 1926 году окончил среднюю школу и поступил теплотехником на фабрику «Свобода». В 1927-1933 работал техником и и.о. инженера в Теплотехническом институте и тресте «Оргэнерго». В 1933-1935 теплотехник в Игарке и в Норильске. С 1935 студент-экстерн энергетического факультета ЛИИ. Отчислен с 27.05.1938 приказом от 15.06.1938 «за академическую неуспеваемость». Одновременно с учебой в институте был преподавателем математики в школе для взрослых №55 Василеостровского района. Фактически арестован 5.11.1937. Приговорен (Ком. НКВД и Прок. СССР, 25.03.1938; статьи 19-58-8, 58-10, 58-11) к ВМН. Расстрелян 8.04.1938 в Ленинграде. Одновременно арестована, приговорена и расстреляна его жена, Журкевич Ольга Леопольдовна, работавшая товароведом.(Архив СПбГПУ. Ф.15. Оп.15. Д. 5797; Ленинградский мартиолог. 1937-1938. Т.9. СПб., 2009. С.176, 286).
Вот такая нелегкая судьба была у Николая Лебеденко. Он прожил 69 лет, пережил две Мировые войны, революцию и эмиграцию. Лебеденко на самом деле оставил после себя заметный след, человек это был явно не рядовой и отличался от его персонажа из книг и фильмов. Им может гордиться и МГУ, и Мосгортранс, ну и конечно авиация.
Продолжение следует.
День добрый, ваша почта не принимает письма, свяжитесь
Я люблю ваш блог… очень приятные цвета и тема. Вы сами создавали этот веб-сайт или наняли кого-то, кто сделал это за вас? Пожалуйста, ответьте, так как я собираюсь построить свой собственный блог и хотел бы выяснить, откуда вы это взяли.
Большое спасибо, этот веб-сайт действительно ценный.
Отличный материал, спасибо