И так что же известно про полигон Царь-танка из книг.
Бек Александр Альфредович
Талант (Жизнь Бережкова)
Роман
На следующий день он повез меня и Стечкина в облюбованное им местечко. Сначала мы ехали в автомобиле, потом в одной деревне пересели в розвальни. С немалыми трудами мы добрались до полянки в густом глухом лесу.
— Будем строить здесь! — объявил Лебеденко.
Вскоре там уже работала рота саперов.
Они снесли сотни деревьев, расширяя поляну. Были выкопаны невероятно сырые землянки и выстроены домики из сырых, обливающихся слезами сосновых бревен для саперно-инженерных войск, которым предназначалось сооружать амфибию.
Участок обнесли колючей проволокой, через сто — двести шагов стояли часовые.
— Когда-нибудь здесь будет город.
Там зимой под открытым небом клепались чудовищные стальные колеса. На лесистом берегу реки была выстроена кузница и механическая мастерская, где обтачивались, подшабривались разные детали. Люди жили в сырости, работали на морозе, среди дыма костров, которые никого не согревали. Народ, попавший в этот ад, прозвал наше чудище «нетопырем».
В «Полянке» работало три роты саперно-инженерных войск, то есть, говоря попросту, несколько сот мобилизованных рабочих, одетых в солдатскую форму. Люди попадали туда, как на фронт, или, вернее, как в дисциплинарный батальон: никаких отпусков, хотя бы на двадцать четыре часа, не полагалось, часовые никого не выпускали за проволочные заграждения.
С первых же дней существования «Полянки» людей стали пожирать блохи, называемые лесными, необыкновенные по величине. Но ненавистнее блох было начальство. В «Полянку» подбирали каких-то особо бесчеловечных офицеров. Людей заставляли работать по шестнадцати часов, били по зубам, дубасили прикладами. Из-за этого Стечкин и я дважды устраивали скандалы Лебеденко и заявляли, что не будем ездить в «Полянку», если там не прекратятся зуботычины. После этого начальство, — во всяком случае, насколько мы могли проверить — не давало рукам воли.
Колеса росли, оплетенные дощатыми лесами, как возводимый дом. Предполагалось, что, когда опытный экземпляр будет закончен и испытан, в тот же час на Путиловском, Обуховском и Сормовском заводах приступят к изготовлению нескольких десятков машин, которые затем в разобранном виде на платформах под брезентом будут завезены к Черному морю, там в две недели собраны и пущены в дело.
Земляные валы полигона представляют собой каре правильной геометрической формы. Насчет их использования есть несколько версий: первая- их насыпали для того, чтобы танк показал свою способность проходить фортификационные сооружения, вторая- валы выполняли роль стапелей, ведь для того, чтобы прикрутить гигантские колеса к лафету, его нужно было приподнять, да и в условиях фронтовой сборки земляной = подьемник = был наиболее оптимальным решением.
Фото. Притаилась местная жительница.
Фото. Обвалившийся колодец.
Фото. Одна из землянок.
Фото. Еще один колодец.
Продолжение следует.
Спасибо за информацию, я ее не знал.